Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах:

  1. научно-исследовательская деятельность;

  2. научно-организационная деятельность;

  3. научно-информационная деятельность;

  4. научно-педагогическая деятельность;

  5. научно-вспомогательная деятельность и др.

Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.

В пределах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования.

Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Научное исследование целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.

Научный результат – новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного

доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п.

Научно-прикладнойрезультат новое конструктивное или технологическое
решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое введено или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и т.п.

К основным результатам научных исследований относятся:

  • научные рефераты;

  • научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;

  • курсовые (дипломные, магистерские) работы;

  • отчеты о научно-исследовательской (опытно-конструкторской; опытно- технологической) работе;

  • научные переводы;

  • диссертации (кандидатские или докторские);

  • авторефераты диссертаций;

  • депонированные рукописи;

  • монографии;

  • научные статьи;

  • аналитические обзоры;

  • авторские свидетельства, патенты;

  • алгоритмы и программы;

  • отчеты о научных конференциях;

  • препринты;

  • учебники, учебные пособия;

  • библиографические указатели и др.

Научная новизна (вклад в науку) – одно из основных требований к теме научной работы – состоит в оригинальности заложенной в тему основной идеи, обеспечивающей углубление или обновление сложившихся в науке представлений.

Выявить элементы новизны можно следующими способами:

  • детальным изучением необходимого материала по предмету исследования;

  • изучением имеющихся точек зрения;

  • привлечением нового цифрового и фактического материала, например, в итоге проведения эксперимента это уже явная заявка на оригинальность.

Детальный анализ любого интересного в научном отношении объекта ведет

к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Следует выделить элементы новизны, которые должны быть приведены в научной работе:

  • новая сущность задачи, т. е. такая задача поставлена впервые;

  • новая постановка известных проблем или задач;

  • новый метод решения;

  • новое применение известного метода или решения;

  • новые результаты и следствия.

Новизна содержит термины увеличения научного знания, т. е. информацию о том, что было выполнено в рамках избранного научного исследования.

Субъектаминаучной деятельности являются: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, научными работниками (научными работниками), учеными. Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования. Научный работник – это тот, кто имеет отношение к науке, вырабатывает новые знания, является специалистом в определенной области науки.

Ученый – физическое лицо, которое проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно- технических результатов.

Научный работник ученый, который по основному месту работы и соответственно трудовому договору (контракту) профессионально занимается
научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.

Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как своими силами, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Методы ведения научного исследования


В любой научной работе должны быть в первую очередь продемонстрированы навыки исследовательской работы, умение ставить и решать проблему так, как это принято в науке, правильно использовать научные методы.

Научный метод – это способ получения и обработки получаемой научной информации. Методы научных исследований разнообразны, и для их упорядочения существуют различные классификации, т.е. разделение всех методов на отдельные группы по тем или иным признакам. Методы исследования представлены на рис.3.



Рис. 3. Методы исследования

Все методы делятся на общенаучныеиспециальные.

Первые в свою очередь подразделяются на эмпирические и теоретические методы.

Эмпирические методы (гр. еmреіrіа – опыт) применяются, когда в поле исследования находится природный, социальный или какой-либо технический объект, сведения о котором возможно получить только путем непосредственного с ним контакта, взаимодействия. К данной группе относятся методы наблюдения, эксперимента, сравнения, измерения и др. Дадим краткую характеристику указанным методам.

Метод наблюдения имеет в своей основе получение результатов благодаря работе органов чувств человека или по показаниям технических средств и приборов. Этот метод применяется тогда, когда надо зафиксировать поведение объекта