ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2730

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.

2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.

5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.

6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.

9. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

10. Обычай как источник международного права

11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм

13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств

14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.

15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ

16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации

17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники

18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств

19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания

23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего СССР

24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.

25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.

27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.

28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.

29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.

30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.

31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.

32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.

33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.

34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм

35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций

36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры

38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.

39. Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека (с учетом изменений, внесенных Протоколом №14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.

41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.

42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.

43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.

45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.

46. Международная организация труда (МОТ). Конвенции МОТ по охране трудовых и социальных прав человека.

47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.

49. Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.

50. Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда

51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры

52. Правовой статус Комиссии международного права ООН, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права

53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.

54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции

55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.

56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений

57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники

58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. ВТО и Россия.

59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров

60. Виды территорий в международном праве

61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы

62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф

63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм

64. Международное морское право: понятие, источники, институты

65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

67. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ об исключительной экономической зоне

68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство РФ о континентальном шельфе

69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам

70. Международно-правовая борьба с пиратством

71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района

72. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники. Виды воздушного пространства и их правовой режим

73. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты

74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).

75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.

76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).

77. Международно-правовая охрана Мирового океана.

78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.

79. Понятие международного уголовного права. Его становление и развитие. Принципы и источники международного уголовного права.

80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.

81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.

83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.

85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

86. Понятие и источники международного гуманитарного права, система принципов. Виды вооруженных конфликтов.

87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов

88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.

90. Запрещенные методы и средства ведения войны.


Высший орган – Конференция министров, созываемая 2 раза в год, состоящая из представителей всех государств.

Генеральный совет (осуществляет функции Конференции министров в период между сессиями, кроме вопросов исключительной компетенции и обеспечивает общее руководство органами: Советом по торговле товарами, Советом по торговле услугами, Советом по торговым аспектам интеллектуальной собств. Также Генеральный совет осуществляется функции по урегулированию споров).

Секретариат (административно-организационные вопросы ВТО).

Учредительный акт ВТО состоит из пакета соглашений – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное соглашение по услугам, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, договоренность о правилах разрешения споров.

В системе ВТО действует правило «единого пакета», в соответствии с которым каждая страна вступающая в ВТО должна принять обязательства по всему пакету соглашений.

ВТО базируется на принципах недискриминации и исключений из него, принципов национального режима и исключений из него.


С созданием ВТО правовое регулирование охватило не только торговлю товарами, но и услугами, объектами интеллектуальной собственности, инвестиционные меры, антидемпенговые меры, нетарифное регулирование и др.





59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров


Международным экономическим договором называется соглашение между двумя и более государствами или иными субъектами международного экономического права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области экономических отношений между ними. Международные экономические договоры направлены на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений между заключившими их государствами в области внешнеэкономической деятельности.

Основным источником являются международные договоры (универсальные и региональные, а в основном двусторонние)- Многосторонние и двусторонние договоры, регулирующие международные экономические отношения

Многосторонние договоры: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года, Бреттон-Вудкие соглашения о создании МБРР и МВФ 1944г.

Двусторонние договоры: Договор к Энергетической хартии 1994г, Соглашение о партнерстве между РФ , с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994г.

После подписания международного договора соответствующие органы государства утверждают этот договор. Такой акт называется ратификацией. Ратификация имеет большое значение, так как она придает международному договору юридическую силу и составляет одно из важных отличий международного договора от гражданско-правовой сделки.


Межгосударственные экономические споры в рамках ВТО.

В рамках ВТО торговые споры ведутся только правительствами государств в случае возникновения торгового спора по любому из многосторонних торговых соглашений, входящих в сферу действия Договоренности по правилам и процедурам разрешения споров (далее ДРС). Таким образом, сфера урегулирования торговых споров включает в себя споры, возникающие не только по обязательствам ГАТТ, но и предусмотренные Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и ГАТС. Однако все эти соглашения содержат некоторые специфические правила, которые превалируют над правилами и процедурами ДРС.

Компании в таких спорах не участвуют, они могут либо полностью доверить защиту своих интересов правительствам, либо принимать участие в качестве третьей стороны.

В рамках ВТО существуют два основных способа урегулирования споров:

      - поиск взаимоприемлемого решения в рамках двусторонних консультаций, и

      - обращение в Орган по урегулированию споров (далее ОРС).

На практике ОРС – это Генеральный Совет ВТО, который собирается специально для рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием споров. Обычно он собирается один раз в месяц и обладает полномочиями учреждать третейскую группу, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа и осуществлять надзор за применением вынесенных решений и рекомендаций, а также разрешать приостановку уступок по Соглашению об учреждении ВТО.

Процедура урегулирования спора в случае обращения в ОРС состоит из трех основных этапов:

     - консультации между сторонами;

     - разбирательство в рамках ОРС;

     - выполнение сторонами спора решения ОРС.

Разрешение международных инвестиционных споров.

Споры между государством и иностранным инвестором – частным лицом об отношениях, касающихся инвестиций, являются частноправовыми и, согласно нормам международного публичного права, подлежа, прежде всего, разрешению в национальных судах одной из спорящих сторон. Чаще всего такими судами являются суды государства, на территории которого осуществляется инвестиция.

Основания для возникновения инвест споров встречаются на практике Арбитражного трибунала международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Предусматривается 2 основные процедуры урегулирования споров 1) путем переговоров между сторонами. 2) путем арбитражной процедуры. После того как исчерпав все средства мирного урегулирования споров межу государством и частным инвестором, они по требованию одной из сторон решаются в арбитраже или третейском суде. Третейский суд создается под каждый отдельный спор.

Некоторые Международное договоры предусматривают решение споров в арбитраже ad hoc. Ряд соглашений предусматривает что арбитражные решения обязательны и обжалованию не подлежат.


После создания Всемирной торговой организации (ВТО) был введен более усовершенствованный механизм урегулирования споров. Государсва стремятся решать вопросу не на национальном а на международном уровне. МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т.н. Вашингтонской конвенцией). Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции. Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года.

Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами (международный инвестиционный арбитраж).


60. Виды территорий в международном праве


3 вида территорий в МП - Государственная территория, Территории с международным режимом и Территории со смешанным режимом.


Государственная территория находится под суверенитетом определённого государства (сухопутная и водная поверхности, недра, воздушное пространство до перехода в космическое + суда, косм корабли, территории консульских и дипломатического представительства в иностранном государстве).


Территории с международным режимом находятся за пределами государственных границ. Статус и режим определяется международными договорами. Таковыми яв-ся: открытое море и морское дно за пределами континентальных шельфов (Конвенция ООН по морскому праву 1982), Космос (Договор о принципах деятельности государств по исследованию использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела), Антарктика (Договор об Антарктике 1959 г) и др.


Территории со смешанным режимом- пространства, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства нов отношении которых прибрежное гос-во осуществляет некоторые суверенные права в соответствии с международным правом (исключительное экономическая зона и континентальный шельф).


61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы


Государственная территория — это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства.

Государственная территория находится под суверенитетом определенного государства (сухопутная и водная поверхности, недра, воздушное пространство до перехода в космическое + водные и воздушные суда, космические корабли, территории консульских и дипломатических представительств в иностранном государстве).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государст­ва; международные договоры затрагивают отдельные аспекты право­вого статуса внутренних вод и территориального моря, устанавлива­ют договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.


В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользо­вания и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства не­прикосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Международное право признает правомерными следующие способы изменения государственных границ: Продажа, Обмен, Восстановление исторических прав на территорию, Санкция за агрессию.

Правовой режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и национальным законодательством каждого из них. Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем Делимитации и демаркации границ. Делимитация- определение в договоре общего направления и положения государственной границы, ее прохождение и нанесение на карту. Демаркация – проведение линии границы на местности.



62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф


Под Арктикой понимается северная область Земли, включающая глубоководный Арктичесский бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Севеной Америки. Правовой статус морских пространств Арктики определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств (Россия, Канада, Норвегия, Дания), хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки.

При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.).


Северный морской путь (СМП) является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией РФ. Под акваторией СМП понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону. Организация плавания судов в акватории СПМ осуществляется соотв Администрацией в форме федерального казенного учреждения.

Арктический шельф в Арктике— континентальный шельф, примыкающий к России. Геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.


63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм


Современный правовой международно-правовой режим Антарктики регламентируется системой договоров: Договор об Антарктике 1959 г., Конвенцией о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Протоколом об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.

Принципы Договора об Антарктике 1959 г:

-Мирное использование Антарктики (создание военных баз запрещается),

-Свобода научных исследований в Антарктике,

-Международное сотрудничество в научных исследованиях (обмен информацией о планах научных работ для экономии средств и максимальной эффективности),

-Демилитаризация Антарктики (запрет ядерных взрывов),

-Международная инспекция (государство имеет право направлять наблюдателей для проведения любой инспекции во все районы Антарктики в любое время, Все районы Антарктики, станции, установки и оборудование должны быть доступны для инспекции)

Согласно Протоколу об охране окружающей среды 1991 г. Антарктика является особо охраняемым районом, Стороны берут на себя ответственность за всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики.

Запрещены все виды работ по минеральным ресурсам, включая разведку месторождений.


64. Международное морское право: понятие, источники, институты

Международное морское право – отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой определяют правовой статус и порядок использования морских пространств и их ресурсов в мирных целях.

Источники.

Данная отрасль права кодифицирована: 4 Женевских конвенции по морскому праву (об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря). Конвенция по морскому праву 1982г. Кроме этого действуют много международных соглашений которые также являются источниками международного морского права: Конвенция о предупреждении столкновения судов в море 1972г. Конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 итд.