ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция
Методы ведения научного исследования
ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
Разработка рабочей гипотезы исследования
Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
Результаты научного исследования: виды и требования
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Традиционные (печатные) библиографические пособия
Организация справочно-информационной деятельности
Новейшие формы информационных ресурсов
Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации
ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
Виды и формы учебно-исследовательской
Учебно-исследовательская работа обучающихся
4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2. Основные критерии написания научной статьи
2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения
4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
2. Объем и структура дипломной работы
Требования к оформлению дипломной работы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Порядок защиты дипломных работ
3. Презентация дипломной работы
Список рекомендуемой литературы
Примеры библиографического описания
Однотомные издания Книги одного автора и более
Учебно-исследовательская работа обучающихся
Научно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе реализуется по двум направлениям:
-учебно-исследовательская работа обучающихся, предусмотренная учебными планами подготовки специалистов,
-
научно-исследовательская работа, осуществляемая по собственной инициативе обучающихся.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций.
Под учебно-исследовательской работой обучающихся понимается неотъемлемая часть процесса обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний и навыков, необходимых для самостоятельного ведения исследовательской работы в профессиональной сфере.
Цель учебно-исследовательской работы обучающихся – знакомство обучающихся с основами методологии и получение практических навыков научно-исследовательского труда. В рамках учебно-исследовательской работы обучающихся решаются следующие задачи:
-
ознакомление студентов со спецификой и структурой научного знания, ролью и значением науки для человека и общества; -
освоение методики и формирование навыков ведения студентами самостоятельной научно-исследовательской работы; -
расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов, формирование у студентов потребности в постоянном пополнении и совершенствовании имеющихся у них знаний; -
активизация учебной работы и повышение эффективности труда обучающихся.
Первые необходимые сведения об особенностях той или иной науки, о методах научного познания обучающиеся получают, прежде всего, из лекций. В соответствии с учебными планами вузов учебное время обучающегося делится на аудиторное (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и внеаудиторное (индивидуальная и самостоятельная работа). Кроме того, предусматриваются текущий и итоговый контроль усвоения материала (экзамены, зачеты, контрольные работы и др.).
Традиционной формой изложения преподавателем теоретического материала является лекция.
А) Лекция – [лат. lectio – чтение] – учебное занятие в высшем научном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем, а также краткой записи этого изложения (конспект). Лекция возникла в средние века и являлась почти единственным способом образования знаний, поскольку в те времена книга была редкостью, а сама наука носила схоластический характер.
Лекции книгу не заменяют, а скорее подталкивают к ней, раскрывая тему, проблему крупными мазками, выделяя главное, существенное, на чем следует сосредоточиться; указывая пути, по которым необходимо далее идти в самостоятельном изучении предмета.
Основные функции лекции:
-
информационная (дает студентам необходимые сведения); -
стимулирующая (побуждает интерес к теме, призывает изучать литературу по теме, источники); -
воспитывающая и развивающая (дает оценки явлениям, развивает мышление).
Лекции подразделяются на ряд типов (видов):
-
по общим целям: агитационные, воспитывающие, развивающие; -
по содержанию: академические и популярные; -
по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно- обобщающие, установочные, обзорные.
Б) Семинар [<лат> – seminarium рассадник] – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии слушателей.
Семинарские занятия заставляют обучающихся сосредоточиться на какой- нибудь специальной проблеме, подвергаемой им углубленному и самостоятельному исследованию. На семинарских занятиях преподаватель в свою очередь выступает в роли критика произведенного обучающимися исследования.
Семинар проводится следующим образом: ставится вопрос, отвечает один, второй обучающийся, читаются отрывки, материалы, затем делается вывод, подводится итог. Следует другой вопрос, третий. В конце семинара – обобщающее слово преподавателя.
На семинаре работает вся группа. Материал усваивается путем самостоятельной работы.
Правила подготовки к семинару:
-
Ознакомиться с доступными источниками, сделать выписки, составить краткие аннотации, развернутые планы работ, конспекты сборников и книг, рефераты по какой-либо теме. -
Для обсуждения следует подготовить «ключевые идеи» проблем, выписки аргументов в защиту или опровержение. -
Проанализировав несколько решений, попытаться кратко записать текст своего выступления (тезисы). -
Особо выделить непонятные вопросы, возникающие при самостоятельной подготовке, предложить их для обсуждения на семинаре.
В) Практическиеилабораторныезанятия.
В ходе проведения практических и лабораторных занятий с включенными в них учебными заданиями поискового характера обучающиеся приобретают умения и навыки творческого труда, самостоятельной исследовательской работы, а на старших
курсах уже осваивают приемы работы со сложным оборудованием, проводят расчетно-графические работы, создают рабочие
модели и др. В некоторых случаях, и это весьма желательно, подготовительные и заключительные этапы практических занятий выносятся за рамки учебной аудитории в качестве самостоятельной исследовательской работы обучающихся.
Г)Конспектлекций
Методика конспектирования:
-
Обзор. Сначала следует бегло просмотреть текст, читая только заголовки, подзаголовки, все то, что набрано заглавными буквами, жирным шрифтом и курсивом. Таким образом, можно получить общее представление о содержании, ключевых положениях. -
Вопрос. Продумать, как сформулировать вопросы, а после основательной проработки источника попытаться на них ответить. -
Чтение. Этап беглого чтения, не вникая в детали и хитросплетения аргументации. -
Припоминание (изложение содержания прочитанного). На этом этапе при закрытой книге нужно попытаться восстановить в памяти основные моменты. Можно сопровождать изложение записью, конспектом. -
Завершающее повторение. Это медленное перечитывание текста с конспектированием.
Конспект нужен не преподавателю, а обучающимся, поскольку он дает возможность быстро восстановить в памяти содержание произведения в любой нужный момент: при подготовке к семинару, экзамену, при разработке доклада, беседы, лекции; служит справочным материалом, когда возникает необходимость глубже понять события, процессы в экономической и общественной жизни.
Обязательной формой учебно-исследовательской работы обучающихся
являются курсовые, дипломные и выпускные квалификационные работы. Они обеспечивают:
-
развитие умений выявления и реализации взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью специалиста; -
развитие умений анализировать и решать профессиональные задачи и актуальные проблемы; -
развитие умений самостоятельного поиска, переработки и применения новой информации; -
развитие профессиональной направленности обучающихся.
Курсоваяработа– итог работы обучающегося за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему. В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Обучающиеся старших курсов, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных. В идеале обучающийся несколько лет работает над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.
Если же в курсовую работу вводятся более сложные элементы исследования: расчет и анализ показателей, выявление факторов и выработка предложений и т.п., то обычная курсовая работа превращается в курсовойпроект.
Учебно-исследовательская работа обучающихся продолжается и в период производственной практики, смысл которой заключается в раскрытии профессии как личностно значимой ценности, формировании мотивации обучающихся к активному и сознательному ее овладению.
С этой целью обучающихся-практикантам выдают индивидуальные или