Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16


Методыисследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ педагогической документации, наблюдение, диагностические задания, количественная и качественная обработка полученных данных.

Теоретической основой исследования является теория развития детской речи (М. М. Конина, Е. М. Струнина), психолого-педагогические исследования особенностей детской речи, в том числе и письменной (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С. Ф. Жуйкова, Д. Б. Эльконин), исследования в области правописания и методики его преподавания (М. Р. Львова, С. П. Редозубова, Н. С. Рождественского, Д. И. Тихомиров, К.Д. Ушинский).

Практической значимостью исследования является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование орфографических умений младших школьников, и использование его на уроках русского языка.

Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа

с. Большое Трифоново, Артемовского района, Свердловской области.

Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и шестнадцати приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ


ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Понятие об орфографии и её разделы. Классификация орфографических умений


Навык письма опирается на техническую, каллиграфическую, графическую и орфографическую сторону. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах и в их взаимосвязи. Методика правописания должна начинаться с букварного периода, обучения графике с формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания вариантов, допускаемых графикой, это область орфографии, правила, которые обеспечивают одинаковое написание родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных. Все написания, которые устанавливаются правилами указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

Лингвист В.Ф. Иванов даёт такое определение орфографии. Орфография – это:

  1. исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

  2. правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания;

  3. соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;

  4. часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. [12]


В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Обучающиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:

  1. при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;

  2. при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;

  3. при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;

  4. при переносе слов, их частей с одной строки на другую;

  5. при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [12].

Существуют следующие принципы правописания: морфологический, фонематический, традиционный, дифференцирующий, фонетический.

Морфологический принцип основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем значащих частей слова. Написание корня «вод»– сохраняется, например, единым во всех словах с этим корнем: вод-а, вод-ный, вод-янка, вод-о-воз. В то же время произношение этого корня в разных словах является различным: [вад] а, [вод] ный, [вад] янка, [въд] овоз. Таким же образом соблюдается единство написания одной и той же приставки (за немногими исключениями), одного и того же суффикса. Отсюда следует, что если проводить постоянную
, систематическую работу учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа, то

это будет способствовать усвоению состава слова, словообразования,

обогащению словаря, так как необходимо каждый раз подбирать родственные, проверочные слова.

Фонематический принцип основан на обозначении фонемы во всех её видоизменениях. Отсюда следует, что каждая морфема, если она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково. Из фонематического принципа вытекают три обобщенных правила, на которых базируется русская орфография. Первое правило безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова. Второе правило

«сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными. Третье правило – мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или на конце слова.

Исторический принцип русской орфографии заключается в таком традиционном написании слов, при котором буквенный состав последних соответствует не современному их произношению, а прежнему, устаревшему для нашего времени. В русском языке, в процессе исторического развития, образовалось много написаний, которые не соответствуют современным произносительным нормам. В словах русского языка после букв «ж» и «ш» пишется «и». Это написание отражает древнерусское произношение, когда шипящие согласные звуки [ж'] и [ш'] были мягкими. Влиянием старославянского языка объясняется написание приставок раз-, рас-: расписание, развалить, рассказать вместо
исконно русских роз-, рос- (розвальни, роспись).

Дифференцирующими написаниями называются такие, в которых одинаково произносимые слова на письме обозначаются по-разному. Дифференцирующее значение имеет употребление прописной и строчной букв (орел –птица, Орел – название города). К числу дифференцирующих относятся некоторые случаи слитных и раздельных написаний: «Работа выполнена не плохо (плохой назвать ее нельзя). Работа выполнена неплохо

(т.е. хорошо)».

Фонетический принцип орфографии предполагает такое написание слов, при котором их буквенный состав максимально приближается к звуковому. В написаниях, основанных на фонетическом принципе, буквенный состав слов соответствует их фонетическому составу (дом, пол). На фонетическом принципе основано, например, правописание приставок без-, воз-, низ-, из-, раз-, роз-, чрез-, вз- и др. Эти приставки мы пишем то с буквой «з», то с буквой «с» в зависимости от того, какой конечный звук этих приставок нами произносится в различных словах (без-брежный, но бес- пощадный; из-бранный, но ис-полненный). Фонетическими являются написания корней некоторых слов, например: зар-я– зорь-ка; руч-ной –дву- руш-ничать; подскок – скак-ать.

Начиная с первого класса, учащиеся начинают овладевать умениями и навыками в области орфографии. М.Р.Львов говорит о том, что «умение» – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности [26]. Он считает, что умение формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для