Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Урок 34 «Глагол как часть речи»


1. Письмо по памяти № 3 (Приложение 12).

После того, как учащиеся записали текст по памяти, им предлагается провести взаимопроверку. Далее они выполняют задание к упражнению. Они выписывают слова с парными согласными и подбирают проверочные слова. Находят однокоренные слова к слову огоньи определяют, какое слово проверочное, а какое проверяемое. Выписывают глаголы вместе с существительными. Выполняя последнее задание, учащиеся плавно переходят к теме урока.

Заканчивая третью неделю по формированию орфографических умений, переходим на наш взгляд к более сложному виду упражнений. Это грамматико-орфографическое комментирование (Приложение 13). Ранее мы уже говорили, что начиная работать с этим видом упражнения, нужно начинать с одного двух предложений, т.е. на каждом уроке отводить 8-10 минут.

На уроках 35 и 36, учащиеся начинают изучать новые виды орфограмм. Это «Правописание приставок в глаголах», «Правописание не с глаголами». Поэтому на этих уроках для формирования орфографических умений достаточно взять по одному предложению с грамматико- орфографическим комментированием.

Урок 37 «Текст»


На этом уроке учащиеся готовятся к изложению. Они озаглавливают текст, составляют план. Выписывают слова и выражения, которые позволяют автору ярко описать события, свои чувства, переживания. Так как учащиеся, опираясь на план, будут записывать только первую и вторую часть, поэтому предлагаем провести орфографическую работу только в этих частях, а не во всём тексте.
Учащиеся читают по предложению и находят в них орфограммы. Где возможно подбирают проверочные слова.

На последующих уроках орфографические умения отрабатываем на грамматико-орфографическом комментировании (Приложение 13). Этот вид упражнения способствует формированию всех орфографических умений.

Работая над формированием орфографических умений, мы способствуем развитию памяти, наблюдательности, учим детей анализировать и синтезировать.

Сложно перечислить все виды работ над формированием орфографических умений, так как этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Значение русского языка в жизни общества – велико. Это основная социальная функция. В современном мире очень часто используется письменная речь. И, к сожалению, эта речь не всегда грамотная. Если раньше лет 20 – 30 назад учитель мог сказать своим ученикам, будьте внимательны при чтении книги, запоминайте написание слов, которые там пишутся, то сейчас этот приём будет неактуален, так как и в книгах сейчас встречается множество орфографических ошибок. А если заглянуть на страницы социальных сетей, то там ошибки встречаются регулярно. Поэтому совершенствование орфографических умений у младших школьников один из центральных вопросов в русском языке. В связи с этим возникает необходимость в создании новых более эффективных

методов, форм и приёмов для решения задач в обучении орфографии.

В процессе написания выпускной квалификационной работы, мы:

  • изучили и проанализировали психолого-педагогическую, лингвистическую и научно-методическую литературу по проблеме формирования орфографических умений младших школьников;

  • проанализировали программы и учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования орфографических умений младших школьников;

  • подобрали и провели диагностику по выявлению уровня сформированности орфографических умений младших школьников;

  • создали комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений младших школьников, и внедрили его в образовательный процесс.

В первой главе мы обратились к характеристике понятия орфограммы и классификации орфографических умений. Изучили особенности формирования орфографических умений у детей младшего школьного

возраста. Познакомились с методами и приёмами формирования

орфографических умений. Были проанализированы программы русского языка, из чего можно сделать вывод, что авторы всех рассмотренных программ уделяют большое внимание орфографии и правописанию.

Исходя из анализа программ, было принято решение проанализировать учебники. Рабочие тетради, которые входят в комплект к учебнику, не рассматривались, так как не все школы могут себе позволить их приобрести.
В анализируемых учебниках по программе «Гармония», авторами которого являются М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко и «Начальная школа ХХI века», авторы которого С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. просматривается работа над совершенствованием орфографического умения. Но опять же, в учебнике по программе «Гармония» идет тесная работа с рабочей тетрадью, где автор регулярно отправляет ученика к заданиям в рабочей тетради. При изучении новых орфограмм учащимся уже не даётся подробного алгоритма применения правила. Если педагог совместно с учениками не будет составлять такие алгоритмы и не будет по ним работать, то получается, что один из этапов формирования орфографического умения выпадает. Отсюда следует, что упражнения, которые будут выполняться для отработки данного правила, не дадут должного результата.

Во второй главе была представлена диагностика, на основании которой мы смогли определить уровень сформированности орфографических умений детей младшего школьного возраста. Из анализа диагностической работы, мы можем сделать вывод, что орфографические умения сформированы у учащихся 4 класса на базовом уровне, так как в изучении русскому языку используется только учебник, в котором не всё предусмотрено для развития и совершенствования орфографических умений. Если учитель не будет применять различного вида приёмы и виды упражнений, то всё останется на том же уровне. Для того чтобы развитие орфографических умений учащихся не стояло на месте, был разработан комплекс упражнений. В него включены не все виды работ, а только, по-нашему мнению, наиболее эффективные.

Если к этому добавить творческий подход, то знакомство с орфограммами
для учащихся будет праздником.

На основании выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. При работе над формированием орфографических умений, нужно опираться на принципы русской орфографии, возрастные особенности обучающихся, используя в работе различные методы, формы работы, приёмы и виды упражнений.

  2. Если в учебнике, по которому работает учитель, не предусмотрены алгоритмы по применению орфографического правила, то это должен восполнить педагог. Поэтому при знакомстве с новым правилом нужно составлять алгоритм по его применению. Использовать этот алгоритм при работе с тренировочными упражнениями, доводя до автоматизма.

  3. Вести мониторинг формирования орфографического умения у обучающихся, с целью дальнейшего планирования работы по правописанию.

  4. Целенаправленно и систематически вести работу по формированию орфографических умений у младших школьников.