ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция
Методы ведения научного исследования
ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
Разработка рабочей гипотезы исследования
Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
Результаты научного исследования: виды и требования
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Традиционные (печатные) библиографические пособия
Организация справочно-информационной деятельности
Новейшие формы информационных ресурсов
Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации
ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
Виды и формы учебно-исследовательской
Учебно-исследовательская работа обучающихся
4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2. Основные критерии написания научной статьи
2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения
4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
2. Объем и структура дипломной работы
Требования к оформлению дипломной работы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Порядок защиты дипломных работ
3. Презентация дипломной работы
Список рекомендуемой литературы
Примеры библиографического описания
Однотомные издания Книги одного автора и более
Эссе-рассуждение обучающегося по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли. В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы.
Сообщение – менее трудоемкий вид индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся, представление информации, имеющей идею или смысл. Выделяются следующие виды сообщений: повествование, уведомление, предложение и т.д.
Доклад – сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения. Часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным
-
в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии,
рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки. Доклады исследовательского характера могут быть разных видов – устные, письменные, доклады-презентации, научные, рабочие, оценочные и т.д.
Тезисы– сжатое, объемом от 1 до 3 страниц, изложение какого-либо материала.
Для тезисов характерны высокая концентрация материала, отсутствие прямого цитирования других источников, преобладание выводов над общими рассуждениями. В силу этого тезисы незаменимы при подготовке выступления или доклада на научном мероприятии.
Статья – целостный, логически связанный материал на какую-либо тему, наиболее сложная форма индивидуальной исследовательской деятельности, отражающей достаточно краткое изложение её материала. Научная статья – самый распространенный вид научной работы. Статья имеет объем примерно от 4 до 15 страниц и, как правило, посвящена одной теме. В ней автор старается кратко изложить результаты своего исследования или привлечь внимание специалистов к поиску решения какой-либо проблемы. В статье раскрывается ретроспектива исследуемых событий, либо сопоставляются разные точки зрения, либо излагаются научные факты и т.д.
В научных статьях по гуманитарным наукам чаще всего используются такие научные методы, как рассуждение, сравнение, доказательство. Научные статьи по естественным и техническим наукам используют методы математического моделирования и содержат результаты экспериментальных исследований и пр. Кроме того, отличительной чертой научной статьи является использование цитат или просто разного рода данных с обязательным указанием на источники их получения. Источниками для написания научной статьи служат сведения из других научных трудов, официальных документов, архивов, статистических сборников, интернет-сайтов и
т.д.
Исследовательский проект связан с решением исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом в различных областях науки (психологии, педагогики, методики и т.д.), реализующаяся посредством исследовательских методов и являющаяся предварительным замыслом для создания реальных объектов, предметов или теоретических продуктов (курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).
Методика выполнения исследовательского проекта основывается на реализации следующего алгоритма действий:
-выбор темы проекта;
-составление плана проекта;
-определение понятийного аппарата;
-ознакомление с литературой по данной проблематике;
-сбор материалов проекта; анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение накопленных материалов и др.;
-оформление материалов проекта в соответствии с необходимыми требованиями;
-
подготовка доклада и презентационных материалов; -
защита проекта.
Массовые формы исследовательской деятельности обучающихся вузов.
Одной из первоначальных, исторически сложившихся, форм организации исследовательской деятельности выступает научное сообщество.
Научные сообщества – добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу.
Целью научных сообществ является обмен информацией, издание трудов, координация исследований. В начале XXI века в высших учебных заведениях стало популярным создание студенческих научных обществ (СНО).
СНО– общественная организация, на добровольных началах
объединяющая обучающихся, проявивших склонность к самостоятельной творческой и научно-исследовательской деятельности. Основной структурной единицей СНО является научный кружок. Научные кружки – одна из групповых форм исследовательской деятельности обучающихся, содержание которой определяется интересами и подготовкой обучающихся.
Формы работы научных кружков могут быть самыми разными – это доклады, обсуждения, рецензирование, проведение опытно-экспериментальной работы, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, конкурсы, олимпиады, КВНы, викторины, тренинги, дискуссии, игры (деловые, ролевые, интеллектуальные и др.). Содержание деятельности кружка фиксируется в журнале.
Обязательными являются отчетные мероприятия по работе кружка – форумы, конференции, круглые столы, интерактивы, выставки, защиты исследовательских проектов и т.д. Научным руководителем кружка является преподаватель кафедры.
Конференция– собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Конференции организуются с целью предоставления проблемной и комментирующей информации и характеризуются возможностью получения информации из первых рук, проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
Применительно к исследовательской деятельности обучающихся различают следующие виды конференций:
по уровню организации – факультетские, межфакультетские, вузовские, межвузовские, областные, региональные, федеральные,
международные и т.д.;
-
по характеру организации – научные, научно-практические, научно- методические и т.д.;
по форме проведения – очные, заочные, очно-заочные; конференции в режиме он-лайн, интернет-конференции, видеоконференции, пресс- конференции, выездные конференции и т.д.
Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся вуза может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением исследовательских задач в различных областях науки. Отличительным признаком исследовательской деятельности обучающихся выступает ее направленность на получение субъективно – не только новых –
самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента.
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 29