Файл: Речевая деятельность общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 649

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 - языковая ситуация как социолингвистическая характеристика

2 - формы существования языка в обществе

3 - профессиональные жаргоны

4 - речевые стратегии искренности и неискренности

5 - социальный генезис политической корректности

6 - разные типы лакун в речевой коммуникации

7 - комплексная структурная модель коммуникативной ситуации

8 - социальная стратификация английского языка

9 - кооперативное и некооперативное речевое общение

10 - проекция текста и её строение

11 - приемы языкового манипулирования

12 - виды информации в лингвистике

13 - гендерная и возрастная стратификация речевого взаимодействия

14 - понятие речевого этикета

15 - лакунизированность как кардинальный признак речевой коммуникации

16 - понятие речевой деятельности в социальном контексте

17 - психолингвистические аспекты речевой деятельности общества

18 - лингвистические аспекты теории коммуникации

19 - основные модели коммуникации

20 - эколингвистика: зарождение, становление, перспективы

21 - типы знаковых систем и речевая деятельность общества

22 - специфика художественно-речевой деятельности общества

23 - специфика дискурса разных видов в социальном контексте

24 - лингвистическая лимология и речевая деятельность общества

25 - полиреальность и речевое общение

26 - язык в контексте социально-культурной семиотики

27 - функции языка и речи

28 - язык социального статуса

29 - сознательное воздействие общества на развитие языка

30 - социальные факторы в развитии системы языка



Можно выделить два компонента экологии языка:

  • социальная природа экологии языка, которая заключается во взаимодействии с обществом, где язык реализует функцию средства коммуникации;

  • физиологическая природа экологии языка, которая заключается во взаимодействии с другими языками в сознании носителя искомого языка.

Несмотря на более раннюю работу Хаугена, по-настоящему внимание научного сообщества к рассмотрению экологического контекста и его влияния на язык привлёк только Майкл Хэллидей, который в 1990 году написал свою статью «Новые способы значения: вызов прикладной лингвистике».Основная задача, которая помимо прочих была выдвинута Хэллидеем, заключалась в том, чтобы сделать лингвистику актуальной для решения современных глобальных проблем, в частности, повсеместного разрушения экосистем, от которых непосредственно зависит жизнь на Земле.
Одной из основных областей интереса для эколингвистики выступает языковое разнообразие. Частью эколингвистики языковое разнообразие является из-за связи между разнообразием местных языков и биоразнообразием. Эти отношения возникают из-за экологической мудрости(или культурной адаптации к окружающей среде), которая закодирована на местных языках.

Силы глобализации и языкового империализма позволяют распространяться доминирующим языкам (таким, как английский), и заменять ими местные языки. Это приводит к потере как устойчивых местных культур, так и важных экологических знаний, содержащихся на данных языках.

Одной из целей эколингвистических исследований является защита как культурного, так и языкового разнообразия. Эти исследования соответствует позиции Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, которая гласит, что «биоразнообразие также включает культурное разнообразие человека, на которое могут влиять те же факторы, что и на биоразнообразие, и которое оказывает влияние на разнообразие генов, других видов и экосистем».

В целом, языковое разнообразие является частью эколингвистики из-за корреляции между разнообразием языка и биологическим разнообразием, а экологическая мудрость, заложенная в местных культурах, является связующим звеном между ними.



21 - типы знаковых систем и речевая деятельность общества



Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же села, города, области, народа оказывается известною научной фикцией, так как он слагается из индивидуальных фактов языка. В этом крайнем проявлении отрицания общего в языке уже сформулирована проблема языка, речи и речевой деятельности. Дифференциация этих понятий наблюдается в работах многих выдающихся языковедов XIX-XX вв.: И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Г. Штейнталя и др. В. фон Гумбольдт подчеркивал, что язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что сама речь в устах народа.

Разграничение понятий "язык", "речь", "речевая деятельность"впервые наиболее четко и последовательно провел Ф. де Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общей категории - речевой деятельности, которая является одновременно фактом физическим, физиологическим и психическим, а также относится к сфере индивидуального и социального. По Соссюру, изучение речевой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, социальный по существу и независимый от индивида; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь. Язык и речь, отмечает Соссюр, тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь необходима для того, чтобы установился язык. Хотя язык и речь в своем существовании взаимообусловлены, они не сводимы друг к другу.

Различие между языком и речью на физиологическом уровне обусловлено устройством и функционированием головного мозга. Своей внутренней (идеальной) формой единицы языка привязаны к левому полушарию мозга, единицы речи - к правому. Идеальная (внутренняя) структура языка-речи
, применимая к любому языку, изображается в виде геометрической фигуры -двенадцатигранника, где верхняя пирамида - язык - соотносится с левым полушарием, а нижняя - речь - с правым полушарием мозга (см. схему). Язык обеспечивает понятийно-смысловую, а речь - образно-смысловую сторону одних и тех же формальных элементов. Структурное и функциональное единство языка-речи обусловлены таким же единством двух полушарий головного мозга, работающих в норме только в непрерывных контактах друг с другом.







Речевая деятельность в этом идеальном системно-структурном образовании выступает как обмен импульсами между ее частями, который приводит в действие физиологический механизм языка. В речевой деятельности материализуются и реализуются элементы языка-речи. Эти материализованные и реализованные элементы представляют собой внешние многообразные формы многочисленных языков.

В речевой деятельности создается текст - устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или романа). Во внутренней речи создается внутренний текст, то есть речевое произведение, сложившееся в уме, но не воплотившееся в устной или письменной речи. Известный русский языковед Л.В. Щерба (1880-1944), рассматривавший речевую деятельность как психофизиологический процесс, выделял следующие ее основные виды: говорение, аудирование, чтение и письмо.







Важнейшим признаком речевой деятельности считается ее индивидуальный характер, который определяется коммуникативными целями говорящего или пишущего. Речевая деятельность как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д.

Речевая деятельность вводит язык-речь (код) в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в отличие от абстрактности языка-речи. Речевая деятельность материальна, она состоит из воспринимаемых органами чувств звуков и букв, система "язык-речь" включает в себя абстрактные аналоги единиц речевой деятельности. Речевая деятельность субъективна, она является видом свободной творческой деятельности человека. Система языка-речи выступает достоянием общества, объективным по отношению к говорящим.


Итак, язык как явление может быть представлен тремя аспектами - языком, речью и речевой деятельностью.

Знаковый характер естественного человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. ЯЗЫК – одна из многочисленных знаковых систем. Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика. Семиотика (от греч. semeion– ‘знак’ ) исследует природу знаков, знаковые ситуации, виды знаков, операции над знаками. Семиотика – наука о знаковых системах и знаковых процессах передачи информации в природе и в обществе. Семиотика изучает знаковые системы кино, театра, литературы, живописи, музыки, запахов, пищи, поз, жестов и т.д.

Основателем общей семиотики признают американского ученого Чарльза Пирса, а основателем лингвосемиотики – швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра.

Знак в современной семиотике понимается как всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством передачи информации, находящейся вне этого факта.

В человеческой деятельности используютсятри основных типа знаков:

- знаки естественного языка – языковые знаки,

- знаки искусственно созданных языков – конвенциональные системы знаков

- и естественные знаки.

Знаковая система языка создана не конвенционально, по условию, по соглашению, а сформировалась в результате длительной эволюции человека в процессе деятельности и общения, став социальной и биологической необходимостью человека как разумного члена общества.

Конвенциональные системы знаков, т.е. системы, образованные по соглашению. Они несут определенную социальную информацию (сигнализация, формальные языки разных наук, письменность и др.)

Естественные знаки – это предметы, явления, находящиеся в интерпретируемой человеком причинно-следственной связи, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Естественные знаки не создаются специально с целью информирования, они не несут постоянной, закрепленной за ними социальной информации. Вне наблюдения человека – это объективно совершающиеся процессы и явления. Человек интерпретирует то или иное явление так, что одно явление (признак, действие) служит знаком или сигналом другого, например, пожелтевшие листья на деревьях – признак (знак) осени, темные тучи на небе – знак приближающейся грозы.