Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».
Урок № 22 «Повторяем местоимение»
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 34 «Глагол как часть речи»
в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Уровни сформированности орфографических умений
Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм
Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»
быстровыстроилисьврядипобежаликозеру.Семьяпродолжаласвойпуть.
(По М. Пришвину)
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Выборочные диктанты
-
Прослушайте стихотворения. Выпишите слова с сомнительными звонкими и парными согласными. Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные, одной чертой, а глухие – двумя.
Нашу речку, словно в сказке,За ночь вымостил мороз,Обновил коньки, салазки,Ёлкуиз лесупривёз.
(С.Маршак)
Чуть утро загорается,Как ужев саду.
Для всех, кто повстречается,Подарочки найду.
Для Алёнки – сказка.Собачонке–ласка.
Шутка – солнышку-дружку.Прибаутка–ветерку.
Гришке – полковрижки.Крошки – воробьишке.Ленточка– рябинке.
Песенка – Маринке.Всем улыбка и привет.Ничегодороженет.
(С.Погореловский)
-
Запишите пары похожих по звучанию слов с безударными гласными. Рядом написать проверочные слова.
1.Ребятазалезаютнаяблоню.Псунужнозализатьрану.2.Охотниквыпалилизружья.Осталосьвыполотьтригрядки.3.Щенкиразвиваются
быстро.Наддомомразвеваетсяфлаг.4.Отжарывоздухнакалился.Я
укололся о гвоздь. 5. Любит кошка поласкать котят. Хорошо полоскатьбельё в проточной воде. 6. В доме проживают три
семьи. Пищу нужнохорошо прожевать! 7. Писатель посвятил свою книгу матери. Я посветилфонариком.8.Отгорячеловекпоседел.Мыпосиделивгостяхиразошлись.
-
Прослушайте словосочетания. Выберите и запишите словосочетания с непроизносимыми согласными.
Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм,чудесныйвечер,ненастнаяпогода,радостнаявстреча,опасныеприключения,ужасныйконец,известныйспортсмен,прекрасныелюди.
-
Прослушайте слова. Запишите слова с мягким знаком (ь) в один столбик, с твёрдым знаком (ъ) – в другой.
Воробьи,перья,объезд,пьёт,съели,волчья,колья,подъехать,съедобный,объявление,здоровье,листья,съёмка,друзья,разъярённый,съестное,гроздья,радостью,вьюга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Списывание
-
Запишите предложения. Подчеркните слова сразделительным мягким знаком (ь).-
Работникиотдыхаютподтеньюстарогодуба.2.Здоровьечеловека – его главное богатство. 3. Свинья ищет жёлуди под дубом. 4.Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет бельё. 6. Мороз расписал окнобелымиперьями.7.Вуглустоитстароеружьё.8.Шалуньяобезьянкапрыгаетповеткам.9.Попугайчиститперья. -
Запишите предложения. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком (ь).
-
1.Третьюнеделюоченьхолодно.2.Сорочьистаикружатнадпарком.
-
Мальчикбьётвбарабан.4.Осеньюльютдожди.5.Налетнемлугураздолье.6.Телособакипокрытогустойшерстью.7.Отрекитянетсыростью. 8. Зимний лес оделся в белое платье. 9. Февраль силён метелью, амарткапелью.
3. Запишите предложения. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
1.Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центреконцерт.4.Пастухгромкосвистнул.5.Вэтомфильмеснимаетсяизвестный актёр. 6. Я сделал все устные задачи. 7. В поле яростно дуетветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребёнка. 10.Ввоздухе чувствуетсязапахполыни.
4.
Запишите предложения. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными. Рядом запишите проверочные слова.
1.Уморякахраброесердце.2.Пёсрадостновстречаетменяупорога.
3.Подсоснойхрустнулаветка.4.Всемзнакомочувствообиды.5.Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звёздных войнах.7.На лестницепослышалисьшаги.8.Выглянулосолнце.9.Грустныйкотёноксидитнакрыльце.10.Скоропраздник.
5. Подчеркните в выделенных словах первой части стихотворения безударные гласные в корне, а в выделенных словах второй части – парные согласные.
Грустная песенка о слонёнке
-
Кого только нет у меня в лесу –Илось,и коза,ибарсук.
И старый глухарь, услыхавши лису,Взлетаетна толстыйсук.
И ёж по дорожке спешит, семеня,Наверно,кдружкам наобед.
Но нет слонёнка в лесу у меня,Слонёнка весёлого нет.
-
Мне ёж вышивает рубаху крестом,Приходиткозасмолоком,
Лисица мой дом подметает хвостом,Пчела угощает медком.
Синица летит подо мною звеня.Изаяцмойдруги сосед.
Но нет слонёнку в лесу у меня,Слонёнкавесёлого нет.
(В.Левин)
6. Рядом с выделенными словами написать проверочные. Поставить в них ударение.
1. Ложился на поля туман. 2. Стоял ноябрь уж у двора. 3. Долинысохнут и пестреют. 4. Вот сама идёт волшебница зима. 5. Жил старик сосвоею старухою у самого синего моря. 6. Ветер по морю гуляет и корабликподгоняет. 7. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. 8. Петушок мойзолотой будет верный сторож твой. 9. И соседи присмирели
, воевать уженесмели.10.Исдевицеймолодойцарьотправилсядомой.11.Встаётзаря
вомглехолодной,нанивахшумработумолк.Ссвоейволчихоюголоднойвыходитна дорогуволк.
(А.Пушкин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Орфографические минутки
-
Подчеркните орфограммы.
Возлекаждойчашкилежалаложка.
-
Подчеркните орфограммы.
Отдуба доберёзытянулисьдлинныетени.
-
Подчеркните орфограммы
На землюупалисеребряныекапелькиросы.
-
Подчеркните орфограммы.
Утреннеесолнцекосымилучамиосветиломакушкуели.
-
Подчеркните орфограммы.
Изчащитростникавыплылитричудныхбелыхлебедя.
-
Найдите орфограммы и подчеркните их. Определите тип орфограммы и подберите проверочные слова.
Покрышевагонатяжелозастучаликрупныекаплидождя.
-
Найдите орфограммы и подчеркните их. Определите тип орфограммы и подберите проверочные слова.
Черезтропкипротянулисьдлинныеузловатыекорни.
-
Найдите орфограммы и подчеркните их. Определите тип орфограммы и подберите проверочные слова.
Как только сойдёт в лесу снег, набухают на берёзах смолистыедушистыепочки.
-
Найдите орфограммы и подчеркните их. Определите тип орфограммы и подберите проверочные слова.