Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».
Урок № 22 «Повторяем местоимение»
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 34 «Глагол как часть речи»
в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Уровни сформированности орфографических умений
Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм
Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
-
Диагностика сформированности орфографических умений детей младшего школьного возраста
С целью выявления уровня сформированности орфографических умений была проведена диагностика для учащихся 4 класса на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5» с. Большое Трифоново, Артемовского района, Свердловской области.
Учащиеся обучаются по программе «Начальная школа ХХI века». Авторами учебника являются С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.
В качестве диагностики был разработан тест (Приложение 1), направленный на выявление уровня сформированности следующих орфографических умений:
-
умение обнаруживать орфограммы в тексте; -
умение определять тип орфограммы; -
умение применять орфографическое правило; -
умение контролировать орфографическую сторону письма.
Для выявления уровня каждого орфографического умения были разработаны 9 заданий. Конечно, мы понимаем, что проверить уровень знаний всех орфограмм невозможно, поэтому за основу мы берём только несколько орфограмм, которые изучаются с 1-2 класса. Это: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание парной согласной в конце и середине слова», «Непроизносимая согласная», «Разделительный Ъ и Ь знаки». Мы считаем, что данные орфограммы к 4 классу, должны
быть
детьми хорошо усвоены.
Задания к тесту были выборочно взяты из книги В.Ю.Романова, Л.В.Петленко «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения» [36].
Первое задание направлено на выявление умения находить орфограмму в тексте. Учащимся предлагается предложение, в котором они должны подчеркнуть все изученные ими орфограммы. За каждую найденную орфограмму ученик получает один балл.
Второе и третье задание поможет определить, насколько хорошо сформировано умение определять тип орфограммы. Учащимся предлагается две таблицы. В одной таблице дети находят орфограмму и записывают её. А в другой таблице, наоборот, ученикам даны названия орфограмм и слова, которые они должны распределить в соответствии с орфограммой.
С четвёртого по седьмое задание учащиеся демонстрируют умение применять правило. В четвёртом задании нужно найти, в каком ряду находятся слова с непроизносимой согласной, и вставить пропущенные буквы. В пятом задании нужно найти, где в обоих случаях пропущен мягкий знак и доказать правильность своего решения. Для этого им нужно выделить корень в обоих словах и вставить пропущенный знак. В шестом задании нужно отметить слова с проверяемой безударной гласной. В следующем задании нужно найти и отметить слова, на конце которых пишется буква «д». Сформированность умения осуществлять самоконтроль мы сможем увидеть, через выполнение
учащимися заданий восемь и девять. В восьмом задании учащимся предлагается по три слова на каждое правило. В каждой строчке есть слово, в котором допущена ошибка. Ученикам нужно найти эту ошибку. В последнем задании детям предлагается текст, в котором
допущены три ошибки. Учащимся нужно найти их и исправить.
Критерии оценивания орфографических умений в диагностической работе, вы можете найти в Приложение 2.
Максимальный балл за выполнение теста 39 баллов.
Если обучающийся набирает менее 18 баллов, значит, уровень его сформированности орфографических умений, низкий (Н) и оценивается в 2 балла.
Если обучающийся набирает от 19 до 25 баллов, то это средний уровень (С), оценивается в 3 балла.
Ученик, набравший от 26 до 32 баллов, имеет уровень выше среднего (ВС) сформированности орфографических умений и оценивается в 4 балла.
От 33 до 39 баллов – это высокий уровень (В), оценивается в 5 баллов.
Рассмотрим уровни сформированности орфографических умений(Приложение 3). Максимальный балл за умение находить орфограмму ученик может получить 10 баллов. Ученик, набравший 9-10 баллов, получает высокий уровень. Уровень выше базового у учеников, которые набрали 7-8 баллов. Средний уровень у тех, кто набрал 5-6 баллов. От 0-4 баллов – низкий уровень.
Максимальный балл за умение определять тип орфограммы – 13 баллов. Высокий уровень у учеников, которые набрали 12-13 баллов. Учащиеся, у которых 10-11баллов – выше среднего, от 7-9 баллов – средний
уровень, меньше 7 баллов – низкий уровень.
Умение применять правило оценивается по следующим критериям: высокий – 9 баллов, выше среднего – 7-8 баллов, средний уровень – 5-6 баллов и ниже 5 баллов – низкий.
Умение осуществлять самоконтроль на высоком уровне – 7 баллов, выше среднего – 6 баллов, средний уровень – 4-5 баллов.
Разработанную нами диагностику, мы провели с учащимися 4 класса в начале I четверти. В классе 15 учащихся. Тест проводился с целью выявления уровня сформированности орфографических умений у младших школьников на протяжении 45 минут.
Из результатов анализа диагностической работы (Приложение 4), мы видим, что средний уровень сформированности по классу имеет базовый
уровень. Шесть учеников выполнили работу на высоком уровне (40%). На
уровень выше среднего сделали два ученика (13%). Средний уровень у пяти учащихся (33%). И два ученика выполнили работу на низком уровне (13%).
Изучим результаты диагностической работы по каждому орфографическому умению. Первое орфографическое умение, которое мы диагностировали – это умение находить орфограмму. Мы видим, что на высоком уровне умеют находить орфограммы только один человек (7%) , на уровне выше среднего пять учащихся (33%), на среднем уровне три ученика (20%) и низкий – у шести детей (40%).Причина таких результатов заключается в том, что учащиеся не смогли подчеркнуть все безударные гласные в корне слова. Только два ребёнка подчеркнули мягкий знак, как обозначение мягкости на конце слова. Никто из учащихся не посчитал за орфограмму оформление предложения на письме. Один ученик только подчеркнул точку в конце
предложения.
Следующее орфографическое умение – это умение определять тип орфограммы. На высоком уровне владеют этим умением семеро учащихся (46%), на уровне выше среднего трое учеников (20%) , на среднем уровне четверо учащихся (27%) и низкий уровень имеет только один человек (7%). У некоторых учащихся возникли затруднения в задании, где учащимся нужно было самим подписать название орфограммы, хотя в следующем задании они с лёгкостью заполнили таблицу. Отсюда вывод учащиеся эти орфограммы знают, они их видят, а назвать не могут.
Посмотрим, как обстоят дела с умением применять правило. На высоком уровне справились четыре ученика (27%) , на уровне выше среднего пятеро учащихся (33%), средний уровень у троих детей (20%) и на низком уровне тоже трое (20%). Причина невысоких результатов по этому умению, заключается в том, что ученики испытали затруднения в нахождении слов с проверяемой безударной гласной. Не смогли указать, в каких словах в обоих случаях пропущен мягкий знак и доказать правильность своего выбора.
Умение осуществлять самоконтроль проверялось в 8 и 9 задании. На высоком уровне могут осуществлять самоконтроль шестеро детей, на уровне выше среднего трое учеников, на среднем уровне пятеро, на низком уровне – один ребёнок. Учащимся легче было находить ошибку в строчке, чем в тексте. Это говорит о том, что чем больше будет текст, тем больше будет рассеиваться их внимание.
Если рассматривать средние показатели по классу, то можно сделать