Файл: Речевая деятельность общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 628

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 - языковая ситуация как социолингвистическая характеристика

2 - формы существования языка в обществе

3 - профессиональные жаргоны

4 - речевые стратегии искренности и неискренности

5 - социальный генезис политической корректности

6 - разные типы лакун в речевой коммуникации

7 - комплексная структурная модель коммуникативной ситуации

8 - социальная стратификация английского языка

9 - кооперативное и некооперативное речевое общение

10 - проекция текста и её строение

11 - приемы языкового манипулирования

12 - виды информации в лингвистике

13 - гендерная и возрастная стратификация речевого взаимодействия

14 - понятие речевого этикета

15 - лакунизированность как кардинальный признак речевой коммуникации

16 - понятие речевой деятельности в социальном контексте

17 - психолингвистические аспекты речевой деятельности общества

18 - лингвистические аспекты теории коммуникации

19 - основные модели коммуникации

20 - эколингвистика: зарождение, становление, перспективы

21 - типы знаковых систем и речевая деятельность общества

22 - специфика художественно-речевой деятельности общества

23 - специфика дискурса разных видов в социальном контексте

24 - лингвистическая лимология и речевая деятельность общества

25 - полиреальность и речевое общение

26 - язык в контексте социально-культурной семиотики

27 - функции языка и речи

28 - язык социального статуса

29 - сознательное воздействие общества на развитие языка

30 - социальные факторы в развитии системы языка

25 - полиреальность и речевое общение



Полиреальность - результат коммуникативной демаркации действительного мира либо результат создания альтернативных миров в процессе словесного общения. Многие лингвисты признают тот факт, что язык не имеет четких границ между языковыми явлениями. По мнению Г. О. Винокура (1939), между элементами языка трудно провести разделительную линию, между элементами языка присутствует так называемая «размытая зона». Всё это является почвой для развития многозначности лексем, которая, в свою очередь, является одной из актуальных проблем лексикологии, лексикографии, терминоведения и терминографии. Внутреннее устройство слова – явление многогранное. Таким образом, в соответствии с концепцией полиреальности, в основе которой лежит принцип дополнительности, противопоставленность и дискретность элементов диады «вымышленный мир – реальность» нейтрализуется. Полиреальность рассматривается как результат коммуникативной демаркации действительного мира либо как результат создания альтернативных миров в процессе словесного общения.Для явления полиреальности, сотворённой с помощью языковых/речевых средств, актуальным станет лишь внеформенное или оформленное пограничье с его напряжённой семантической перекличкой. Другой чертой дискурса будущего (последний понимается как синтез всех речевых практик) станет наличие нескольких проблемных ситуаций: исчезновение текста как такового, исчезновение автора текста (текст без автора) и исчезновение читателя (текст без читателя). Все три проблемные ситуации объединяет одно – искажение онтологических границ текста. В целом современное текстопорождение характеризуется антисобытийностью, незавершённостью/открытостью («недоконструированность»), полифонией (полифонизмом), мультиплицированностью (тексты-мемы), дефектностью.

26 - язык в контексте социально-культурной семиотики


Семиотика культуры. Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-нибудь культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровать тексты, составленные с них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т.п., которые рассматриваются как носители информации).


Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах:

Естественные знаки – это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью некоторого целого и поэтому дает информацию о последнем. Естественные знаки – это знаки-признаки. Пример: дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они выступают, и уметь извлекать информацию, содержащуюся в них. Приметы погоды, следы зверей могут сказать много только тому, кто способный «расшифровать» данные знаки. Тот же, кто не может этого сделать, скорее всего, не воспримет их как знаки.

Функциональные знаки. Какой-нибудь предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Пример: оружие из кургана – функциональный знак, который свидетельствует о том, что в кургане захоронен воин. Обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке об их вкусах и интересах. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей (если преподаватель водит пальцем по списку студентов, то он сейчас вызовет кого-то).

Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловленная не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используясь за прямым назначением, они еще выполняют и знаковую функцию. Они могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы вытянуть с них эту информацию, нужно иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

Иконические знаки

. Это принципиально другой класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (гр. изображение) знаки – знаки-образы, которые имеют сходство из тем, что они обозначают. Это знаки в полном понимании слова. Если для предметов, которые выступают в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков она главная и основная. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отображал вид обозначаемых ими вещей.

Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный (лат. соглашение, договор, условие) знак служит обозначениям предмета «по условию» - потому что люди уговорились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и предание им определенного значения есть лишь результат соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнить знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Видами конвенциональных знаков являются сигналы – знаки сообщения или предупреждения (цвета светофора, автомобильные гудки) и индексы – условные обозначения чего-либо, что имеет компактный, легко обозримый вид и применяется для того, чтобы выделить некоторые предметы и ситуации из ряда других (показание приборов, картографические знаки).

Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы. Они не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе дополнительный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Символы обычно имеют не только конвенциональный, но и иконический характер, то есть являются изображениями какого-то предмета. Символы: эмблемы, гербы, ордена, флаги; крест в христианской религии и т.д. Символ имеет двухслойное строение. Его внешний вид, «первичный» слой – образ какого-то объекта, а «вторичный», свойственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может включать в себя идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.


Вербальные знаковые системы – естественные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу – семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов. Их называют «естественными», чтобы отличить от «искусственных» (например, формализованных) языков.

Естественный язык имеет ряд преимуществ перед другими знаковыми системами: он удобен для пользования (не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки), экономичен (при малых затратах энергии способен за малое время передавать большие объемы информации), надежен (кодирует информацию в большем, чем необходимо для ее восприятия, количестве знаков, что позволяет избежать ошибок, даже когда в сообщении есть пропуски и искажения).

Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и удивительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранение, обработки и передачи самой разной информации.

Знаковые системы записи. Особенность знаковых систем записи заключается в том, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – одно из самых больших достижений человеческой мысли. Письменность позволила культуре выйти из примитивного состояния. Без письменности было бы невозможное развитие науки, техники, искусства, права и т.д.


27 - функции языка и речи


Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.

Речь – это конкретное говорение, реализация языка в различных видах речевой деятельности ‒ говорении и слушании, письме и чтении.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:

  • коммуникативная (функция обмена информацией);

  • когнитивная (функция познания);

  • конструктивная (формулирование мыслей);

  • кумулятивную (функцию накопления знаний);

  • апеллятивная (воздействие на адресата);

  • эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

  • фатическая (установление контакта между участниками общения);

  • метаязыковая (использование языка для описания предмета);

  • информационная (передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей);

  • агитационная (побуждение, призыв, просьба).

Функции речи:

  • сигнификативная (обозначения) - состоит в том, что речь обозначает реальные предметы. У каждого слова есть свое значение;

  • обобщения - слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

  • коммуникативная (передачи информации) - что речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Это главная функция речи.



28 - язык социального статуса


В качестве важнейшего и основного средства общения, язык неотделим от всех и любых проявлений социального бытия человека.

Язык социального статуса представляет собой сложную систему значений соотносительного неравенства между участниками общения. Эти значения выражаются в жизненных стилях людей, культурных ценностях и нормах поведения и поэтому многообразно представлены в языке как средстве общения.

Рассмотрим основные аспекты социолингвистических статуса личности:

1. Уровень речевой культуры и языковой подготовки, от которого зависит понимание речи,содержание коммуникации и качество речевого сообщения.

2. Пол коммуникантов: в лингвистике неоднократно подчеркивалась гендерная специфика языка