Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Краткие выводы по второй главе
Таким образом, методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире позволяют выделить следующее:
-
В детском дошкольном учреждении можно организовать различные экологические пространства для проведения разнообразной эколого-педагогической работы. Любое ДОУ может организовать зеленую зону исходя из своих возможностей. Создание в каждой группе уголка природы дает возможность постоянного контакта детей с объектами природы. Дети приобретают навыки ухода за растениями и животными. -
При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории. Все эти экологические пространства позволяют формировать у детей экологические знания, закреплять и усовершенствовать как в познавательной, так и в свободной деятельности. -
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Глава 3. Экспериментальное исследование процессов формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды
3.1. Первичная диагностика уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников
Следующим этапом нашего исследования был констатирующий этап, который проводился с 10 октября 2019 года по 20 октября 2019 г.
В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования мы определили основную цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников.
Проведение экспериментальной работы проходило на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ детский сад «Семицветик» в подготовительной группе «Колокольчики». В эксперименте участвовали 15 детей в возрасте 6-7 лет.
Для диагностики использовались методики Николаевой1 «Определение уровня экологической культуры детей дошкольного возраста». Был выбран метод беседы, тестирования, и анализ результатов практической деятельности ребенка.
Беседа состояла из 5 вопросов (Приложение 1).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Каждый ответ оценивался от 0 до 2 баллов.
2 балла – ответ правильный без ошибок;
1 балл – ответ содержит ошибки;
0 баллов – нет ответа.
Затем детям был представлен тест на определение групп растений.
Каждый ответ оценивался от 0 до 2 баллов.
2 балла – ответ правильный без ошибок;
1 балл – ответ содержит ошибки;
0 баллов – нет ответа.
В 3 задании детям было предложено выполнить практические действия по уходу за растениями. Воспитатель наблюдает как ребенок выполняет уход за растениями, и делает вывод о сформированности практических навыков, оценивает работу детей в баллах:
2 балла – задание выполнено правильно;
1 балл – допускаются ошибки или выполнено с помощью взрослого;
0 баллов – не может выполнить.
Данные всех исследований заносятся в таблицу, баллы, суммируются и делается вывод об уровне сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников таблица 1 (Приложение 2).
Качественный анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе представлен на рис. 3.1. (Приложение 3) и в таблице 2.
Таблица 2
№ | Уровень | Количество чел. | % |
| Высокий | 3 | 20 |
| Средний | 8 | 53 |
| Низкий | 4 | 27 |
Проведенная диагностика позволяет сделать следующие выводы:
К высокому уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относятся 3 ребенка (20%). Эти дети самостоятельно называют разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяют группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям. У этих детей сформированы прочные навыки по уходу за растениями.
К среднему уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относится 8 детей (53%). Эти дети иногда допускают незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяют группы предлагаемых растений, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по результатам нашего исследования имеют 4 ребенка (27%). Эти дети затрудняются назвать виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда могут выделить группы предлагаемых растений, не могут аргументировать свой выбор. Затрудняются рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращаются за помощью к взрослому. Не проявляют интерес и не выражают свое эмоциональное отношение к растениям.
Таким образом исследование позволяет сделать вывод о том, что с детьми проведена определенная работа по изучению растительного мира. Однако большинство детей имеют средний уровень сформированности знаний, что показывает необходимость в дальнейшем проведения работы по повышению уровня знаний о растительном мире.
3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.
Для повышения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний, был разработан перспективный план. На формирующем этапе мероприятия, целью которого стала разработка и проведение для детей экспериментальной группы дополнительных творческих и познавательных видов деятельности, направленных на формирование и обобщение экологических знаний (Приложение 4, таблица 3).
Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы с 5 ноября 2019 г. по 5 марта 2020 г. Для проведения формирующего этапа был разработан перспективный план представленный в (Приложение 4, таблица 3).
Поэтому, следующим этапом нашего исследования будет специально организованная эколого-развивающееся среда. Для этого в дошкольном учреждении мы создали все условия, способствующие формированию экологических знаний о многообразии живой природы. Для ухода за обитателями экологической комнаты имеется всё необходимое оборудование: тряпочки для мытья, палочки для рыхления, тазики для воды, клеёнки, фартучки, стаканчики для рассады и т.п. Всё оформлено очень красочно, что привлекает внимание детей и повышает интерес к познанию.
Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности в группе мы создали условия для детского экспериментирования. В группе оборудован центр экспериментирования, где имеются лупы, колбочки, коллекции камней, перьев, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и многое другое, необходимое для проведения опытов.
Тематическое оформление природного уголка в групповой комнате: картотеки: садовых, луговых, комнатных растений с описанием; деревьев, кустарников; грибов, ягод. Карточки – схемы по уходу за комнатными растениями, мнемотаблицы сезонных изменений, календари природы. Картотеки загадок в стихах о растениях.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. В процессе экспериментальной деятельности, мы обращали внимание на то, чтобы
задействовать все органы чувств детей, а не только слух и зрение. Для этого ребятам предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Опыты использовались как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. На занятии был проведен опыт с водой, конспект занятия представлен в (Приложении 5). Так же была проведена серия опытов, влияющих на различные условия среды на рост растения. Часть луковиц поместили в пустые банки вторую часть в банки с водой, а третья часть в банки с водой с добавлением удобрения. В процессе длительного наблюдения дети отметили разницу прироста луковиц и подошли к выводам: о том какие условия необходимы для прорастания растений. В процессе этих опытов дети знакомились с условиями необходимыми для роста и развития растений.
Для формирование экологических знаний подключили к работе родителей. Провели индивидуальные беседы и по их результатам были составлены консультации на разные темы. Консультация на тему «Цветы в комнате ребенка» представлена в (Приложение 6). Были составлены папки -передвижки, рекомендации по художественной литературе, проведены совместные развлечения.
На прогулках активно наблюдали за живой и неживой природой, сезонными изменениями, вели календарь сезонных изменений.
На участке ДОУ имеются деревья, они составляют часть эколого-развивающей среды. Наблюдение за деревьями зимой представлено в (Приложении 7).
Организовали «Огород на подоконнике» по проращиванию луковиц и провели длительное наблюдение, результаты этого наблюдения представлены в зарисовках детей рис.3.2. (Приложение 8).
Подобрали и провели занятия по обобщению экологических знаний о растительном мире: «Посадим цветы», «Знакомство с комнатными цветами: фиалка, алоэ и гиацинт», «Мир цветов», «Для чего нужна вода», «Чтение рассказа С. Михалкова «Елочка», «Грибы съедобные и несъедобные», «В грибном царстве», «В ягодном государстве», «Съедобные и несъедобные ягоды», «Растительный мир», «Природные богатства Сахалина», «Красная книга Сахалинской области».