ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция
Методы ведения научного исследования
ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
Разработка рабочей гипотезы исследования
Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
Результаты научного исследования: виды и требования
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Традиционные (печатные) библиографические пособия
Организация справочно-информационной деятельности
Новейшие формы информационных ресурсов
Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации
ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
Виды и формы учебно-исследовательской
Учебно-исследовательская работа обучающихся
4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2. Основные критерии написания научной статьи
2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения
4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
2. Объем и структура дипломной работы
Требования к оформлению дипломной работы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Порядок защиты дипломных работ
3. Презентация дипломной работы
Список рекомендуемой литературы
Примеры библиографического описания
Однотомные издания Книги одного автора и более
1
Кафедра теоретической и прикладной экономики
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Курс лекций
Составители: Соловьева В.Н., канд. экон. наук, доцент Мытарева Е.А., канд. геогр. наук, доцент
Содержание
Тема 1. Наука как система знаний 3
Тема 2. Научное исследование. Технология исследовательской работы 14
Тема 3. Технология работы с научной литературой. Информационное обеспечение научных исследований 25
Тема 4. Виды и формы учебно-исследовательской и
научно-исследовательской работы студентов вуза 40
Тема 5. Особенности подготовки рефератов, статей и презентаций 50
Тема 6. Особенности подготовки и защиты курсовых работ 62
Тема 7. Особенности подготовки и защиты дипломных работ 72
Список рекомендуемой литературы 86
Приложения 87
ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
План лекции
-
Основные признаки и понятия науки -
Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция
-
Методы ведения научного исследования
-
Основные признаки и понятия науки
Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях. Наука
-
это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.
Содержание понятия «наука» может быть представлено схематично в виде иерархической структуры (рис. 1).
Рис. 1. Структура понятия «наука» Содержанием науки выступают:
-
теория как система знаний, являющихся формой общественного сознания; -
содействие практическому использованию выработанных наукой рекомендаций для производства благ, являющихся жизненной потребностью людей.
Понятие «наука» включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности – сумму добытых научных знаний, служащих основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин «наука» применяется для названия отдельных областей научного знания. Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина – науковедение. Одним из основных заданий науковедения есть разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенным является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.
Классификациянаук:
В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО
по направлениям образования выделены:
-
естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.); -
гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.); -
технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.); -
сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).
Выделяют три основные функциинауки:
-
познавательная (познание закономерностей объективного мира); -
культурно-воспитательная (наука – это часть культуры); -
практико-действенная (научные достижения важны для изменений в практике).
Наука, возникшая в момент осознания незнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знание. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, адекватный ее отражению в сознании человека. Это – идеальное воспроизведение условной формы обобщенных представлений о закономерных связях объективной реальности.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности.
Научное познание – это исследования, которым характерны свои особые
цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно достигает сущности явлений, раскрывает законы их существования и развития, тем самым указывая практические возможности, пути и способы влияния на эти явления и изменения в соответствии с их объективной природой. Научное познание призвано освещать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем.
Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:
-
основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета; -
на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности; -
непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность; -
научное познание есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке; -
научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Основой и движущей силой познания является практика
, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности.
Диалектика процесса познания состоит в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности. Познание– это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.
Процесс познания имеет двухконтурную структуру: эмпирические и теоретические знания, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.
Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:
Что? Сколько? Чему? Которое? Как? – на эти вопросы может дать ответ наука.
Как сделать? – на этот вопрос дает ответ методика.
Что сделать? – это сфера практики.
Ответы на вопросы определяют непосредственные цели науки – описание, объяснение и предвидение процессов и явлений объективной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает, то есть в широком значении – теоретическое воспроизведение действительности.
Истинные знания существуют как система принципов, закономерностей, законов, основных понятий, научных фактов, теоретических положений и выводов. Поэтому истинное научное знание объективное. Вместе с тем научное знание может быть относительным или абсолютным. Относительное знание – это знания, которое, будучи адекватным отображением действительности, отличается определенной неполнотой