ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 633
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 - языковая ситуация как социолингвистическая характеристика
2 - формы существования языка в обществе
4 - речевые стратегии искренности и неискренности
5 - социальный генезис политической корректности
6 - разные типы лакун в речевой коммуникации
7 - комплексная структурная модель коммуникативной ситуации
8 - социальная стратификация английского языка
9 - кооперативное и некооперативное речевое общение
10 - проекция текста и её строение
11 - приемы языкового манипулирования
12 - виды информации в лингвистике
13 - гендерная и возрастная стратификация речевого взаимодействия
15 - лакунизированность как кардинальный признак речевой коммуникации
16 - понятие речевой деятельности в социальном контексте
17 - психолингвистические аспекты речевой деятельности общества
18 - лингвистические аспекты теории коммуникации
19 - основные модели коммуникации
20 - эколингвистика: зарождение, становление, перспективы
21 - типы знаковых систем и речевая деятельность общества
22 - специфика художественно-речевой деятельности общества
23 - специфика дискурса разных видов в социальном контексте
24 - лингвистическая лимология и речевая деятельность общества
25 - полиреальность и речевое общение
26 - язык в контексте социально-культурной семиотики
13 - гендерная и возрастная стратификация речевого взаимодействия
Социология возраста — область социологии, изучающая возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную стратификацию общества и закономерности развития возрастных групп. Гендерная стратификация– это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами – систематически оцениваемыми и оцененными. Но помимо гендера, такими категориями выступают класс, раса, возраст. Джоан Скотт выступила инициатором идеи рассматривать гендер в сети других стратификационных категорий. Пол, класс, раса, возраст являются фундаментальными переменными, которые определяют гендерную систему.
Эти идеи развивает также и французская постмодернистская феминистка Тереза де Лауретис, которая считает гендер комплексным процессом, или технологией, которая определяет субъект как мужской или женский в процессе нормативного регулирования. Из этого следует и второе утверждение: гендерный процесс пересекается с другими нормативными переменными – такими, как раса и класс, в ходе чего производится властная система. Иначе говоря, Лауретис считает гендер процессом, который конструирует социально-нормативного субъекта через построение различий по полу, связанных, в свою очередь, с расовыми, этническими, социальными различиями. Впервые термин «гендер» в значении «социальный пол» был введен в научный обиход американским психоаналитиком Р. Столлером, когда в 1968 году вышла его работа «Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности». По мнению Р. Столлера, гендер – это понятие, которое базируется на психологических и культурных пояснениях, достаточно независимых от тех, которые толкуют биологический пол. Р. Столлер подчеркивает, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим
, гендер же – психологическим, а, следовательно, культурным феноменом. Гендерное поведение соответствует реальному «проигрыванию» принятых на себя каждым полом совокупности гендерных ролей, большое влияние оказывают и конкретные социальные ситуации (гендерная стратификация, гендерная асимметрия), традиции и нормы общества (гендерные стереотипы). Образовательные учреждения в свою очередь отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус мужчин и женщин.Необходимо учитывать то, что социум, в котором существует индивид, естественно, неоднороден. Индивид является представителем различных социальных групп. Нередко социальные группы, в которые входит индивид, представляют собой социально ограниченные обособленные группы индивидов и формируют коммуникативно-замкнутые сферы общения. К таким группам относятся: во-первых, группы профессионального общения, группы специалистов – представителей разных наук, отраслей знания и сфер практической деятельности; во-вторых, группы лиц, объединенных общими интересами, увлечениями, занятиями типа хобби; в-третьих, социально замкнутые группы, обычно противопоставленные существующему общественному порядку. Каждая из таких групп помимо общих для всего социума представлений о гендерных особенностях поведения человека, имеет свои собственные представления, лежащие в основе групповых стереотипов и стереотипов речевого поведения мужчин и женщин. Помимо индивидуальных, социальных и общенациональных стереотипов можно говорить о существовании универсальных стереотипов. Универсальные стереотипы, в том числе и универсальные ГС, разделяются представителями различных национальностей, говорящих на разных языках. Одной из важнейших особенностей стереотипов вообще и ГС является их эмоционально-оценочное содержание. Наделение признаками объектов и субъектов и оценивание того, что имеет место или происходит в мире, есть неотъемлемый атрибут деятельности человека, поэтому при практическом освоении окружающей действительности познающий субъект дает оценку объектам познания. Иными словами, знаки оценки зависят от ценностной
картины мира данной социальной группы, индивида или всего социума. В картине мира социума имеется усредненные представления о мужчинах и женщинах, сопровождающиеся соответствующими качественными признаками. Существование разных ценностных ориентаций может наблюдаться и внутри одной социальной группы. Оценки, даваемые представителями одной и той же социальной группы одному и тому же объекту, предмету или явлению действительности, могут быть диаметрально противоположными. Присутствие различных оценок внутри одной социальной группы обусловлено наличием множества субъектов с несовпадающими оценками.Таким образом, гендерные представления человека о различных качествах (от психологических до социальных ролей) и о речевом поведении друг друга включают в себя не только стереотипные (т.е. социально-разделяемые), но также групповые и личные представления о «мужественности» и «женственности», а также о «мужском» и «женском» речевом поведении, сформированные в ходе субъективного опыта и взаимодействия с представителями той социальной группы, к которой принадлежит индивид. Человек может не только воспроизводить существующие в обществе ГС, но и трансформировать и даже разрушать их. На основе вербализованных реакций, являющихся одним из возможных способов репрезентации языкового сознания индивидов, можно моделировать единицы языкового сознания – Стереотип маскулинности и фемининности и стереотипы речевого поведения мужчин/женщин, которые фиксируют результаты действия основных познавательных процессов человека.Наличие у СМ/СФ ( Стереотип маскулинности и фемининности) и стереотипов речевого поведения мужчин/женщин полевой структуры свидетельствует о сохранении коллективных, общих структурообразующих элементов языкового сознания носителей языка. Полевая структура СМ/СФ и стереотипов речевого поведения мужчин/женщин говорит об относительной устойчивости языкового сознания всех носителей языка. Гипотеза социальной обусловленности СМ/СФ и стереотипов речевого поведения мужчин/женщин состоит в том, что формирование ГС (гендерных стереотипов) в языковом сознании происходит как в результате действия индивидуальных когнитивных процессов, так и под воздействием социальных факторов. СМ и СФ можно трактовать как особую форму хранения знаний и оценок мужчин и женщин, а стереотипы их речевого поведения как модели ориентирующего речевого поведения для мужчин и женщин в процессе речевой деятельности.
14 - понятие речевого этикета
Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Обычно этикет отражает форму поведения, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
- начало разговора (приветствие / знакомство);
- основная часть, беседа;
- заключительная часть разговора.
Каждый этап общения сопровождается определёнными устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета.
К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах.
В узком смысле слова речевой этикет можно определить, как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы