Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».
Урок № 22 «Повторяем местоимение»
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 34 «Глагол как часть речи»
в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Уровни сформированности орфографических умений
Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм
Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»
Утромэтакадушкабыланаполненаводой.Нашручеёкпопалвловушку.Янаклонилакадушку,водаполиласьизнеё.Ручеёквеселосказал:
«Спасибо,девочка,чтотыосвободиламеня».
Это упражнение можно дополнить заданием на формирование орфографического умения. Например, списать второй абзац и подчеркнуть в словах безударную гласную, которую можно проверить.
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
-
Орфографическая минутка № 4 (Приложение 16).
Утреннеесолнцекосымилучамиосветиломакушкуели.
Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.
-
Работа с учебником. Упражнение 4с. 56.
Задание. Распредели слова по столбикам. В первый запиши слова с орфограммой в приставке, во второй – слова с орфограммой в корне, в третий
-
с орфограммой в суффиксе. Не забудь подчеркнуть орфограммы.
Труд, война, утёнок, запахи, подруги, друг, грязь, радость, рассказы,полёты, узкий, молодой, подъезд, ключик, ёжик, подснежник, поделка, поезд,звёздный,устный,закладка.
¬ ^
запахи труд утёнок
подруги война радость
рассказы друг ключик
полёты грязь ёжик
подъезд узкий
подснежник молодой
поделка звёздный
поезд устный
закладка
В этом упражнении учащиеся в каждом слове находят орфограмму, определяют её вид.
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
-
Орфографическая минутка № 5 (Приложение 16).
Изчащитростникавыплыли тричудныхбелыхлебедя.
Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.
-
Выборочный диктант № 4 (Приложение 14)
Учащиеся слушают слова, определяют тип орфограммы и записывают по столбикам. С мягким знаком (ь) в один столбик, с твёрдым знаком (ъ) – в другой.
Ъ Ь
Объезд воробьи
съели перья
подъехать пьёт
съедобный волчья
объявление колья
съёмка здоровье
разъярённый листья
съестное друзья
гроздьярадостьювьюга
-
Работа с учебником. Упражнение 4 с. 59.
Задание. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Невыпускаяизруксвоюб…льшуюсумку,МэриПоппинспросто-напростоселанаперилаипреспокойнов…ехалапонимнаверхнююпл…щадку!
Джейн и Майкл прекрасно знали, что никто на свет… этого …делатьне может. С…ехать по перилам вниз – пожалуйста, они сколько раз сами вэтомупражнялись.Нов…ехатьнаверх?!Такне бывает!
(П.Трэверс)
К этому упражнению можно добавить задание на формирование орфографического умения – находить орфограммы в тексте. Предложить учащимся в первом предложении подчеркнуть все изученные ими орфограммы.
На протяжении пяти уроков мы формировали умение находить орфограммы в тексте и определяли её тип. Со второй недели подключаем следующее орфографическое умение – это умение применять правило.
Урок № 25 «Изложение»
1. Работа с учебником с. 59 – 60.
При работе над изложением всегда проводится работа над орфограммами. В учебнике предлагается текст. Учащиеся читают, подбирают заголовок, составляют план текста, пересказывают по плану. После чего учащимся можно предложить найти в каждом предложении орфограммы. Ученик находит орфограмму, называет её и подбирает проверочное слово, если это возможно.
С 26 урока начинаются темы по работе с предложением. Но, несмотря на это, работу над формированием орфографических умений нужно продолжать.
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
-
Орфографическая минутка № 6 (Приложение 16).
Покрышевагонатяжелозастучаликрупныекаплидождя.
Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.
-
Работа с учебником. Упражнение 1 с. 64.
Задание. Спиши. Определи, какими членами предложения являются имена существительные.
-
Совавылетеланаохоту. -
Кбабушкев деревнюприехаливнуки. -
Широкойкистьюпокрасилмалярокнаи двери. -
Лучсолнцаробкопробивалсячереззанавески.
Учащиеся, записывая по предложению, находят в нём изученные орфограммы, подчёркивая
их и подбирая проверочные слова. Затем
выполняют задание к упражнению. Определяют, каким членом предложения являются имена существительные.
3. Списывание 1(Приложение № 15).
Учащимся предлагаются предложения для списывания, в которых нужно подчеркнуть орфограмму с разделительным мягким знаком (ь). На этом упражнении будем отрабатывать умение находить орфограмму в словах.
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
-
Орфографическая минутка № 7 (Приложение 16).
Черезтропкипротянулисьдлинныеузловатыекорни.
Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.
-
Выборочный диктант 1 (Приложение 14)
Учащиеся слушают стихотворение и выписывают слова с сомнительными звонкими и парными согласными. Подчеркивают буквы, обозначающие звонкие согласные, одной чертой, а глухие – двумя.
Ученики выписывают слова с парными согласными в корне: сказка,ласка, шутка, солнышку, дружку, прибаутка, Гришке, полковрижки, крошки,воробьишке.
Слова ребятам предлагается записать в столбик, чтобы они потом смогли рядом написать проверочное слово.
На этом упражнении учащиеся учатся находить орфограмму, определять её тип и применять правило.
-
Работа с учебником. Упражнение 2 с. 66.
Задание. Прочитайте. Запиши второй абзац текста. Устно выполни синтаксический разбор входящих в него