ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 601
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
История становления и развития государственной службы в России.
Современное понятие и система государственной службы РФ.
Нормативно-правовые основы государственной службы.
Принципы организации и функционирования государственной службы.
5. Государственные должности и должности государственной службы: понятие, признаки.
Классификация и реестры должностей государственной службы
Квалификационные требования к должностям государственной службы.
9. Государственный служащий РФ: понятие, признаки.
10. Должностное лицо: понятие, классификация, особенности правового статуса.
11. Основные обязанности государственного служащего
12. Основные права государственного служащего.
13. Ограничения, связанные с государственной службой.
14. Запреты, связанные с государственной службой.
15. Требования к служебному поведению государственного служащего.
16. Государственные гарантии на государственной службе: основные и дополнительные
17. Право поступления на государственную службу
18. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности
19. Служебный контракт на государственной службе: понятие и стороны.
20. Содержание и форма служебного контракта.
21. Срок действия служебного контракта.
22. Порядок заключения служебного контракта.
23. Испытание при поступлении на государственную службу.
24. Предельный возраст пребывания на государственной службе.
25. Перевод на иную должность государственной службы или перемещение.
26. Изменение существенных условий служебного контракта.
27. Временное замещение иной должности государственной службы.
29. Отстранение от замещаемой должности государственной службы.
30. Аттестация государственных служащих
32. Ротация государственных служащих.
34. Кадровая работа в государственном органе.
36. Служебное время и время отдыха.
37. Отпуска на государственной службе
39. Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
40. Пенсионное обеспечение государственных служащих.
41. Стаж государственной службы.
42. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава государственной службы.
43. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы.
44. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего
45. Государственный заказ на повышение квалификации и переподготовку государственных служащих.
46. Гарантии государственному служащему при повышении квалификации и переподготовке.
47. Кадровый резерв на государственной службе
48. Программы развития государственной службы.
50. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон.
51. Расторжение срочного служебного контракта.
52. Расторжение служебного контракта по инициативе государственного служащего.
53. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
54. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
56. Поощрения и награждения на государственной службе.
57. Понятие, признаки и виды дисциплинарных проступков, совершаемых государственными служащими.
58. Дисциплинарные взыскания: понятие, виды, порядок применения и снятия.
60. Материальная ответственность государственных служащих.
61. Административные правонарушения, совершаемые государственными служащими.
62. Административная ответственность государственных служащих.
63. Преступления против интересов государственной службы
64. Уголовная ответственность государственных служащих.
65. Понятие коррупции и её субъектов.
66. Организационно-правовые основы противодействия коррупции
67. Основные принципы противодействия коррупции.
68. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия.
69. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
72. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции.
73. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе.
76. Основания и порядок проведения антикоррупционных проверок.
78. Субъекты, осуществляющие антикоррупционные проверки и их полномочия
73. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе.
ОТВЕТ: В нашей стране принят целый ряд нормативных актов по противодействию коррупции. Основным законодательным достижением является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[1]. В основу определения «противодействие коррупции» законодатель вложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции дается понятие «конфликта интересов»:
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в
ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению конфликта интересов возлагается на государственных служащих (часть 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции).
Статьей 11 Закона о противодействии коррупции установлен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, упомянутое лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Оно обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
74. Обязанности государственного служащего и представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
ОТВЕТ: Дополнительные гарантии к порядку разрешения конфликта интересов выражены в адресованных государственным служащим обязательствах предпринимать самостоятельные меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов (ст. 11Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Данное требование диктуется необходимостью осуществления государственным служащим своей профессиональной деятельности таким образом, чтобы она оценивалась, прежде всего им самим как безупречная с точки зрения отсутствия "личной заинтересованности". В данном случае оценку вероятности возникновения коррупционных рисков в своей профессиональной деятельности должны осуществлять сами служащие.
Первичной является обязанность уведомления государственным служащим своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов, а равно о возможности его возникновения, как только ему (служащему) станет об этом известно. Данная обязанность корреспондируется к требованиям, изложенным в п. 12 ч. 1 ст. 15Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с указанной нормой одной из основных обязанностей государственного служащего является обязанность сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.
К процедуре уведомления не предъявлены специальные требования, за исключением того, что само уведомление должно иметь письменную форму. Следует отметить, что письменное уведомление по своему виду может быть как предварительное (с изложением свидетельств о возможности возникновения конфликта интересов), так и последующее (по факту возникшего конфликта интересов).
Для эффективного применения отмечаемых требований важным является положение, касающееся необходимости установления момента получения непосредственным начальником государственного служащего уведомления. Только после его получения можно говорить о правовых последствиях действий (бездействия) государственных служащих.
На практике не исключена ситуация, когда вручить уведомление начальнику будет проблематично (в условиях командировки, отпуска, болезни и т.д.). Будет ли начальник считаться надлежащим образом уведомленным, если уведомление будет отправлено по почте (телеграфной, электронной и т.д.) или курьерским методом? Правовые последствия, предусмотренные законодательством регулирующим порядок разрешения конфликта интереса, могут наступить только в случае, если уведомление будет получено, а не просто направлено.
Обязательство представителя нанимателя (начальника) принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, возникает только тогда, когда ему станет известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Указанное обязательство может возникнуть прежде всего в связи с уведомлением служащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Представитель нанимателя не лишен возможности быть извещенным о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. В данном случае источником информации могут быть заявления, сообщения, жалобы, поступившие от граждан и юридических лиц, сведения из СМИ.
Собственно обязанность представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов следует рассматривать в разном содержании. Прежде всего, в зависимости от фактических обстоятельств конфликта интереса представитель нанимателя должен начать с предупреждения служащего о недопустимости с его стороны осуществления тех или иных действий, которые могут способствовать возникновению или развитию конфликта интереса.
Такие действия могут быть выражены в форме беседы, получения письменного объяснения, разъяснения правовых последствий неурегулирования конфликта интересов для служащего. Действенным является установление прямого запрета на совершение служащим определенных действий (бездействия).
Российское законодательство предоставляет возможность осуществлять представителю нанимателя и более решительные действия, вызванные возникновением у государственного служащего личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов.
В соответствии с ч. 4 ст. 19Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению, вплоть до отстранения государственного служащего от замещаемой должности даже на период урегулирования конфликта интересов.
Для безошибочного применения данной меры следует обращать внимание на дополнительные условия, определяющие время отстранения государственного служащего от занимаемой должности. Урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения служащего вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Соблюдение требований, касающихся фактического свидетельства об отказе государственных служащих от выгоды, следует рассматривать в практической плоскости (например, посредством заявления государственного служащего, уведомления ими