Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

ученого.

Что такое проблема?


Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

-появляется пробел в теории, требующий заполнения;

-традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;

-старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Например, изучим уровень безработицы в регионе:

    • реальное положение большой процент населения не трудоустроен;

    • необходимое/желаемое положение – высокая занятость;

    • проблема что сделать для снижения уровня безработицы.

Основныекритериинаучнойпроблемы

Научную проблему принято отличать по таким критериям:

    • актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;

    • научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;

    • значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;

    • объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.

Этапы
постановкипроблемыисследования

Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.

Этапы:


Предварительный.Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.

Анализ, который включает:

    • изучение известных теорий на предмет существования решений;

    • подтверждение реальности запроса;

    • точная формулировка целей;

    • назначение рамок (временных, географических и прочих);

    • обозначение структуры разбивка на подтемы.

Оценка.На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?».

Выдвижениепроекта.Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного

результата редакция утверждается.

При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.

Формулировка проблемы определяетнаправление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

    • раскрывать сущность конкретных объектов;

    • выделить направление работы, предполагающее продолжение;

    • согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29

Результаты научного исследования: виды и требования


Важнейшим по казателем эффективности научных работников является результативность проводимых исследований. Поэтому каждый ученый должен иметь навыки представления и оформления результатов научных изысканий.

Традиционно виды представления результатов исследовательской деятельности объединяют в две группы:

-квалификационные, подтверждающие уровень сформированности профессиональных компетенций и успешного освоения образовательной программы (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и т.д.);

-научно-исследовательские, демонстрирующие результативность проведенных изысканий по определенной проблематике, находящейся в разработке кафедры, института и др.

К первой группе относятся курсовые, выпускные квалификационные работы, диссертации магистра, кандидата или доктора наук. Ко второй отчеты по НИР, отчеты участников исследований в рамках гранта, научные публикации, выступления на научных конференциях, семинарах, симпозиумах и др.

Также результаты научно-исследовательской деятельности по избранной тематике можно представлять в разнообразных форматах: в компьютерной презентации, тезисах, аналитической записке, обзоре, справке, стендовом докладе и др.

Оформлениерезультатовисследования

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность организуется в соответствии со строго определенными требованиями к содержанию, логике изложения материала и его оформлению.

Существуют государственные документы,
устанавливающие единые требования к разному виду учебно-исследовательских и научных текстов:

ГОСТ Р 7.0.11–2011, регламентирующий правила оформления диссертационных трудов;

ГОСТ 7.1–2003, рекомендованный соискателям звания кандидата или доктора наук и представляющий допустимые варианты оформления библиографических описаний в диссертациях;

ГОСТР 7.0.5–2008, представляющий правила составления списков использованных источников в текстах, представляющих результаты исследований (кроме текстов кандидатских и докторских диссертаций) и др.

Кроме указанных выше стандартов, авторы в процессе оформления результатов проведенных исследований обязаны придерживаться правил,

установленных образовательными организациями, организаторами научных мероприятий или издателями.

Научнаяпубликация.

Представление результатов исследования чаще всего осуществляется в научной статье. Публикация отличается такими достоинствами, как широкая аудитория читателей-единомышленников, оперативность размещения в профильных изданиях – в электронной среде или на бумажных носителях.

Публикация служит для емкого и эффективного освещения центральных положений проделанной работы, поэтому обычно строится по определенному плану и включает обязательные компоненты:

    • обоснование актуальности проблемы;

    • контекст и цели проводимого / проведенного исследования;

    • использованные подходы и методы;

    • результативность завершенного эксперимента или его этапа;

    • прогнозирование наиболее важных выводов;

    • обозначение перспективных направлений дальнейшей разработки избранной тематики.