Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 605

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

совпадения образа с объектом. Абсолютное знание это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, который обеспечивает абсолютное совпадение образа с объектом. Беспрерывное развитие практики делает невозможным преобразование знания в абсолютное, но дает возможность отличить объективно истинные знания от ошибочных взглядов.

Наука характеризуется такими основными признаками:

  • наличием систематизированного знания (научных идей теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

  • наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

  • практической значимостью как явления (процесса), что изучается, так и знаний о нем.



    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция


Рассмотрим основные понятия науки.

Научнаяидея интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но проявляет раньше не подмеченные закономерности. Наука предусматривает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть те, что имеют или не имеют значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

Элементы науки как системы знаний состоят в различных отношениях друг с другом. Например, факты это основа для формирования научной гипотезы, гипотеза – это основа для формирования теории (рис. 2). Теория дает целостное представление о законах и закономерностях предметной области. Для выявления законов и закономерностей используются научные методы. Принципы построения и использования методов образуют методологию. И так далее... Начнем разматывать этот клубок взаимосвязанных категорий науки с понятия «факты». Факты это эмпирические (то есть опытные) данные. Факт это «фрагмент реальности». Факты представляют собой фундамент науки. Можно сказать, что развитие науки это совершенствование и замена

существующих теорий вследствие появления новых фактов, которые в рамках старых теорий не могли быть предсказаны и объяснены.




Важно понимать, что для науки важны не любые эмпирические данные: интерес представляют лишь научныефакты. Для перехода от результатов наблюдений и экспериментов к научным фактам необходимы два условия:

  1. повторение наблюдений и экспериментов;

  2. проведение теоретического анализа, в результате которого после систематизации, классификации и обобщения эмпирические данные становятся научными фактами.

Научныйфакт событие или явление, которое служит основой для вывода или подтверждения. Он является элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения любых явлений (процессов) или причин, которые предопределяют данное следствие. Научная теория включает в себя гипотезу как исходный момент поиска истины, которая помогает существенно экономить время и силы, целеустремленно собрать и сгруппировать факты.

Различают нулевую, описательную, объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы.

Еслигипотезасогласованаснаучнымифактами,товнаукеееназывают теорией илизаконом.

Гипотезы (как и идеи) имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

  • накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;

  • формулировка гипотезы и обоснование на основе предположения приемлемой теории;

  • проверка полученных результатов на практике и на ее основе уточнение гипотезы;


Суждение мысль, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Суждение о предмете или явлении можно получить или через непосредственное наблюдение любого факта, или опосредствованно – с помощью умозаключения.

Если при проверке результат соответствует действительности, то гипотеза превращается в научную теорию. Гипотеза выдвигается с надеждой на то, что она, если не целиком, то хотя бы частично, станет достоверным знанием.

Закон существенная связь явлений, которая предопределяет их закономерное развитие.

Умозаключение умственная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится другое суждение, которое определенным образом связано с исходным.

Наука это совокупность теорий. Теория учение, система идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того ли иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Теорию рассматривают как совокупность обобщающих положений, которые образовывают науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют автономность и превращаются в элементы целостной системы.

К новой теории выдвигаются такие требования:

  • адекватность научной теории описываемому объекту;

  • возможность заменять экспериментальные исследования теоретическими;

  • полнота описания определенного явления действительности;

  • возможность объяснения взаимосвязей между разными компонентами в границах данной теории;

  • внутренняя непротиворечивость теории и соответствие его исследовательским данным.


Теорияпредставляет собой систему научных концепций, принципов, положений, фактов.

Научнаяконцепция система взглядов, теоретических положений, основных мыслей относительно объекта исследования, которые объединены определенной главной идеей.

Концептуальность – это определения содержания, сути, смысла того, о чем идет речь. Под принципом в научной теории понимают наиболее абстрактное определение идеи. Принцип – это правило, которое возникло в результате объективно осмысленного опыта.

Понятие – это мысль, отраженная в обобщенной форме. Оно отражает существенные и необходимые признаки предметов и явлений, а также взаимосвязи. Если понятие вошло в научный оборот, его обозначают одним словом или используют совокупность слов – терминов. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее может отвечать двум важнейшим требованиям:

  • указывать на ближайшее родовое понятие;

  • указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий. Понятие, как правило, завершает процесс научного исследования, закрепляет результаты, полученные ученым лично в своем исследовании. Совокупность основных понятий называют понятийным аппаратом той или иной науки.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология научного познания учение о принципах, форме и способах научно-исследовательской деятельности. Исследовательский прием это способ применения старого знания для получения нового знания. Он есть средством получения научных фактов.

Научнаядеятельность