ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 630
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция
Методы ведения научного исследования
ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
Разработка рабочей гипотезы исследования
Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
Результаты научного исследования: виды и требования
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Традиционные (печатные) библиографические пособия
Организация справочно-информационной деятельности
Новейшие формы информационных ресурсов
Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации
ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
Виды и формы учебно-исследовательской
Учебно-исследовательская работа обучающихся
4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2. Основные критерии написания научной статьи
2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения
4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
2. Объем и структура дипломной работы
Требования к оформлению дипломной работы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Порядок защиты дипломных работ
3. Презентация дипломной работы
Список рекомендуемой литературы
Примеры библиографического описания
Однотомные издания Книги одного автора и более
На этапах исследования важно ответить на следующие вопросы:
-
Какова тема исследования? -
Какой материал необходим для исследования? -
Откуда его взять? -
Какое количество материала необходимо для раскрытия темы? -
Почему следует использовать именно этот материал, а не другой? -
Нужны ли какие-то сопоставительные или вспомогательные материалы для решения проблемы? -
Изучается ли данный вопрос на каком-либо ином материале? -
К каким результатам и выводам пришли предшествующие исследователи? -
Что именно не изучено совсем или изучено недостаточно в данной проблеме? -
Какие ученые затрагивали вопросы, связанные с темой, на каких научных позициях они стоят? -
В чем заключается новизна вашего подхода? -
Какие цели вы преследуете? -
Как новое знание можно использовать практически?
К внутренним компонентам научного исследования относят цели, задачи, субъекты, объекты, средства, результаты.
Цели и непосредственные задачи научного исследования состоят в том, чтобы в процессе всестороннего изучения объекта было получено новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. При этом необходимо найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть
проникнуть в их глубинную сущность.
Выбор темы исследования напрямую связан с выбором его объекта.
Объектисследования– система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранные для изучения. Получение знаний об объекте, необходимых для решения конкретной проблемы, поставленной в исследовании, осуществляется посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые предметами исследования.
Субъектисследования– люди, исследующие проблемную ситуацию (ученые, научные работники, научно-педагогические работники, научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности).
Предметисследования– это множество устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, связанных также с конкретными целями, проблемами и задачами исследования, т. е. это какой-либо из аспектов объекта исследования. Предмет исследования является носителем группы существенных свойств, связей, признаков изучаемого объекта и служит средством его научного познания.
Метод исследования – средство приобретения научных знаний, умений, практических навыков и данных в каких-либо сферах деятельности. В работах по общественным наукам в качестве методов исследования применяются как общенаучные методы (сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, позитивный и нормативный анализ), так и специальные (горизонтальный и вертикальный
анализ, коэффициентный анализ, моделирование социально-экономических процессов, метод нечеткой логики и т. д.).
Один и тот же объект может быть предметом как разных исследований, так и различных научных направлений. Например, такой объект, как человек, может изучаться физиологами, психологами, историками, социологами и т. д. Но у каждого специалиста предмет этих исследований будет разным. Например, для физиолога предметом исследований будет состояние кровеносной системы человека; для психолога – психическое состояние человека в момент стресса и т. д.
Или, например, объект исследований – «банк». Что же может быть предметом исследований? В данном случае предметом выступают валютные операции банка, кредитная политика, управление персоналом банка, операции с ценными бумагами и т. д.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 29
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
Формой существования и развития науки является научное исследование.
В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Это определение, несомненно, имеет более широкий смысл, например, научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Классификация научных исследований:
Поисточникуфинансирования:
-
бюджетные, -
хоздоговорные, -
финансируемые из внебюджетных средств.
Поцелевомуназначению:
-
фундаментальные,
-прикладные,
-поисковые,
-разработки (см. рис. 4).
Фундаментальные– ставят целью решение принципиально новых теоретических проблем, открытие новых законов, создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.
Прикладные – представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований.
Экспериментальные исследования
– осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.
Теоретические исследования – базируются на применении математических и логических методов познания объекта.
Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.
Теоретико-экспериментальные– предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.
Рис. 4. Классификация научных исследований по целевому назначению
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.
Комплексные представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля.
Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей.
Дифференцированным