ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Тема 4. Формирование классической
школы
4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.).
4.2. Физиократия.
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы.
4.1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии
(с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.)
С возникновением классической политэкономии экономика получила признание в качестве науки. Философы Джон Локк, Дэвид Юм, финансисты Ричард Кантильон, Давид Рикардо, медики Уильям Петти, Франсуа Кенэ – никакая эпоха не знает такой концентрации интеллекта на проблемах экономики.
Классическая политическая экономия – одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки – трудовая теория стоимости.
Становление и развитие классической политической экономии происходило на фоне серьёзных перемен в экономической и социальной жизни общества. На смену традиционным феодальным отношениям, приходила новая экономика – рыночная, которая на начальных этапах своего развития характеризовалась глубоким социальным расслоением общества.
Тысячи раз описывали злоупотребления на фабриках в первую половину XIX столетия: эксплуатацию детей бесконечную длину рабочего дня женщин и взрослых рабочих, нищенскую заработную плату, невежество, грубость, болезни и зарождающиеся в таких плачевных условиях пороки. В Англии доклады врачей, анкеты Палаты общин, речи и разоблачения Роберта Оуэна вызывали негодование общественного мнения.
Требование ограничения труда детей в хлопчатобумажных прядильнях с 1819 г. – первый робкий шаг в области рабочего законодательства. Ж.Б. Сэй, путешествуя в 1815 г. по Англии, заявил, что рабочий в Англии, несмотря на то, что он имеет семью, и, несмотря на усилия, часто достойные наивысшей похвалы, может заработать лишь три четверти, а иногда только половину своих расходов.
Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил Карл Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества». Существуют хронологические разночтения в периодизации школы.
По мнению Маркса, классическая политэкономия относится к периоду с конца XVII в. (У. Петти, П. Буагильбер) до первой трети XIX в. (Д. Рикардо, С. Ди Сисмонди). В Западной литературе на нее отводят рамки от второй половины XVIII в. (А. Смит) до первой половины XIX в. (Дж. Ст. Милль). Кейнс относил к классикам А. Маршалла и А. Пигу (экономисты первой половины ХХ в.).
Классическая политическая экономия сложилась как единство двух начал:
– теория обмена – линия Сэя. Развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практики государственного протекционизма – основа идеологии либерализма;
– теория производства – линия Рикардо. Отвергала меркантилизм за переоценку роли торговли. Являлась главной для Маркса, поэтому его ключевые персонажи: Петти, Кенэ, Рикардо.
4.2. Физиократия
Вопрос о правах человека в сфере хозяйственной жизни, прежде всего о праве собственности интересовал крупнейшего английского философа Джона Локка (1632–1704). Он выдвинул трудовую теорию собственности. По его мнению, человек наделен естественным правом собственности владеть и распоряжаться своим телом, значит, собственность – естественное право человека, поэтому правительство не вправе распоряжаться тем, что принадлежит гражданам. Обоснование «естественности» права частной собственности было важной, но не достаточной предпосылкой для утверждения либеральных ценностей. Оставался вопрос, как люди могут распорядиться своими правами. Старший современник Локка Томас Гоббс считал, что люди в своем поведении следуют принципу «человек человеку волк», поэтому общество, в котором люди предоставлены самим себе неизбежно превратится в арену войны, не обойтись без мощного государства Левиафана, способного удержать в узде разрушительные человеческие страсти (1651 г., Левиафан).
Альтернативное решение проблемы дисгармонии общественной жизни предложил Бернард де Мандевиль (1670–1733), входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М. Блауга. Его памфлет «Басня о пчелах или пороки частных лиц – благо для общества» повествует о жизни пчелиного улья: внешне благополучный пчелиный рой насквозь погряз в пороках, в нем процветали обман, корыстолюбие. Члены роя обратились к Богу, чтобы Он избавил их от пороков. Всевышний услышал ропот роя и сделал их безгрешными. Но тогда все стало приходить в упадок
, исчезла торговля, строительство….. Мораль басни:
Когда грешные люди предоставлены самим себе, общество не погибает, а процветает.
«Для счастья общества необходимо, чтобы большая его часть пребывала в невежестве и нищете», т.е. сама природа общества такова, что без порока оно жить не в состоянии!
Памфлет Мандевиля задел «за живое» британскую публику. Наиболее полный ответ был дан спустя более чем полвека А. Смитом в «Теории нравственных чувств» (1759). По его мнению, основная цель людей – тщеславие, а не благосостояние или удовольствие (отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие). Богатство выдвигает человека на первый план. Почему казнь Карла I вызвала огромное негодование, тогда как смерти простых людей оставляли общество равнодушным? Наша готовность восхищаться богатыми и знатными людьми и презирать людей бедных – главная причина искажения нравственных чувств. А. Смит был философом-моралистом и вобрал в себя многовековую аристотелевскую традицию. Взаимодействие увлеченных только собой людей приводит к удивительному результату: гармонии во всем обществе. Сит верил, что каждый человек хорошо знает свои интересы и вправе свободно им следовать: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах».
У. Петти (1623-1687). Основные работы: «Трактат о налогах и сборах», «Политическая анатомия Ирландии», «Политическая арифметика», «Кое что о деньгах». Основные идеи:
– продукт, выросший на невозделанной земли – чистый продукт земли;
– продукт, выросший на возделанной земли – чистый продукт труда;
– таинственная природа денежной ренты: рента – избыток продукта над затратами на его создание («если земледелец из жатвы вычтет зерно….а равно и все то, что он потребил для удовлетворения своих… потребностей, то остаток хлеба составляет истинную и естественную земельную ренту этого года»
У. Петти первым сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис о том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и именно труд – основа данного богатства. Широко известна его фраза: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».
В конце XVIII – начале XIX в. такое понимание богатства находит все новых сторонников. Среди них Пьер Лепезан де Буагильбер (1646–1714). Он оказал влияние на последующее развитие французской экономической мысли.
Его вклад в теорию богатства связан с темой пропорциональности, он был первым, кто осознал, что рыночным ценам соответствуют пропорции производства. «Пропорциональные цены» – это цены покупок, при которых производители покрывают издержки и остаются в выигрыше. «Состояние изобилия» – равновесное состояние экономики с пропорциональными ценами. Состояние изобилия возможно в условиях свободной конкуренции.
Ричард Кантильон (1680–1734, ирландец по происхождению, всю жизнь прожил во Франции) – продолжатель линии Буагельбера. Его основные идеи:
– рыночные цены – цены спроса и предложения;
– внутренние цены- цены, связанные с затратами земли и труда, необходимыми для пр-ва товаров. Причем земля первична, так как кол-во труда зависит от средств пропитания, предоставляемое землей: «Люди размножаются как мыши в амбаре»;
– 3 класса в обществе: земельные собственники, наемные работники (фиксированный доход) и предприниматели (нефиксированный доход).
В «Очерке о природе торговли» (1755 г.) Кантильон впервые употребил понятие «предпринимательство» и выявил черты предпринимателя:
– действует на свой страх и риск для получения непостоянного дохода;
– предпринимательская деятельность приводит в соответствие товарное предложение и спрос;
– превращает средства производства в капитал;
– производит продукцию, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство;
– «предприниматель – субъект рыночных отношений, обладающий способностями предвидеть, рисковать, брать ответственность на себя за решения в стандартных и рисковых ситуациях».
Вот еще дефиниция предпринимателя, данная Ричардом Кантильоном: «Предприниматель – это тот, кто «дает определенную цену в месте и времени покупки, с тем, чтобы затем перепродать по неопределенной цене».
Способствовал возникновению научной школы физиократов, в названии которой отражена центральная идея о природной силе земли как главного фактора богатства. Физиократы сами называли себя экономистами, тем самым возвестили о новой профессии.
Ф. Кенэ (1727–1781) – лидер школы. Главный труд «Экономическая таблица» 1758 г. – первый опыт моделирования экономических процессов. Кенэ показал, что основа экономической жизни – кругооборот общественного продукта и денежных доходов – распределение годового продукта между тремя классами:
– земельными собственниками;
– сельскими производителями (фермерами);
– городскими производителями (бесплодным или стерильным классом, так как они лишь преобразовывают исходный материал, поставляемый сельским хозяйством: ремесленниками, промышленниками, торговцами). Мысль о том, что часть общественного продукта должна идти на возобновление «первоначальных» и «годовых» авансов и что такое возобновление составляет непременное условие создания «чистого продукта» и нормального хода экономических процессов – одно из главных достижений Кенэ. Таким образом, благодаря Кенэ, произошло осмысление роли капиталов, введение в научный оборот понятий, которые в дальнейшем стали называться основной и оборотный капитал.
В вопросах экономической политики физиократы, так же как позднее Смит, выступали за ограничение государственного вмешательства в экономику и снижение таможенных пошлин. Считается что именно в ходе этих дискуссий родился знаменитый лозунг экономического либерализма «laissez faire, laissez passer» («пусть все идет, как идет»- требование свободы действий для предпринимателей и свободного (без обложения пошлинами и сборами) передвижения для их товаров.