ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 - языковая ситуация как социолингвистическая характеристика
2 - формы существования языка в обществе
4 - речевые стратегии искренности и неискренности
5 - социальный генезис политической корректности
6 - разные типы лакун в речевой коммуникации
7 - комплексная структурная модель коммуникативной ситуации
8 - социальная стратификация английского языка
9 - кооперативное и некооперативное речевое общение
10 - проекция текста и её строение
11 - приемы языкового манипулирования
12 - виды информации в лингвистике
13 - гендерная и возрастная стратификация речевого взаимодействия
15 - лакунизированность как кардинальный признак речевой коммуникации
16 - понятие речевой деятельности в социальном контексте
17 - психолингвистические аспекты речевой деятельности общества
18 - лингвистические аспекты теории коммуникации
19 - основные модели коммуникации
20 - эколингвистика: зарождение, становление, перспективы
21 - типы знаковых систем и речевая деятельность общества
22 - специфика художественно-речевой деятельности общества
23 - специфика дискурса разных видов в социальном контексте
24 - лингвистическая лимология и речевая деятельность общества
25 - полиреальность и речевое общение
26 - язык в контексте социально-культурной семиотики
Следует различать знаки языковые и неязыковые.
К неязыковым знакам относят:
- знаки-копии – воспроизведение чего-либо, обладающее большим или меньшим сходством с обозначаемым (напр., фотография);
- знаки-признаки – знаки, связанные с обозначаемым предметом как действие, состояние со своей причиной (например, симптомы болезни);
- знаки-сигналы – физические процессы или явления, несущие информацию о каком-либо событии, состоянии объекта и режиме его работы, либо передающие команды управления, оповещения и т.д.;
- знаки-символы – знаки, которые в силу заключенного в нем наглядного образа используются для выражения отвлеченного содержания (например, весы – символ правосудия)
Языковой знак – это любая единица языка(морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности или идеальных сущностей и др.
Основой знак языка – слово. Слово именует реалии – элементы человеческого опыта, познанный человеком мир. Реалии – это физические объекты, одушевленные существа, люди, признаки предметов, отношения между предметами, события, факты, состояния дел, ситуации и т.д.
22 - специфика художественно-речевой деятельности общества
Художественная речь – это функциональная разновидность книжной речи, обслуживающая сферу эстетического познания мира, отражение его через образы и их эмоциональное сопереживание. Основной целью художественного общения является эстетическая. Художественная речь напрямую не связана с практической деятельностью человека и не имеет предписывающего характера. В художественном общении обычная передача информации играет роль скорее цели, чем средства. Ценность художественного текста заключается в том, что он обеспечивает возможность пережить, проиграть в своем воображение судьбу персонажей, в которых воплощаются какие-либо общезначимые свойства и черты. Участниками художественного общения являются автор, т. е. человек, создающий художественное произведение, и читатели, количество которых не определено.
Отношения между отправителем информации и получателем различаются, варьируются в разных художественных текстах. Когда автор хочет воздействовать на читателя, воздействие это происходит не прямыми призывами и указаниями, а созданием таких условий, когда читатель таким или иным образом соотносит себя с личностью автора и героя, сопереживает им.
Предмет художественной речи не имеет тематического ограничения, однако в любом художественном тексте так или иначе речь идет о человеке, даже если рассказывается о неживых предметах, животных, фантастических персонажах и т. д. Основным объектом описания всегда является человек, его судьба и взаимоотношения между людьми. Художественная литература дает человеку поведенческие, нравственные уроки, учит быть человеком.
Выделяют несколько особенностей содержания сообщения в художественной речи: 1. Конкретное содержание. Художественное повествование всегда является изобразительным – то, о чем говорится в тексте, можно легко представить. В художественном повествовании всегда рассказывается о конкретных людях, но одновременно такое повествование является типизированным – персонажи воплощают в себе какие-либо общезначимые свойства и черты, а события и ситуации являются отражением того, что
часто встречается в жизни; 2. Личностное содержание. Если даже художественного изложение выглядит внешне как объективное, оно всегда оценочно и эмоционально. Без этого «включить» эмоции читателя и добиться от него сопереживания невозможно; 3. Оригинальное содержание. Многие ситуации, события и герои, которые описываются в художественных текстах, одновременно нам знакомы и незнакомы. Здесь нестандартность изображении достигается за счет авторского мировоззрения. В художественной литературе подражательность – отрицательная черта; 4. Недостаточное/избыточное содержание. В художественном тексте какая-то информация часто накапливается, повторяется, с другой стороны – многое остается недосказанным. В отличие от, например, разговорной речи, это является осознанным поведением поэта или писателя. Нередко в художественном общении информация не выражена словами, большую роль здесь играет подтекст и читательский опыт, который он привносит в художественный текст; 5. Точное/двусмысленное содержание. Обычно один и тот же текст разными читателями (или одним читателем, но в разные периоды его жизни) воспринимается по-разному. Существуют разные уровни толкования, понимания художественного текста и с этой стороны его сложно назвать точным. Но для каждого отдельно взятого человека в отдельный момент возможно и точное восприятие художественного текста.
Художественная речь и другие формы речевой деятельности
Художественная речь включает в себя разные виды речевой деятельности. В течении многих столетий язык художественной литературы определяли правила ораторского искусства и риторики.
Речь, как устная, так и письменная, обязательно должна была производить впечатление, быть убедительной. Отсюда возникли и характерные речевые приемы – эмоционально окрашенные слова, многочисленные повторы и «украшательства», риторические вопросы и т.д. Авторы соревновались друг с другом в красноречии, стилистику определяли все более жесткие правила, литературные произведения часто приобретали сакральный смысл, что особенно характерно для эпохи Средневековья. В результате в эпоху классицизма литература стала понятна и доступна только достаточно узкому кругу образованных людей. Потому, начиная с 17 века, происходит эволюции европейской культуры к простоте. По мнению В. Г. Белинского риторика – «фальшивое идеализирование жизни». Постепенно в литературный язык проникают и элементы разговорной речи. В этом отношении творчество А. С. Пушкина как бы находятся на рубеже этих двух традиций речевой культуры. Произведения поэта часто составляют своеобразный сплав риторической речи и разговорной.
Разговорная речь в первую очередь связана с общением людей между собой в их обыденной, частной жизни. Поэтому разговорная речь просто и совершенно свободна от регламентации. В 19-20 столетия литература осознается писателями и учеными как некая своеобразная форма разговора писателя с читателем. Поэтому обращение «мой любезный читатель» в первую очередь ассоциируется именно с этим периодом. Часто художественная речь включает в себя и письменные формы внехудожественной речи, такие как, например, мемуары или дневники. В ней легко допускаются отклонения от языковой нормы и осуществляются новации в области речевой деятельности (например, словотворчество отечественных футуристов).
В современных художественных произведениях можно встретить и современные формы речевой деятельности: отрывки из электронных писем, смс-цитаты и другие. Кроме того, нередко смешиваются и разные виды искусства, например, литература и архитектура/живопись (текст вписывается в какую-либо определенную геометрическую фигуру); или литература и музыка (к произведению указывается саундтрек) и т.д.
23 - специфика дискурса разных видов в социальном контексте
Дискурс –сложное коммуникативное явление, которое кроме текста включает и экстралингвистические факторы (мнения, знания о мире, цели адресата, установки), необходимые для понимания текста.
Дискурс – это процесс языковой деятельности, речь; способ говорения.
С позиций социолингвистики можно выделить два основных типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный. В первом случае говорящий выступает как личность во всем богатстве своего внутреннего мира, во втором случае – как представитель определенного социального института.
Персональный дискурс существует в двух основных разновидностях: бытовое и бытийное общение.
§ Бытовое общение происходит между хорошо знакомыми людьми, оно сводится к поддержанию контакта и решению обиходных проблем. Его особенность состоит в том, что это общение диалогично по своей сути, протекает пунктирно, участники общения хорошо знают друг друга и поэтому общаются на сокращенной дистанции, не проговаривая детально того, о чем идет речь. Этот тип дискурса характеризуется спонтанностью, сильной ситуативной зависимостью, ярко выраженной субъективностью, нарушениями логики и структурной оформленности высказываний. Фонетически здесь является нормой нечеткое беглое произношение. Общаясь на бытовом уровне, люди прибегают к сниженной и жаргонной лексике. "Ну, ты что?" - "Да я вот, тут..." - "А, ну ладно". Бытовой дискурс отличается тем, что адресат должен понимать говорящего с полуслова.
§ В отличие от бытового в бытийном дискурсе предпринимаются попытки раскрыть свой внутренний мир во всем его богатстве, общение носит развернутый, предельно насыщенный смыслами характер, используются все формы речи на базе литературного языка; бытийное общение преимущественно монологично и представлено произведениями художественной литературы и философскими и психологическими интроспективными текстами.