Файл: Е. В. Астахова история экономических учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)

1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ

1.2. Методология курса

1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

2.1. Экономическая мысль Древнего Востока

2.2. Экономическая мысль античного мира

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

3.1. Экономические воззрения канонистов

3.2. Меркантилизм

3.3. Экономические идеи в средние века в России

Тема 4. Формирование классической школы

4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)

4.2. Физиократия

4.3. Основные постулаты и идеи классической школы

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

5.1. Критически-утопический социализм

5.2. Старая историческая школа

5.3. Марксизм

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

6.1. Общая характеристика маржинализма

6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

6.3. Неоклассическая экономическая школа

Требования к эссе и примеры работ

Таблица 1

Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса

Продолжение табл. 1

Таблица 1

Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений

Таблица 2

Заключение По итогам этого эссе были рассмотрены механизмы и правила экономического роста как законы возрастающей и убывающей отдачи. Были сформулированы и выведены принципы их действия, условия их выполнения, определена сфера их действия, описана их структура. Проведена описательная характеристика отраслей промышленности, подверженных влиянию возрастающей и убывающей отдачи. На основе этого описания составлена таблица преимуществ и недостатков каждого рассмотренного сектора экономики. Нами была перенесена теоретическая модель законов на современный макроуровень в качестве примера и выдвинута гипотеза о решении таких проблем экономики как кризис перепроизводства, увеличение постоянных издержек производства и др. Так, чтобы предохранить промышленный сектор экономики от перепроизводства, экономического застоя и «падения», необходимо наряду с добывающими отраслями развивать должным образом и обрабатывающую промышленность. Хотелось бы сказать о современных политико-экономических взглядах. В нынешнее время основной приоритет развития отдельно взятого государства основывается на самых последних, наиболее актуальных теориях научного характера. Но они не всегда бывают приближенны к тем ситуациям и явлениям, которые происходят здесь и сейчас. Практически каждая экономическое учение имеет свою силу лишь в определенных условиях. Но что же, каждый раз придумывать все новую и новую теоретическую объяснительную базу? Я считаю, что так оно и есть. Это судьба экономической теории, как в принципе, и остальных наук. На протяжении времени багаж знаний будет увеличиваться до бесконечности, по мере развития человеческой культуры в целом. Список использованных источников 1. Райнерт, Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. Раннерт; пер. Н. Автономова. – М.: Изд. дом «Высшая школа экономики (Государственный Университет). Кн.1, Гл. 2–4.2. История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Изд.дом Инфра-М, 2000. Раз. 1, Гл. 3–6; Раз. 2, Гл. 15; Раз. 4, Гл. 29.3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: авт. издание / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Бизнесском; Изд. дом Прогресс, 2010. Т. 1, Кн. 1, Гл. 3, Пр.A; Кн. 4, Гл. 8–11, 13.4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007. Кн. 1, Гл. 1–3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник История экономических учений / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: Инфра-М. 2012 (или др. год издания).Дополнительная литература Помякшев, Н.Ф. История экономических учений: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н.Ф. Помякшев; Поволж. гос. соц.-гуманит. академия. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Поволж. гос. соц.-гуманит. академии, 2013. – 304 с.Худокормов, А.Г. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по экон. специальностям / А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 733 с.Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.Полезные сайты http//www.cepa.newshool.edu/het/ – The history of Economics Website. http://www.eshet-web.org/ – европейское общество истории экономической мысли http://www.eh.net/HE/ – Сайт EH.net является Интернет-порталом, который представляет информацию об услугах, ресурсах в области экономической истории и способствует взаимодействию и общению ученых. Портал содержит сведения о проводимых научных конференциях и семинарах в этой области, обзоры по книгам, ссылки на сайты основных исследовательских организаций. Сайт представляет собой набор полезных сервисов для интересующихся историей экономической мысли, в частности каталог Интернет-ресурсов, сервис Ask the Professor и др. http://gallery.economicus.ru – библиотека электронных материалов по истории экономической мысли, в которой представлены известные экономисты (их портреты, биографии, работы) начиная с глубокой древности до сегодняшнего дня. На конец 2002 г. в Галерее размещена информация по 172 зарубежным экономистам. http://jh.isea.ru – журнал историко-экономических исследований. Издается с 2002 года http://homepage.newschool.edu/het – своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных текстов работ экономистов (в отличие от McMaster Archive), но содержит информацию о более чем 800 экономистах и почти 70 школах или направлениях экономической мысли. http://www.wesleyan.edu/css/reading/Barber/toc.htm – интересный и полезный экскурс по основным направлениям экономической мысли за всю ее историю от Адама Смита до середины ХХ века. Можно рекомендовать этот источник как дополнительное пособие для подготовки к лекциям или семинарам как преподавателей, так и студентов. Тексты написаны Уильямом Барбером. http://www.cpm.ll.ehime-u.ac.jp/AkamacHomePage/Akamac E-text Links – архив истории экономической мысли, предлагающий посетителю краткую справку об экономистах, ссылки на их работы или посвященные их творчеству страницы в Интернет. Напоминает энциклопедию The History of Economic Thought Website. Только количество представленных экономистов значительно меньше (всего около 200). Краткая справка об экономисте заимствована из справочника под редакцией Марка Блауга Who is Who in economics. http://economics.wideworld.ru/history_of_economic_thought – сайт посвящен истории экономических учений и создан специально студентам, готовящимся к сдаче экзаменов по этому предмету http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskay-teoriya/istoriya-et.html – сайт по истории экономических учений http://econteor.ru/hste – сайт по истории экономических учений http://www.analyticalschool.ru#!terminology/cbgn – имена и термины по экономике и истории экономических учений http://csf.colorado.edu/pkt/ – архив посткейнсианской мысли содержит материалы по посткейнсианской экономической теории, а также вообще по всем социальным или политическим исследованиям, которые находятся в согласии с философией посткейнсианства. На сайте можно найти страницы основных классиков посткейнсианства (Дэвидсон, Робинсон). http://www.frbsf.org/publicftion/education/greateconomists/index.html – рассматривается становление и развитие основных теоретических школ в экономической науке. http://www.hayekcenter.org/friendrich hayek/hayek.html – сайт, посвященный Хаейку. http://web.uvic.ca/rutherfo/mr_grvs.html – каталог информации и ссылок о том, где похоронены знаменитые экономисты. Здесь можно найти фотографию надгробного камня Бем-Баверка, увидеть точное написание закона заработной платы, которое пожелал видеть на своем надгробии фон Тюнен. http://www.econ.duke.edu/Economists/ – собрание качественных портретов (преимущественно Х1Х в., всего 47 штук), которые были подарены в 1997 г. экономическому факультету университета Дьюка профессором У. Сэмюелсом. http://www.management.edu.ru/db/msg/14034.html — своеобразная энциклопедия по истории экономической мысли. Он не содержит полных работ экономистов, но содержит информацию о более чем 800 экономистах и о почти 70 школах или направлениях экономической мысли. По каждому экономисту представлены: фотографии, годы жизни, краткий очерк о жизни и деятельности, подбор ссылок на другие вебсайты. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=686189 – собрание электронных материалов по истории экономической мысли: портреты, биографии, работы зарубежных и отечественных экономистов с древнейших времен до наших дней. http://gowap.ru/weblink?MGWLPN=CATA&MGWAPP=g&id=445642 – архив статей и книг по экономической тематике (Кейнс, Илларионов, Коуз, Найшуль, Мизес, Хайек и др.) Разнообразные статьи по теме. Алфавитный каталог газет и журналов на русском языке по экономике. База данных по российским экономистам. http://netec.mcc.ac.uk/BibEc/data/JEL/B.html – библиография научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями аннотаций своих работ. Библиография упорядочена по систематическому принципу. http://netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data/JEL/D.html – библиотека научных статей в области истории экономической мысли, основанная на добровольном размещении исследователями своих статей. На конец 2002 г. представлено около 200 работ. http://www.marxists.org/ – удивительно обширный и с любовью сделанный сайт по истории экономической мысли и теории марксизма. Marxist writers – представлены основные персоналии, сгруппированные по эпохам развития марксистской мысли (более 50 человек). Для каждой персоналии представлены биография, работы, фотоальбом. Marxist History – материалы по различным периодам развития марксизма в различных странах. Есть раздел по Советскому Союзу. http://www.personal.psu.edu/faculty/j/d/jdm114/ – сайт, посвященный неординарному гению классических либеральных экономистов и вообще либералов прошлого. Основные достоинства сайта – полемические статьи об истории и философии экономической науки (раздел Archived Selections), критика основных предрассудков относительно экономической теории или политики (раздел Refutations), подборка любопытных цитат классиков экономической и социальной мысли. http://ek-lit.agava.ru/books.htm – одна из первых полнотекстовых библиотек в Рунете, которая имеет раздел «История экономической мысли». Здесь можно найти русскоязычные переводы классических работ А. Смита, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверка, Ж-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, И. Фишера и других известных экономистов. http://www.economics.narod.ru/ – сайт для студентов и абитуриентов Национальной Горной Академии Украины. Материалы по истории экономических учений, государственному регулированию экономики, микроэкономике и др. http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugem/3113/ – наиболее полная англоязычная библиотека по истории экономической мысли, которую уже много лет назад создал и поддерживает Род Хэй. Главная задача этой библиотеки – облегчить доступ к необходимым первоисточникам для студентов и преподавателей, которые не имеют других возможностей получить эти тексты. http://home.tvd.be/cr27486/home/html – хорошая коллекция ссылок на интернет-ресурсы по истории экономической мысли, которую поддерживает бельгийский исследователь Bert Mosselman. Материал организован примерно так же, как и на других сайтах: по типам ресурсов, по школам или течениям экономической мысли, по областям экономической науки. http://www.mysunrise.ch/users/dbesomi/Links/links-In.htm – хорошая страница ссылок по истории экономической мысли, которая создана и поддерживается швейцарским историком экономической мысли Даниелем Бессоми. Все материалы страницы организованы по 3 рубрикаторам: персональному, школам экономической мысли и различным проблемам экономической теории. http://harold.econ.uiuc.edu/

Оглавление



Бернард де Мандевиль (входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М. Блауга) оппонировал Дефу: «Для счастья общества... необходимо, чтобы большая его часть пребывала в невежестве и нищете».

В конце концов меркантилистская мысль приходит к осознанию важного механизма рыночной экономики – кругооборота доходов как фактора внутреннего спроса и стимула экономического роста! В дальнейшем эта идея примет вид теории эффективного спроса у Дж.М. Кейнса.

Одной из ярких фигур позднего меркантилизма был шотландец Джон Ло (1671–1729). Главный труд: «Деньги и торговля с предложением, как обеспечить нацию деньгами», 1705. Разделяя меркантилистскую веру в деньги как решающий фактор экономического процветания, он также связывал свои надежды с развитием банковского дела и «бумажного кредита. Ло считал, что насытить страну деньгами можно не только за счет активного торгового баланса, но и за счет выпуска банкнот, количество денег в обращении надо связывать не с запасом драгоценных металлов, а с потребностями внутренней торговли. Смог реализовать свои идеи после смерти в 1716 г Людовика 14, знаменитого «короля-солнце», чьё расточительное правление привело расстройству казны Франции!

А. Смит в последствии назовет эксперимент Джона Ло «наиболее безумным банковским и биржевым предприятием, какое когда-либо видел свет». Финансовая пирамида, построенная Ло, закончилась крахом и стала шоком для всей Европы. Однако, был дан толчок к переосмыслению роли денег и торговли и повороту мысли в сторону производства.

Все меркантилисты являлись сторонниками вмешательства государственной власти в хозяйственную жизнь страны, для того, чтобы обеспечить достижения денежного и торгового баланса. Дело доходило до дипломатических и торговых войн с применением военной силы. Например, Англия в общей сложности провела в торговых войнах около 70 лет.

В Трактате английского политического мыслителя Томаса Гоббса «Левиафан» (1651г), оказавшего заметное влияние на последующее развитие мысли, отчетливо изложена главная мысль: всемогущее государство необходимо, чтобы уберечь людей от «одинокого, бедного, мерзкого, жестокого и короткого существо­вания». По выражению Роберта Л. Хайлбронера
на фронтисписе «Левиафана» изображена огромная фигура, возвышающаяся над безмятежной сельской местностью и словно охраняющая ее. Очевидно, перед нами монарх: в одной руке у него меч, в другой – скипетр. Если приглядеться внимательнее, оказывается, что его кольчуга сшита из человеческих голов.

3.3. Экономические идеи в средние века в России


Идеология и политика меркантилизма возникает в России в конце XVII в. и связана с именами А.Л. Ордын-Нащокина (? – 1680) – Новоторговый устав 1667 г., Ю. Крижанича (1618–1683) – «Политические думы» (1859), И.Т. Посошкова (1652–1726) – «Книга о скудости и богатстве» (1724) и Петра Великого (1672–1725), который, сознавая это или нет, проводил политику меркантилизма

Особенность меркантилизма в России:

– возник позднее, чем в Европе;

– отражал идеологию только позднего меркантилизма;

– его представители (И.Т. Посошков, Ю. Крижанич) под богатством понимали не только деньги, но и продукты производства, удовлетворяющие потребности людей, и призывали всячески стимулировать развитие реального хозяйства.

Какова судьба меркантилистов в истории экономической мысли? У Адама Смита «меркантильная система» была главным объектом критики. «Протекционисты» и «фритредеров» до сих пор ведут полемику. Дж. М. Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов.

Тесты


1. Источниками схоластики являются (несколько ответов)

1) логика Аристотеля

2) христианское (католическое) богословие

3) меркантилизм

4) христианское (протестантское) богословие

5)учение мавров-мусульман

2. Доводами схоластов против процента являлись (несколько ответов)

1) не продавай того, что тебе не принадлежит!

2) не продавай того, чего не существует!

3) не продавай того, что сдаешь в аренду!

4) не продавай время, которое принадлежит всем!

5) не продавай, если у тебя уже все есть

3. По мнению Фомы Аквинского не может быть целью труда

1) содержание семьи

2) удовлетворение потребностей

3) устранение праздности

4) увеличение прибыли

4. Установите соответствие:

1) Григорий Назианзин,

2) Николя Орезм

3) Николас Барбон

a) «собирают доход с того, что не сеяли, и жнут то, что не сажали»

b) «расточительство – это порок, который вредит человеку, но не торговли. Жадность – вот порок, вредный и для человека, и для торговли»

c) «государь не может и не должен быть господином денег»


5. Закон Грэшема – первая эмпирическая закономерность о (об)

1) обесценивании денег тогда, когда их становится слишком много

2) вытеснении «хороших» денег «плохими»

3) порче монеты

4) распространении монополий

6. Первооткрыватель количественной теории денег:

1) Григорий Назианзин,

2) Николя Орезм

3) Николас Барбон

4) Жан Боден

7. Установите соответствие:

1) И.И. Бехер

2) А.де Монкретьен

3) Э. Мисселден

а) термин «мануфактура» для обозначения предприятий обрабатывающей промышленности

b) термин «политическая экономия»

с)термин «торговый баланс»

8. Так называемая «революция цен» в XVI веке в Европе была вызвана

1) механизацией производства

2) приливом золота и серебра из Нового Света

3) чередой революционных переворотов

4) обесцениванием рабочей силы

9. В эпоху раннего меркантилизма доминируют идеи (несколько ответов)

1) денежного баланса

2) торгового баланса

3) запрета вывоза из страны золота и серебра

4) касающиеся того, что определяющая функция денег – функция средств обращения

10. Автором работы «Анализ денег и торговли» (1705 г.) является:

1) Дж. Ло

2) Т. Ман

3) Дж. Локк

4) Р. Катильон

11. Идеи Джона Ло заключались в том, что (несколько ответов)

1) насытить страну деньгами можно только за счет активного торгового баланса

2) насытить страну деньгами можно за счет выпуска банкнот

3) количество денег в обращении надо связывать с запасом драгметаллов

4) количество денег в обращении надо связывать с потребностями внутренней торговли

5)количество денег в обращении надо связывать с потребностями производства

12. Автором высказывания «…если зарплата – низкая и жалкая, такой же будет и жизнь; если люди получают мало, они смогут мало и тратить, и это сразу скажется на торговле» является

1) Бернард де Мандевиль

2) Даниэль Дефо

3) Ф. фон Хорник

4) А. де Монкретьен

13. Автором книги «Трактат политической экономии» является

1) Ф. фон Хорник

2) А. Серра

3) У. Петти

4) А. де Монкретьен

14. Автором работы «Деньги и торговля с предложением, как обеспечить нацию деньгами» является


1) Ф. фон Хорник

2) А. Серра

3) Дж. Ло

4) А. де Монкретьен

15. Учение меркантилистов в России разделяли (несколько ответов)

1) В.И. Ульянов (Ленин)

2) А.Л. Ордин-Нащокин

3) Н.С. Мордвинов

4) И.Т. Посошков

16. Автором известного высказывания «Золото – удивительная вещь! Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет» является

1) М. Вебер

2) Людовик XIV

3) Х. Колумб

4) Н. Бонапарт

17. Автором «Книги о скудости и богатстве» является:

1) В.И. Ульянов (Ленин)

2) А.Л. Ордин-Нащокин

3) Н.С. Мордвинов

4) И.Т. Посошков

18. Учению меркантилистов не соответствует положение о (об)

1) беспошлинном перемещении грузов

2) захвате внешних рынков

3) ограничении ввоза товаров

4) том, что надо много продавать и мало покупать

19. Установите соответствие

1) Томас Ман

2) Антуан Де Монкретьен

3) Иван Посошков

a) Богатство Англии во внешней торговле.

b) Книга о скудности и богатстве

c) Трактат политэкономии

20. Известный меркантилист Ж.Б. Кольбер (XVII в.) был министром финансов

1) Германии

2) Португалии

3) Англии

4) Франции.