ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Некоторые исследователи того времени сами погружались в народную жизнь, занимались книжной торговлей. Наблюдения о чтении рабочих – шахтерах, крестьянах, чернорабочих на Украине опубликованы писателем С. А. Ан – ским (С. А. Раппопортом) в «Очерках народной литературы» (1892г.) и «Народ и книга» (1913г.)

В первой половине XX века, в 1920-е годы, первые значительные наблюдения за чтением были осуществлены в библиотеках Красной армии и флота. Основной метод об отношении к чтению – беседа, не ограниченная вопросниками. Вслед за библиотеками Красной армии, читателей стали изучать библиотеки, обслуживающие гражданское население. В 1925г. при Главполитпросвете была создана комиссия, которую возглавил видный библиограф Л. Н. Троповский. Комиссией планировалось регулярное проведение централизованных социологических исследований интересов различных групп читателей. Такие исследования были реализованы в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской губерниях. Изучались главным образом читательские интересы, иногда – мотивы выбора книг и цели чтения. Методами исследования служили беседы, наблюдения, анализ читательских отзывов и формуляров.

Читателей изучали также и вне библиотеки. Так, в середине 20-х годов Главполитпросвет провел большую работу по анализу рукописей и книг, адресованных крестьянству. Они читались вслух в крестьянской аудитории.

Реакция слушателей, их вопросы, высказывания, оценка произведений и пожелания подробно протоколировались. Так были собраны сведения, характеризующие уровень развития читателей-крестьян. Основываясь на них, Главполитпросвет давал указания издательствам о том, какую литературу нужно выпускать для деревни.

Такую же работу успешно проводил в 1920 – 1930-х гг. учитель А. М. Топоров в сельской коммуне «Майское утро» Алтайского края. Больше десяти лет А. М. Топоров по вечерам устраивал в кругу крестьян громкие чтения и обсуждения произведений русской, советской и зарубежной классической художественной литературы. Он накопил обширный материал и в 1930 году опубликовал книгу «Крестьяне о писателях».

В этот период начали разрабатываться также теоретические вопросы психологии читателя и чтения, библиотечной психологии (работы Д. А. Балики, С. Л. Вальгарда, А. А. Гайворонского, П. И. Гурова, А. А. Покровского, Н. А. Рубакина, Я. М. Шафира и других).

Таким образом, уже в первой половине XX века был накоплен и обобщен разносторонний материал о читательском облике рабочей и крестьянской аудитории того времени.


Новый этап в изучении читателей и чтения начинается с конца 1950, начала 1960 годов XX века. В исследовательскую деятельность активно включаются Ленинградский и Московский институты культуры, научно-исследовательские отделы крупнейших библиотек страны. Социологические исследования второй половины XX века отличаются крупномасштабностью, участием в них республиканских, областных краевых библиотек страны. Основные данные о распространенности, содержании и направленности чтения больших социальных групп населения в СССР был получены благодаря проведению исследований: «Читательские интересы рабочей молодежи», на базе 52 крупных и средних городах РСФСР (1963 – 1966гг.), «Советский читатель» (1965 – 1967 гг.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1969 – 1972гг.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1972 – 1976гг.) (29, с7-13).

Другим направлением социологических исследований чтения тех лет явилось исследование по теме: «Библиотека и научная информация» (1965 – 1969гг.), реализованным Государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ). Его программа предусматривала изучение роли библиотек различных типов в удовлетворении профессиональных запросов специалистов. Результаты этого исследования были опубликованы в сборнике «Специалист – библиотека – библиография». (47)

Заметим, что в 1970-е годы начинается новый этап в развитии научного интереса к проблемам психологии чтения. Активизация этого научного направления была объективно обусловлена необходимостью в обществе социализма укреплять идеологическое влияние на людей. Такое воздействие, как представлялось тогда, возможно через руководство чтением. Укрепить теорию руководства чтением новыми научными разработками были призваны исследования проблем психологии чтения.

В разработку проблем психологии чтения и читателя включаются ведущие научные коллективы институтов культуры, Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Психология чтения развивается не только как самостоятельная дисциплина, граничащая с социологией чтения, но и как раздел библиотечной психологии. Исследования проводятся на уровне общей психологии по проблемам формирования навыков чтения. Так, изучается структура и механизм восприятия и понимания литературы различных видов и жанров (Л. И. Беляева, Л. Г. Жабицкая, А. М. Левидов, О. И. Никифорова, Л. И. Рожина), особенности психических процессов и состояний человека при чтении (М. Б. Вайну, А. М. Миллер, П. Я. Якобсон). На социально-психологическом уровне чтение изучается как звено коммуникативной системы: «автор – текст – читатель», как средство социализации и воспитания личности (Л. И. Беленькая, Л. И. Беляева, А. А. Леонтьев, В. Д. Разова, В. Д. Стельмах, Б. Г. Умнов и другие). Следует отметить, что вопросы психологии чтения в рассматриваемый период разрабатывались и на международном уровне. Возглавляла их Государственная библиотека СССР им.В. И. Ленина (ныне РГБ). Совместно с Польшей, Венгрией, Болгарией были проведены исследования: «Восприятие художественной литературы читателями – рабочими социалистических стран», «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках».(35,36)


В 1980-е годы исследовательская деятельность по проблемам социологии и психологии чтения продолжает развиваться в традициях 70-х годов. В 1984 году ГПБ им. М. Е. Салтыкова – Щедрина совместно с НИИ культуры РСФСР организовал исследование «Чтение в Вашей жизни». Основным методом сбора информации был опрос городского населения, проведенный в 23 крупных, средних и малых городах РСФСР. Выборка в этом исследовании составила более 6000 респондентов, представляющих основные слои и группы городского населения. В 1990 г. в городах Алтайского края, Брянской, Калининской, Кемеровской, Курской областей был проведен пилотажный фокусированный опрос по теме «Общественное мнение о библиотеке». В 1992 году в трех разных по типу городах – Нижнем Тагиле, Краснотуринске и Красноуфимске было организовано подобное исследование, осуществленное сектором социологии чтения и библиотечного дела РГБ совместно с Екатеринбургской областной библиотекой. Эти исследования показали противоречивость образа библиотеки и читательской оценки реального состояния библиотечного обслуживания. На одном полюсе – ценностная модель библиотеки, свидетельствующая о ее высоком статусе, на другом – негативная оценка возможностей библиотеки и отход от нее интеллектуальной элиты. Особенностью социологических исследований 80-х годов по сравнению с предшествующим периодом является их практическая направленность. Исследователи пытаются объяснить причины снижения читательского спроса в массовых библиотеках, предложить формы влияния на читательскую активность, что ярко проявилось в исследовании «За книгой. Место чтения в жизни советского рабочего» (1987г.), укрепить теоретические положения советской теории чтения «Чтение художественной литературы в советской многонациональной среде». (18) Результаты локальных и авторских разработок по социологии и психологии чтения публикуются в сборниках трудов Ленинградского и Московского институтов культуры, в трудах ГБЛ им. В. И. Ленина, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (33,42,50)

В 1990-е годы XX века происходят глобальные перемены в политической, экономической и социальной жизни страны. Перемены в жизни страны совпадают и с активным внедрением компьютерных технологий в различные сферы деятельности людей, эти технологии осваиваются и библиотечной практикой. В этот период научные и практические приоритеты в библиотековедческой науке смещаются в проблемы информатизации и компьютеризации библиотечных технологий.


В первое десятилетие нового XXI века чтение вновь привлекает к себе внимание российских ученых. Однако этот интерес обусловлен резким падением основных показателей чтения у российского населения во всех демографических группах: сокращением числа читателей в библиотеках, числа посещений, книговыдачи, чтения книг, журналов, газет. Социологические центры страны – ВЦИОМ, социологический центр им. Ю. Левады публикуют данные о состоянии чтения в стране. (20) Библиотекари профессионалы, культурная общественность признают состояние чтения нетерпимым. В ноябре 2006 года принимается Национальная программа поддержки развития интереса к чтению в которой намечены этапы качественного изменения картины чтения в стране. Чтение россиян в Программе рассматривается как задача государственной важности.


Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Цель: формирование представлений о библиопсихологии и библиотерапии как направлении в психологии чтения.

Задачи:

1. Определить понятия изучаемой темы.

2. Раскрыть вклад Н.А. Рубакина в разработку библиопсихологии.

3. Дать характеристику методов и приемов библиотерапевтического воздействия.

Рекомендуемая литература: (3,19,23,26,31,34,38,40,41,50,55)

Основное содержание:

Словарь библиотечных терминов дает следующее определение психологии чтения: «Психология чтения – научная дисциплина, изучающая формирование навыков чтения, структуру восприятия и понимания текстов, роль и особенности психических процессов и состояний человека при чтении, их зависимость от объективных качеств печатных изданий, от особенностей читательской психологии личности». (7,с.120) Следует различать понятия «Психология чтения» и «Читательская психология». Они различаются как по объему, так и по своему содержанию. Психология чтения является научным направлением в познании психологии деятельности человека. Читательская психология в словаре определяется как «целостное структурное образование в общественном или индивидуальном сознании, регулирующее взаимоотношения читателя (личности, группы, общества) и печатной продукции» (7,с.167) Объемы этих понятий пересекаются в аспекте рассмотрения особенностей восприятия и понимания прочитанного, сопровождении процесса чтения мыслительной деятельностью и эмоциональными переживаниями. Различие понятий проходит в плане рассмотрения чтения как сложного вида умственной деятельности человека (психология чтения), и зависимости этой деятельности от читательских особенностей и состояний личности: его потребностей, интересов, мотивов, вкуса, читательского развития, состояния здоровья, возрастных и других социальных особенностей (читательская психология). Компоненты читательской психологии связаны с жизненным опытом личности: начитанностью, читательскими привычками, навыками, культурой чтения или с её индивидуально-типологическими свойствами – читательскими способностями, личностными чертами характера и другими.

Зарождение понимания чтения как сложного психического процесса в отечественной науке относится к концу XIX века. Термин «библиологическая психология», или «библиопсихология» ввел в научный оборот Н. А. Рубакин в своих работах «Психология книжного влияния», «Что такое библиологическая психология», «Библиологическая психология как теория и практика книжного дела». Впервые эти работы были опубликованы в Париже, Праге в середине 1920 годов XX века, а на русском языке в 1929 году была издана книга «Психология читателя и книги». В советской России труд Н. А. Рубакина был встречен весьма негативно и получил отрицательные отзывы специалистов. Такая оценка была дана потому, что при создании своей психологической теории чтения Н. А. Рубакин опирался на труды современных ему философов Э. Маха, И. Тэна, Г. Спенсера, зоолога Р. Семона, лингвистов и психологов В.Гумбольдта, А. А. Потебни, И. П. Павлова и других. В библиопсихологии Н. А. Рубакина последовательно и убедительно изложена авторская концепция, однако ее научное обоснование было весьма эклектичным в связи с еще слабой разработанностью наук, положенных в основу теории чтения. В те времена во всей отечественной науке господствовала марксистско-ленинская доктрина, с которой теория чтения Н. А. Рубакина резко расходилась. В библиотековедческой печати того времени появились публикации П. Гурова, Я. Шафира и других, признавших теорию библиопсихологии Рубакина глубоко ошибочной, и даже вредной. За научную неразборчивость Н. А. Рубакина обвинили в эклектизме. В вину Н.А.Рубакину ставились научные заблуждения о субъективности восприятия текстов, резко критиковали его за выводы «сколько у книги читателей, столько у нее и содержаний», о невозможности адекватного восприятия читателем мыслей и переживаний писателя, изложенных в тексте литературного произведения. Взгляды Н. А. Рубакина резко расходились со складывавшейся в те времена советской теорией руководства чтением, главный тезис которой опирался на возможность и необходимость влияния и формирования советского человека с помощью книги.