Файл: Решение методического объединения учителей гуманитарного цикла протокол от 30. 08. 2022 г 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 803
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Цель изучения предмета «История»:
Задачи изучения предмета «История»:
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Тема 5. Западная Азия в древности
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Система оценки планируемых результатов.
Общие цели учебного предмета в основной школе (6-9 класс)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Русь в конце X — начале XII в.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Формирование единого Русского государства
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Российская империя в период правления Екатерины II
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
«Народное самодержавие» Александра III
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Серебряный век русской культуры
X. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 5—9 классах
Место учебного предмета в учебном плане
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Международные отношения в последней трети XIX в.
Американский континент в XIX в.
Развитие культуры в XIX — начале XX в.
Международные отношения в начале XX в.
Страны Европы и США в первой половине 19 века
Страны Европы и США во второй половине 19-начале 20 века
Календарно - тематическое планирование курса 6 класс
Общие цели учебного предмета в основной школе (6-9 класс)
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, освоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; -
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире; -
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
-
Рабочая программа рассчитана на 40 часов в 6-8 классах, 39 часов в 9 классе. -
Рабочая программа составлена с учётом обучения учащихся по программе 7 вида и предназначена для 6-9 классов общеобразовательной школы; -
Учебно-методический комплект:
-
Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. «Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы (основная школа), - М.: «Просвещение», 2016; -
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. История России. 6 класс. В 2-х частях. М. «Просвещение»,
2016 г.
г.
г. 2019 г.
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. История России. 7 класс. В 2-х частях. М. «Просвещение», 2017
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. История России. 8 класс. В 2-х частях. М. «Просвещение», 2017
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. История России. 9 класс. В 2-х частях. М. «Просвещение»,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в
системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6-9 классов, особенности их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
-
Компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретений знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации); -
Системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития; -
Многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого на ряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, географический и прочие факторы; -
Деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений; -
Государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируются положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям при изучении позитивных и особенно негативных событий прошлого выполняется функция «врачевания» (М.Ферро), или «клиотерапии» (Б.Н.Миронов).
Главная (сквозная) содержательная линия курса- человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристики условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развертывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:
-
Экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений; -
Социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов; -
Политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, ее исторические формы и типы, механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории; -
История внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов; -
Социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоев российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.
Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он дает представление об основных этапах исторического пути Отечества,
при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.
Успешное овладение учебным содержанием курса «История России» предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Формы текущего и итогового контроля: тестовые задания, практические работы, в том числе с документами и другими историческими источниками.
Основными методами обучения являются:
-
проектов и исследований; -
проблемного и развивающего обучения; -
рефлексивные.
Методики личностно ориентированного обучения помогают раскрыть и конкретизировать рассматриваемые понятия и положения, проследить связи знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с уже сложившимися представлениями об истории России, ее месте в мире. Современные требования к результатам обучения предполагают использование в учебном процессе компьютерных технологий.