ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 368

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Научная прозорливость Н. А. Рубакина намного опередила время. Сто лет назад Рубакиным были заложены основы теории чтения и библиопсихологии, которые и по настоящее время практически не разработаны.

Вместе с тем интересно заметить, что теоретические и прикладные аспекты влияния текста на его читателя стали изучаться в медицинских науках также в конце XIX века, как в России, так и за рубежом, в Германии.

Именно в это время начали закладываться основы библиотерапии. Термин «библиотерапия» впервые употребил Самюэль Гротер. Библиотерапия – междисциплинарная наука о теории и методике психологического воздействия на читателей/пациентов посредством специально подобранных произведений печати.

Понимание значения и использования искусства на здоровье и лечение человека сложилось очень давно.

Так, у А. С. Пушкина находим такие строки:

«…Коль мысли черные к тебе придут –

Откупори шампанского бутылку,

Или прочти «Женитьбу Фигаро…».

С развитием и распространением грамотности и книг и врачи, и сами пациенты начинают использовать чтение в лечебных целях. Так, чтение использовали для отвлечения от тяжелых переживаний, с целью получения информации о заболеваниях и их лечении, изменения стереотипов мышления в связи с недугом в конце XIX П. Дюбуа, Л. Моль, О. Розенбах. В российской медицинской практике в начале XX века пользовались влиянием чтения на больных И. Е. Дядьковский, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков и другие. В советской медицине основополагающими работами в этой области являются труды И. З. Вельвовского, В. Е. Рожнова.

Большой вклад в теорию и практику библиотерапии внесла работа Н. А. Рубакина «Психология читателя и книги», работы современных исследователей и практиков библиотерапии, - А. М. Миллер, Ю. П. Дрешер. Однако, несмотря на развивающуюся практику библиотерапевтического воздействия в библиотеках лечебных заведений, библиотеках специальных социальных учреждений, обслуживающих детей и взрослых, библиотерапию нельзя еще признать хорошо разработанной. Развитие этого направления в библиотечной работе требует подготовленных специалистов, энтузиастов – подвижников, взаимодействующих с врачами – психотерапевтами, долговременных научных и практических наблюдений и обобщений, финансовых вложений, что в настоящее время не находит поддержки ни со стороны отечественного здравоохранения, ни со стороны органов социального попечительства.


Основным методом библиотерапевтического воздействия является беседа. Она используется как индивидуально в общении с пациентом, так и в общении с группой. Этот метод используется и в начале контакта, при рекомендации специально подобранных пациенту произведений для чтения, и в общении библиотерапевта после прочтения. Другим вариантом метода беседы является ведение пациентом дневниковых записей, написание аннотаций, сочинений - размышлений на прочитанные книги. Суть этих методов заключается в переосмыслении происходящего в жизни пациента под влиянием событий, происходящих с героями рекомендованных для прочтения произведений. Вполне понятно, что к библиотерапевту предъявляются большие требования. Это должен быть, прежде всего, такой человек, которому пациент настроен, всецело, доверять. Во-вторых, этот специалист должен хорошо знать психологию личности, знать специфику протекания познавательных процессов при чтении, интеллектуальные и иные способности пациента, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального реагирования, морально-нравственные качества и множество других индивидуальных составляющих личности. В-третьих, -библиотерапевт должен хорошо знать рекомендуемые произведения, глубоко разбираться в них и, одновременно, искусно задавать пациенту вопросы, вести его к глубокому осмыслению прочитанного. Современные библиотерапевты используют в работе не только произведения художественной литературы, но и другие виды литературы: специальную литературу по медицине, психологии, философии. Целью рекомендации для прочтения такой литературы является понимание пациентом неизбежности конфликта между реальным миром и субъективным мироощущением, интерес к жизни обеспечивает чтение научно-популярных книг. Чтение биографических и автобиографических произведений обеспечивает знакомство с характерами и судьбами известных сильных личностей. Такие книги помогают понять себя, найти сходство и примеры для подражания. Оказывает хороший терапевтический эффект небольшие произведения русской и зарубежной классической литературы. При подборе классики важно ориентироваться на произведения, вселяющие оптимизм, с хорошим концом. Юмористическая и сатирическая литература учит широкому взгляду на жизнь, ведь «смеясь, человечество расстается со своими ошибками», учит общению, стимулирует появление положительных эмоций. Позитивно влияют на пациента сборники афоризмов, «крылатых» высказываний философов, писателей. В афоризмах отточены идеи, заключена человеческая мудрость, высок авторитет автора, бесспорно позитивно влияющий на читателя.


В последние двадцать лет получила самостоятельное значение сказкотерапия. Применяется это направление в библиотерапевтической работе с детьми. Это направление родилось на стыке психологии, педагогики и детского художественного творчества. Сказкотерапия дает хорошие результаты в работе с социально запущенными детьми, для коррекции психических состояний и девиантного поведения детей и подростков.

В библиотерапевтической работе много проблем. Наиболее значимая из них - отсутствие подготовленных кадров.


Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Цель: формирование представлений о процессах восприятия и понимания при чтении художественной литературы.

Задачи:

1. Раскрыть содержание основных понятий темы.

2. Охарактеризовать особенности художественной литературы как вида искусства.

3. Дать характеристику стадий восприятия художественной литературы.

Рекомендуемая литература: (35,36,52,54,58)

Основное содержание:

В психологии под восприятием понимают психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие в процессе чтения – одна из психических функций, определяющая сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой через зрительные рецепторы глаз. В процессе чтения у человека одновременно с восприятием и преобразованием письменного текста в образы задействованы и другие психические процессы – понимание, мышление, воображение, память, эмоции воля и другие. Процесс восприятия сопровождает процесс понимания.

Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Понимание это результат мыслительной деятельности человека. Условием понимания является накопленный запас знаний, жизненный опыт, мыслительные операции - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация и другие. Понимание – это психический процесс включения воспринятой информации о чем-либо в прежний опыт человека, в усвоенные ранее знания, и постижение на этой основе смысла и значения содержания воздействия. Особенностью понимания является его обусловленность умственными стереотипами, прежним опытом, уровнем предшествующего знания. Понимание это сфера интеллекта человека, оно опирается на индивидуальный опыт, запечатленные в памяти нормы и ценности, образцы поведения. Реализуется понимание главным образом через язык и речь, через действия и поступки человека.

Роль чтения художественной литературы в культурной жизни людей была значимой во все времена. Как вид искусства художественная литература возникла на почве мифологии и устного поэтического творчества в Древней Греции и Древнем Риме в I в. до н.э. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, социально – культурные ценности. Особенно значима роль художественной литературы как средства познания мира человеческих отношений и в этом смысле она для читающего человека является источником образования и воспитания. Своеобразие влияния художественной литературы на людей определяется ее основной особенностью – тем, что она является художественным обобщенным изображением жизни. Ее воздействие сходно в известной мере с воздействием реальной действительности, но в то же время существенным образом отличается от нее. В результате непосредственного взаимодействия с действительностью, затрагивающей мировоззрение человека, его потребности, личные установки и вкусы, формируется личность, ее собственный, выстраданный опыт. Непосредственно и реально взаимодействовать и изображением невозможно, читатель ничего не может в нем изменить, и изображенное писателем непосредственно не изменяет жизнь читателя. Поэтому непосредственное переживание читателем событий произведения относится им не к самому изображаемому, а к тому, что изображается, к изображенной действительности. Именно поэтому содержание произведения, вызванные им чувства, могут быть усвоены личностью читателя. Образы произведения не только отражают действительность, но и выражают обобщенный опыт писателя, его понимание жизни, ее эстетическую оценку. Из всего многообразия своего опыта писатель выражает то, что представляет общественный интерес, что может затрагивать других людей. Только при этом условии произведение будет читаться другими людьми. Заметим, что художественные образы воссоздаются читателем при чтении на основе собственного пережитого опыта. Если такого опыта у читателя нет, или его недостаточно, то именно благодаря воображению читатель получает первый опыт постижения действительности, быть может, пока не точный, но свой, первый и очень яркий. Поэтому художественное изображение затрагивает личность читателя, вызывает очень сильные чувства. Заметим, что чувства, возникающие у читателя в процессе чтения художественной литературы, носят обобщенный, теоретический характер и, оставаясь глубоко личными, они возвышаются до общечеловеческих. Вместе с тем переживаемые чувства читателем при чтении освобождены, очищены от всего мелкого, случайного, ситуационного, как это случается в реальной жизни, часто сопровождаются эмоциональным подъемом и просветленностью переживаний.


Художественная литература, как и другие виды искусства, есть особая область эстетического. Культурный феномен эстетического обладает двумя особенностями: выразительностью и наличием оценки. Выразительность достигается через предмет, передающий определенное духовное содержание. В художественном литературном произведении это его персонажи, события их жизни, сюжетная линия, используемый автором произведения язык.

Оценка всегда присутствует в любом познавательном акте, в том числе и при чтении художественной литературы. В художественном литературном произведении все его элементы подчинены выражению определенного содержания, и все они носят выразительный и образный характер. Художественное произведение оценивается читателем по выражаемому им содержанию и по совершенству формы выражения. Оценка произведения носит субъективный характер и во многом зависит от особенностей восприятия, уровня читательского развития, читательского опыта, художественного вкуса и других факторов.

Восприятие художественной литературы целостно и в то же время чрезвычайно сложно. Обычно оно протекает непосредственно и только в затруднительных случаях становятся осознанными те или иные операции воображения или умственного действия. В процессе восприятия различаются следующие стороны:

- непосредственное восприятие произведения (воссоздание его образов и их переживание);

- понимание идейного содержания;

- эстетические оценки;

- влияние литературы на людей как последствие восприятия произведений.

Все эти стороны взаимосвязаны, но в то же время их механизмы отличаются друг от друга. Так, понимание идейного содержания зависит от воссоздания образов произведения, но механизмы этих процессов противоположны. Весь процесс восприятия литературных произведений на всех его этапах носит эстетический, оценочный характер, однако механизм эстетической оценки имеет специфические особенности. Влияние художественной литературы на людей – результат всех упомянутых процессов, но, кроме того, оно определяется еще и другими факторами.

В процессе восприятия художественной литературы различаются три стадии. Первая стадия – непосредственное восприятие произведения, то есть воссоздание и переживание образов произведения. На этой стадии ведущим оказывается процесс воображения. Если воображение читателя не развито, или в силу особенностей типа личности практически отсутствует, то восприятие художественного текста будет неполноценным. Следует заметить, что при чтении художественного произведения процессы воображения и мышления тесно взаимосвязаны, однако мыслительные процессы должны быть подчинены процессу воссоздания образов произведения и, не подавлять эмоциональности восприятия произведения. Заметим, что слова текста имеют понятийное значение и образное содержание. Автор художественного произведения так подбирает слова, чтобы в воображении читателя реализовалось образное содержание слов. Если же читатель опирается на понятийную сторону речи, то его восприятие перестает быть художественным. Оно становится интеллектуальным и ущербным с позиций эстетических критериев. Мыслительные процессы (понимание) сопровождают чтение художественной литературы для того, чтобы понять идейное содержание, замысел автора, его отношение к героям произведения.