Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам.

На этапах исследования важно ответить на следующие вопросы:

    • Какова тема исследования?

    • Какой материал необходим для исследования?

    • Откуда его взять?

    • Какое количество материала необходимо для раскрытия темы?

    • Почему следует использовать именно этот материал, а не другой?

    • Нужны ли какие-то сопоставительные или вспомогательные материалы для решения проблемы?

    • Изучается ли данный вопрос на каком-либо ином материале?

    • К каким результатам и выводам пришли предшествующие исследователи?

    • Что именно не изучено совсем или изучено недостаточно в данной проблеме?

    • Какие ученые затрагивали вопросы, связанные с темой, на каких научных позициях они стоят?

    • В чем заключается новизна вашего подхода?

    • Какие цели вы преследуете?

    • Как новое знание можно использовать практически?

К внутренним компонентам научного исследования относят цели, задачи, субъекты, объекты, средства, результаты.

Цели и непосредственные задачи научного исследования состоят в том, чтобы в процессе всестороннего изучения объекта было получено новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. При этом необходимо найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть
проникнуть в их глубинную сущность.

Выбор темы исследования напрямую связан с выбором его объекта.

Объектисследования система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранные для изучения. Получение знаний об объекте, необходимых для решения конкретной проблемы, поставленной в исследовании, осуществляется посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые предметами исследования.

Субъектисследования люди, исследующие проблемную ситуацию (ученые, научные работники, научно-педагогические работники, научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности).

Предметисследования это множество устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, связанных также с конкретными целями, проблемами и задачами исследования, т. е. это какой-либо из аспектов объекта исследования. Предмет исследования является носителем группы существенных свойств, связей, признаков изучаемого объекта и служит средством его научного познания.

Метод исследования – средство приобретения научных знаний, умений, практических навыков и данных в каких-либо сферах деятельности. В работах по общественным наукам в качестве методов исследования применяются как общенаучные методы (сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, позитивный и нормативный анализ), так и специальные (горизонтальный и вертикальный

анализ, коэффициентный анализ, моделирование социально-экономических процессов, метод нечеткой логики и т. д.).

Один и тот же объект может быть предметом как разных исследований, так и различных научных направлений. Например, такой объект, как человек, может изучаться физиологами, психологами, историками, социологами и т. д. Но у каждого специалиста предмет этих исследований будет разным. Например, для физиолога предметом исследований будет состояние кровеносной системы человека; для психолога – психическое состояние человека в момент стресса и т. д.

Или, например, объект исследований «банк». Что же может быть предметом исследований? В данном случае предметом выступают валютные операции банка, кредитная политика, управление персоналом банка, операции с ценными бумагами и т. д.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования


Формой существования и развития науки является научное исследование.

В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Это определение, несомненно, имеет более широкий смысл, например, научное исследование это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Классификация научных исследований:

Поисточникуфинансирования:

    • бюджетные,

    • хоздоговорные,

    • финансируемые из внебюджетных средств.

Поцелевомуназначению:

    • фундаментальные,

-прикладные,

-поисковые,

-разработки (см. рис. 4).

Фундаментальные ставят целью решение принципиально новых теоретических проблем, открытие новых законов, создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.

Прикладные – представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований.

Экспериментальные исследования
– осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

Теоретические исследования – базируются на применении математических и логических методов познания объекта.

Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.


Рис. 4. Классификация научных исследований по целевому назначению

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.

Комплексные представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля.

Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей.

Дифференцированным