Файл: южноуральский государственный гуманитарно педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВА- НИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА

Понятие «тест» и «тестирование»

Виды тестов

Грамматический навык

Возрастные особенности старшего школьника

Выводы по главе 1

Этапы работы

Методика формирования грамматического навыка

Open the brackets using Past Continuous

Write what Mrs Taylore was doing at a definite time

Open the brackets using Past Simple or Past Continuous

Choose the right variant

Choose the correct tense: Past Simple, Past Continuous, Past Perfect Con- tinuous, Past Perfect.

Put the verbs into the correct form: the Past Perfect, Past Perfect Con- tinuous, Past Simple, Past Continuous.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Периодические издания

Электронные ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - КОНСТАТИРУЮЩИЙ ТЕСТ

Task 3. Circle the correct word or phrase

Task 3. Choose the correct answer

Task 5. Circle the correct word or phrase

ПРИЛОЖЕНИЕ В - КОМПЛЕКС ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НАПРАВЛЕННЫЙ НА КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Task 1. Put the verbs in the form of Past Participle

Task 2. Rewrite sentences using Present Perfect, the prompts and for/since.

Task 4. Open the brackets using Present Perfect Tense.

Task 5. Rewrite sentences using Past Perfect Continuous

Task 1. Choose the correct answer

I am busy now. I … to the radio.

They … to the seaside every summer.

No, I … the newspaper at the moment.

No, she … in this house.

Where … he is from?

Task 2. Put the verbs in the correct form using Present Perfect or Present Per- fect Continuous

Task 3. Put the verbs in brackets in the form of Past Simple or Present Per- fect.

Task 4. Choose the correct answer

Task 5. Choose the correct answer

My granddadus stories about his life as a policeman.

My mummy hair in the kitchen.

I didn’t use to smoke.

Wego to the park and play football.

Task 6. Choose the correct answer

Task 1. Choose the correct answer

ПРИЛОЖЕНИЕ Г - ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Task 2. Complete using the correct form of the verbs in brackets

Task 3. Circle the correct word or phrase

Task 4. Choose the correct answer

Task 5. Circle the correct word or phrase

обучаемому в процессе обучения. [Венгер 2005: 30]

Комплекс – сочетание, совокупность объектов, предметов, связанных между собой, образующих единую систему, схему.

Комплекс заданий – совокупность необходимых типов и видов зада- ний, которые выполняются последовательно, учитывающий закономерности формирования и совершенствования навыков и умений в разных видах дея- тельности и их взаимодействии, и обеспечивающей максимально высокий уровень владения иностранным языком в заданных условиях. [Шатилов 1986: 41]

Контроль - сопутствующий метод, который включает коррекцию и оценку. [Рогова 1991: 18]

Контроль формирования навыка контроль промежуточных резуль- татов работы над автоматизацией навыка. [Миролюбов 2003: 2]

Метод - способ теоретического исследования или практического осу- ществления чего-нибудь.

Навыки – автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности, образующий путём упражнения, тренировки и характеризую- щийся такими показателями, как «единство автоматизма и сознательности, ус- тойчивости, фиксированности и лабильности» [Рубинштейн 2002: 54]

Тест - подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительную апробацию с целью опреде- ления его показателей качества, и позволяющий выявить у тестируемых сте- пени их языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) ком- петенции, результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям [Коккота 1989: 9]

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируе- мых и управляемых условиях исследуется явление действительности. [Немов 2003: 53]
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВА- НИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА




    1. Контроль в обучении иностранному языку


В методике обучения иностранным языкам ещё не сформировалось единое мнение касательно вопроса контроля. Например, И.Л. Бим выделяет метод контроля как сопутствующий. По её мнению, контроль, как правило, направлен на проверку усвоения, на коррекцию и оценку действий учащихся. Коррекция и оценка выступают, с одной стороны, как одна из задач контроля, с другой стороны, как сопровождающие контроль приёмы его реализации. Контроль выступает как метод, сопутствующий каждому основному методу и всем методам, в целом. Контроль решает одну сложную задачу: проверку ка- чества усвоения. [Бим 1997: 235]

По мнению Н.И. Гез, контроль речевых навыков и умений служит цели выявления уровней сформированности навыков у всех учащихся класса, опре- делению характера протекания этого процесса, диагностики трудностей, ис- пытываемых учащимися при усвоении языкового материала и овладении ре- чевыми навыками и умениями, а также проверки эффективности приёмов и способов обучения. [Гез 1982: 309]

Р.К. Миньяр-Белоручев исходит из того, что контроль есть восприятие плюс сопоставление и что содержание контроля заключается в сложной ана- литической деятельности по сопоставлению воспринимаемого материала с объективно существующим или носящим субъективный характер эталоном. Сложность этой деятельности усугубляется тем обстоятельством, что при обу- чении иностранным языкам сопоставление с эталоном происходит одновре- менно с восприятием. Эффективность же контроля целиком зависит от аутен- тичности эталона, т.е. от квалификации и добросовестности учителя. Таким образом, Р.К. Миньяр-Белоручев определяет контроль как совокупность ре- цептивных действий с целью сопоставления воспринятого с конкретным или

абстрактным эталоном. [Миньяр-Белоручев 1990: 200]

Г.В. Рогова также считает контроль сопутствующим методом, который включает коррекцию и оценку. [Рогова 1991: 56] Она отводит особую роль контролю при тренировке навыка, так как именно на этом этапе происходит формирование навыков, поэтому действия с учебным материалом учащийся должен выполнять правильно. Ошибки нужно предупреждать и исправлять по мере их появления. По мнению Г.В. Роговой, наиболее экономной формой контроля являются тесты. С их помощью можно быстро проверить, как каж- дый учащийся знает учебный материал и как может им пользоваться. [Там же: 58]

Е.И. Пассов называет контроль инструментом управления учением. Он рассматривает контроль не как самостоятельную, а как часть другой проблемы

  • проблемы управления учением. Он перечисляет феномены, которые «участ- вуют» в управлении. Это: контроль – самоконтроль – взаимоконтроль – на- блюдение – учёт – коррекция – оценка – самооценка – взаимооценка – отмет- ка. Е.И. Пассов отмечает, что если традиционный контроль разъединяет уче- ника и учителя, то управление должно обеспечивать диалектическое единство их деятельности. [Пассов 2010: 318]

Проанализировав мнения учёных на понятие «контроль», можно сде- лать вывод, что взгляд на этот вопрос неоднозначен. И.Л. Бим и Г.В. Рогова сходятся во мнении, что метод контроля является сопутствующим. И, по на- шему мнению, наиболее универсальным является определение, предложенное именно этими учёными. Они трактуют контроль как сопутствующее действие учителя при организации основных способов взаимодействия его с учащимися

  • ознакомлении, тренировке и применении языкового и речевого материала. Контроль и обучение нерасчленимы в учебно-воспитательном процессе, лишь по времени обучение опережает, но и контроль носит обучающий характер.

В литературе выделяют следующие функции контроля:

  1. Контрольно-коррегирующая;

  2. Контрольно-предупредительная;

  3. Контрольно-стимулирующая;

  4. Контрольно-обобщающая


Первая функция состоит в выявлении степени овладения отдельными группами учащихся (сильных, средних, слабых) новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения. В совершенствова- нии методики коррегирования, т.е. внесения изменений в неё в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обучения в конкретных видах речевой деятельности, в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обу- чения в конкретных видах речевой деятельности. Важное место при этом за- нимают систематические наблюдения учителя за группами класса в течении ряда лет. Эти наблюдения помогают учителю выявить общую тенденцию в ус- воении данного материала, в овладении данным видом навыка, или данного умения в определённом классе.

Контрольно-предупредительная проверка даёт возможность учителю обратить внимание учащихся на то, какой материал, какие навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, степень го- товности учащихся к проверке, уровень владения материалом. Она позволяет выявить проблемы в усвоении материала, отдельных языковых явлений и своевременно ликвидировать их.

Контрольно-стимулирующая проверка часто является подготовкой к контрольной работе, к проверке владения пройденным конкретным материа- лом. Она носит частный характер.

Контрольно-обособляющая функция проверки состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курса обучения (в конце те- мы, четверти, полугодия, года). Эта проверка имеет обобщающий, комплекс- ный характер. [Гез 1982: 309]

Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет следующие функции контроля:

  1. Функцию обратной связи;

  2. Стимулирующую.

Именно благодаря контролю обучающий может оценить состояние обучаемого
на данном отрезке времени. Обучаемого часто представляют

управляемой системой, которую управляющая система (преподаватель) пере- водит из одного состояния в другое. Для перевода управляемой системы из одного состояния в другое необходима соответствующая информация, посту- пление которой в управляющую систему в кибернетике называют обратной связью. Во время контроля обучающий получает возможность собрать такую информацию, вот почему основную функцию контроля модно назвать функ- цией обратной связи.

Эта функция играет в обучении особую роль. Без неё невозможно эф- фективно управлять учебным процессом, действовать осмысленно, осуществ- лять индивидуальный подход, обеспечивать учащихся подкреплением, судить об эффективности методов, приёмов и средств обучения.

Также не стоит забывать, что самые отсталые ученики специально го- товятся к экзамену, зачёту, контрольной работе. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют упражнения (или хотя бы делают вид). Письменное домашнее задание, которое будут проверять, выполняется более тщательно. А это значит, что наличие или ожидание контроля стимулируют работу учащих- ся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Следова- тельно, ещё одна функция контроля – стимулирующая функция. Эту функцию чаще всего связывают с оценкой, которая, однако, выходит за рамки контроля. Хотя существуют все возможности говорить о стимулирующей функции не подкрепления (оценка), а непосредственно самого контроля. [Миньяр- Белоручев 1990: 200]

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в этом про- цессе, можно выделить следующие его виды:

  1. Предварительный (пропедевческий) контроль служит для полу- чения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся (например, вступительные экзамены).

Вступительные экзамены это контроль,