ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 640
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция
Методы ведения научного исследования
ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования
Разработка рабочей гипотезы исследования
Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
Результаты научного исследования: виды и требования
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Традиционные (печатные) библиографические пособия
Организация справочно-информационной деятельности
Новейшие формы информационных ресурсов
Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации
ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
Виды и формы учебно-исследовательской
Учебно-исследовательская работа обучающихся
4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2. Основные критерии написания научной статьи
2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения
4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
2. Объем и структура дипломной работы
Требования к оформлению дипломной работы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Порядок защиты дипломных работ
3. Презентация дипломной работы
Список рекомендуемой литературы
Примеры библиографического описания
Однотомные издания Книги одного автора и более
Эксперимент (опыт) как метод является разновидностью наблюдения и предполагает обязательное вмешательство исследователя в естественный ход вещей. Как правило, этот метод носит комплексный характер и используется в сочетании с другими методами, например измерением и т.д. Достоинства эксперимента в том, что он повторяем и может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с его моделью или другими аналогичными объектами. Большинство открытий в науке сделано именно с помощью эксперимента.
Метод сравнения достаточно прост и основан на выявлении сходств и различий в каких-либо объектах. Метод измерения предполагает определение количественных параметров объекта при обязательном использовании средств измерения или технических приборов.
Теоретическиеметоды(гр. theoria – наблюдение, исследование) позволяют объяснить, расширить и систематизировать полученные с помощью эмпирических методов научные факты. К группе теоретических методов относятся методы аналогии, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования и др.
Метод аналогии предполагает установление сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков. Обнаруживая общие признаки у родственных предметов, можно сделать предположение о формировании того
или иного явления.
Метод абстрагирования предполагает мысленное рассмотрение объекта с выделением одного или нескольких интересующих исследователя его аспектов, свойств или признаков.
Разновидностью метода абстрагирования является методидеализации. Метод идеализации предоставляет возможность мысленно сконструировать не существующие в действительности объекты. При помощи идеализации в объекте исключаются те свойства, которые мешают понять его содержание. Идеальные объекты позволяют упростить сложные системы, представить их в
«чистом» виде, что значительно облегчает выявление в них наиболее существенных связей и свойств.
Методконкретизации(противоположный абстрагированию) предполагает мысленное восстановление целостности объекта во всей многогранности его свойств.
Методы анализа (разложение исследуемого предмета на составные части) и синтеза (соединение получаемых при анализе частей в целое) применяются во всех научных исследованиях, как правило, вместе.
Метод индукции – это способ движения мысли от менее общих положений к более общим. Этот метод является логическим продолжением метода эксперимента. Исследователь, выделив характерные особенности части группы, делает вывод о группе в целом. Однако такой вывод имеет скорее гипотетический характер.
Метод дедукции позволяет обосновать полученные индуктивным путем выводы и перевести их из разряда гипотезы в достоверное знание. Это метод предполагает движение мысли от более общих суждений к частным, т.е. использование
разработанных общих научных положений при объяснении конкретных явлений.
Формализация– метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи разных
«искусственных» языков: лингвистического, математического, химического, звукового и др. При таком методе обеспечиваются краткость и четкость записи информации, однозначность трактовки терминов, строгость рассуждений, доказательность выводов. Сущность метода моделирования заключается в замене изучаемого объекта или явления его моделью, сохраняющей существенные черты оригинала. Исследование проводится на модели, а затем получаемые выводы распространяются и на сам объект исследования.
Важнейшим итоговым процессом научного творчества является обобщение научных знаний. Методобобщенияпредполагает выделение в изучаемых объектах, явлениях общих черт и подведение итогов исследования.
Кроме представленных выше методов имеются и другие научные методы, например метод проб и ошибок, метод выявления причинно-следственных связей, опросные методы, контент-анализ, метод экспертных оценок и т.д. Практическими результатами применения научных методов являются выдвинутые гипотезы, разработанные теории, выявленные закономерности, разработанные модели и т.д.
Подводя итог, отметим, что начинающему исследователю необходимо выбирать те методы, которые соответствуют задачам исследования, и учиться правильно их использовать. Надо учиться ставить и решать проблемы так, как это
принято в самой науке. Напомним, что «изучать» в плане научного познания
-
это значит:
-
Искать противоречия в имеющихся научных представлениях. Бояться этого не надо, найти противоречие – настоящая удача. -
Вести поиск нового, размышлять, проводить мысленный эксперимент, используя при этом как можно полнее собственное воображение. -
Возвращаться снова и снова к уже решенным вопросам и задачам, рассматривать их с иных методических позиций, в различных аспектах и связях.
Вопросыдлясамоконтроля:
-
Что включает в себя понятие «наука» как деятельность? -
Что относят к основным результатам научных исследований? -
Дайте определение научного метода. На какие группы делятся научные методы? -
Охарактеризуйте теоретические методы научного исследования. -
Как Вы понимаете термин «научная новизна»? -
В каких случаях применяются эмпирические методы? Назовите их и раскройте сущность каждого.
ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
План лекции
-
Сущность научного исследования. Предмет и объект исследования
-
Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования -
Разработка рабочей гипотезы исследования
-
Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования -
Результаты научного исследования: виды и требования
-
Сущность научного исследования. Предмет и объект исследования
Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие специфические признаки:
-
это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; -
это процесс, направленный на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; -
научное исследование отличается систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Научные исследования классифицируются по различным признакам методам