Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах

Формирование орфографических умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка


Выпускная квалификационная работа

Квалификационная работа допущена к защите

Зав. кафедрой М. Л. Кусова



дата подпись

Исполнитель:

Кожевина Алена Викторовна, обучающийся БН 51z группы
подпись





Научный руководитель:

Краева Алевтина Анатольевна, канд. пед. наук


подпись



Екатеринбург 2019

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...……

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………….……..


7

1.1. Понятие об орфографии и её разделы. Классификация

орфографических умений …………………………………………...


7

1.2. Особенности формирования орфографических умений детей

младшего школьного возраста……………………………………...


11

1.3. Методы и приёмы формирования орфографических умений

детей младшего школьного возраста ..…………………………..…


14

1.4. Анализ программ и учебников для начальной школы по

русскому языку в аспекте формирования орфографических умений у младших школьников …………………………………….


19

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА ………………………………………………

27

2.1. Диагностика сформированности орфографических умений

детей младшего школьного возраста ……………………………


27

2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование

орфографических умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка………………………………………………


36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….………….

55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….

58

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………

64

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………

67

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………..

70


ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………….

71

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………..

73

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………...

75

ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………….

77

ПРИЛОЖЕНИЕ 8…………………………………………………….

79

ПРИЛОЖЕНИЕ 9……………………………………………………

81

ПРИЛОЖЕНИЕ 10……………………………………………………

83

ПРИЛОЖЕНИЕ 11……………………………………………………

84

ПРИЛОЖЕНИЕ 12……………………………………………………

85

ПРИЛОЖЕНИЕ 13……………………………………………………

87

ПРИЛОЖЕНИЕ 14……………………………………………………

89

ПРИЛОЖЕНИЕ 15……………………………………………………

91

ПРИЛОЖЕНИЕ 16……………………………………………………

94

ВВЕДЕНИЕ




На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью.

Орфографическая грамотность всегда высоко ценилась обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития отечественной школы.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка.

Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объёме. Причём его нужно не, только усвоить, но и применить на практике. Объём этот определён Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [32]. На основании него составлены примерные образовательные школьные учебники русского языка. При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то
или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается

одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особое место

отводится формированию орфографического навыка, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования орфографических умений в начальной школе занимает важнейшее место в образовании младших школьников, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начитает овладевать всеми сторонами письменной речи, в том числе и орфографической.

Современная методика обучения орфографии опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым, Т Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик и др.

В разные годы истории
педагогической науки написано большое количество книг и статей о лингвистических, психологических и методологических основах обучения грамотному письму. Это Д. Н. Богоявленский, В.Г.Горецкий, М.Р.Львов, О.В. Сосновская и т.д. Однако проблема продолжает оставаться злободневной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ.

Исходя из вышесказанного, цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений у учащихся младшего школьного возраста.

Объектисследования: процесс формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста.

Предметисследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и научно- методическую литературу по проблеме формирования орфографических умений младших школьников;

  2. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования орфографических умений младших школьников;

  3. Подобрать и провести диагностику по выявлению исходного уровня сформированности орфографических умений младших школьников;

  4. На основе результатов диагностики разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений младших школьников, и внедрить его в образовательный процесс.