Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

групповые задания для проведения на предприятиях небольших исследований или отдельных их этапов. Основными задачами и направлениями учебно- исследовательской работы обучающихся в период практики являются:

  • выполнение исследований по актуальной для предприятий и организаций тематике;

  • анализ узких мест производства с целью выработки предложений по совершенствованию производственных процессов, научной организации труда и т.д.;

  • получение соответствующей рабочей квалификации;

  • сбор информации для решения задач курсового и дипломного проектирования и др. По результатам практики оформляется Отчетпопрактике.

Выпускнаяквалификационнаяработа индивидуальная рукописная работа творческого характера, выполненная обучающихся на заключительном этапе обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ГОС ВПО.

Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков экспериментально-методической работы.

Целью выполнения ВКР является повышение уровня профессиональной готовности обучающихся к профессиональной деятельности.

В качестве задач, которые решаются в процессе выполнения ВКР, выступают:

дальнейшее углубление и систематизация теоретических знаний;


совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;

развитие прикладных умений и практических навыков;

овладение методикой исследования при решении конкретных проблем;

− развитие навыков самостоятельной работы при поиске, переработке и применении новой информации;

повышение общей и профессиональной эрудиции выпускника.

Исследование, проводимое в рамках ВКР, может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника.

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся


Все современные обучающиеся в той или иной степени занимаются исследовательской работой. Подготовка сообщения, написание рефератов, курсовых или выпускных работ невозможны без проведения пусть самых несложных исследований. Более глубокая научно-исследовательская работа, заниматься которой обучающегося не обязывает учебный план, охватывает далеко не всех. Для тех же, кто проявляет интерес к творчеству и поиску, в вузах специально организуется дополнительная научно-исследовательская и творческая работа.

Такая внеучебная, вне сетки расписания, работа включает в себя большое многообразие видов деятельности студентов:

  • участие в научных кружках;

-подготовку рефератов, докладов, сообщений;

-выступление с ними на факультетских и других научных конференциях;

-выполнение исследований по хозяйственным договорам или госбюджетной тематике в составе научных коллективов преподавателей;

-участие в конкурсах научно-исследовательских работ, олимпиадах, выставках творчества обучающихся;

-подготовку статей в научные журналы, сборники научных работ, периодическую печать и др.

Научныйкружок(тематический или предметный) объединение обучающихся, аспирантов и других заинтересованных лиц, основанное на общности интересов, взглядов, идей с целью совместного научного творчества. Как правило, основными видами научных работ в таких объединениях являются:
составление аннотаций по научной литературе и написание рефератов, овладение навыками проведения эксперимента и обработки результатов, проектирование и изготовление наглядных пособий, подготовка сообщений и выступлений на семинарах и конференциях и т.д.

Предметный научный кружок чаще всего организуется при работе с обучающимися младших курсов по изучаемым ими учебным предметам и является первой ступенькой в «царство науки», и поэтому задачи перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции.

В тематическом научном кружке проблематика обычно уже всего одна- две научные темы. Тематический кружок может объединять студентов не только одной группы или курса, но и целого факультета, а иногда разных факультетов. Научная проблемная группа это группа обучающихся, состоящая из трех- пяти человек, совместно работающих над решением определенной научной проблемы. Проблемная группа объединяет, как правило, обучающихся старших курсов; кроме того, этой научной проблемой чаще всего занимается и сам руководитель группы. Существенным достоинством данной формы является возможность углубленного комплексного рассмотрения общей

исследовательской темы. Эта форма НИРС удачно дополняет учебно- исследовательскую работу обучающихся, поскольку результаты исследования
проблемных групп, как правило, реализуются в материалах курсовых и даже дипломных работ. В этом случае над темой своей будущей выпускной работы обучающийся начинает работать уже со второго-третьего курса.

Научно-исследовательскаялаборатория группа обучающихся, проводящая учебные исследования и научные эксперименты. В научно- исследовательской лаборатории осуществляются различного вида пробы, опыты, моделирование, создание чего-то нового, изучение и анализ документов, проводятся деловые игры и т.д. Научно-исследовательская лаборатория не является первичным звеном в научной лестнице, так как работа в ней предполагает наличие определенного запаса знаний и навыков. Еще одной отличительной чертой лаборатории является преобладание коллективных форм работы над индивидуальными. Если в кружке обучающийся отвечает, как правило, только за себя, то в лаборатории его тема исследования включена в общую тему и от правильности решения частных задач зависят общие результаты работы. В лаборатории темы более конкретные, как правило, имеющие выход на практику.

Научно-практические конференции в отличие от научных конференций включают в себя не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто научно- практические конференции проводятся не в вузе, а на территории других предприятий, организаций, с которыми вуз поддерживает