Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».
Урок № 22 «Повторяем местоимение»
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 34 «Глагол как часть речи»
в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Уровни сформированности орфографических умений
Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм
Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»
Вынебылиосеньювлесу?Пройдитесьмедленнопоосеннемулесу!
Какаявокругтишина!
Лесвэтовремядышитсвежестью,здоровьемичистотой.Выпринесёте домой самые крепкие грибы, ветку алой рябины, разноцветныйбукетиз листьев.
Учащимся предлагается после записи каждого предложения найти и подчеркнуть изученные орфограммы. Устно ученики называют орфограмму и подбирают проверочные слова.
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
-
Орфографическая минутка № 8 (Приложение 16).
Как только сойдёт в лесу снег, набухают на берёзах смолистыедушистыепочки.
Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.
-
Выборочный диктант 2 (Приложение 14)
Учащиеся записывают пары слов с безударными гласными похожих по звучанию. Рядом пишут проверочные слова.
-
Залезают(лезет)–зализать(лижет) -
выпалил(запал)–выполоть(прополка) -
развиваются(развитие)–развевается(веет) -
накалился(накал)–укололся(укол) -
поласкать(ласка)–полоскать(полощет) -
проживают(жить)–прожевать(прожёвывать) -
посвятил(свято)–посветил(свет) -
поседел(седенький)–посидели (сидя).
3. Работа с учебником. Упражнение 3 с. 70.
Задание. Составь из двух предложений одно без союзов или с союзами и, а, но, или. Подчеркни однородные члены. Устно выполни синтаксический разбор третьего предложения.
Мореплескалось.Морепенилось.
Мойдругувлекаетсяшахматами.Мойдругувлекаетсярисованием.
Очеловекенепословамсудят.Очеловекепо деламсудят.
Ученикбыстросделалуроки.Ученикнеправильнорешилзадачу.
Повечерамялюблюмечтать.Повечерамялюблюсмотретьнамерцающиеогнидомов.
Дополнительно к заданию этого упражнения можно добавить задание, направленное на формирование орфографических умений. Например, выписать слова с безударной гласной и подобрать проверочные слова.
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
1. Орфографическая минутка № 8 (Приложение 16).
Весноюизспелыхшишекеливетерразноситкрылатыелёгкиесемена.
Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.
На этом уроке учащиеся знакомятся со словарным словом железо. Они определяют опасное место в слове. Объясняют, почему это слово словарное. Записывают его в свои словарики, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную. Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили словарное слово, нужно составить и записать несколько предложений с этим словом.
Мы думаем, что к концу второй недели дети должны усвоить орфографические умения: находить орфограмму, определять её тип и подбирать проверочные слова. Поэтому со следующей недели добавляем к этим умениям – умение осуществлять самоконтроль.
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
1. Орфографическая минутка 11 (приложение 16).
Катя сарвал с грушы пять бальшых груш. Одну жёлтую, медовую –бабушке,другуюскраснымбочьком–дедушке,атретью,сзалотымбоком
-
маме.
Учащимся предлагается списать предложения, исправляя ошибки. Выписать 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напишите проверочные слова.
Выполняя это задание, учащиеся находят орфограмму. Определяют тип орфограммы, чтобы правильно подобрать проверочное слово и осуществляют самоконтроль.
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
-
Орфографическая минутка 10 (приложение 16).
Красивыширокиелапчатыелистьяклёна,гладкийичистыйствол.
Прежде чем записать предложение, учащиеся находят орфограммы, определяют тип и подбирают проверочные слова. Объясняют знаки препинания. Записывают предложение по памяти.
-
Списывание 3 (Приложение 15)
Ученики списывают предложения и подчёркивают слова с непроизносимыми согласными. Эти предложения также хорошо подойдут для работы по теме урока.
Урок № 32 «Текст»
-
Письмо по памяти 1 (Приложение 12)
Учащимся предлагается четверостишие, в котором они находят все орфограммы, подбирая проверочные слова. Запоминают текст и записывают
его к себе в тетрадь. После того, как последний ученик закончил запись четверостишия, дети выполняют проверку по образцу.
-
Списывание 7 (Приложение 15)
Ученикам предлагается списать текст, исправляя ошибки. Работая над этим упражнением, учащиеся совершенствуют все четыре орфографических умения. Они находят слово, в котором допущена ошибка, определяют тип орфограммы, подбирают проверочное слово и осуществляют самоконтроль.
Урок № 33 «Глагол»
1. Письмо по памяти 2 (Приложение 12)
Ученики записывают четверостишие по памяти и проверяют его. Затем им предлагается найти слова, которые требуют проверки и записать рядом проверочное слово. Второе задание к этому упражнению заключается в том, чтобы учащиеся выписали из текста глаголы. Это хороший переход к теме урока.
На этом же уроке можно предложить упражнение для списывания под
№ 5 (Приложение 15). Учащиеся в первой части подчёркивают безударные гласные в корне, во второй части – парные согласные. Здесь же дети находят и подчёркивают глаголы.