ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 678
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь
1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
1.4. Функции бухгалтерского учёта
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта
1.7. Пользователи учётной информации
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.1. Предмет бухгалтерского учёта
2.2. Метод бухгалтерского учёта
3.1. Понятие первичных документов
3.2. Классификация первичных документов
3.3. Документооборот и защита информации
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов
4.2. Структура бухгалтерского баланса
4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса
5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка
5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
5.4. Счета аналитического и синтетического учёта
5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
5.6. План счетов бухгалтерского учёта
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
6.2. Модель учёта затрат на производство
6.3. Модель учёта продажи продукции
7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.1. Регистры бухгалтерского учёта
7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах
7.3. Формы бухгалтерского учёта
7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта
8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
8.1. Учётная политика и организация учёта
8.2. Основы бухгалтерской отчётности
9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
9.2 Профессиональная этика бухгалтера
9.3. Международные и национальные профессиональные организации
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5
1. Двойная запись – способ:
1) группировки объектов учёта;
2) отражения хозяйственных операций;
3) обобщения данных бухгалтерского учёта.
2. Сальдо конечное по активному счёту равно нулю, если:
1) в течение месяца по счёту не было движения средств;
2) оборот по дебету равен обороту по кредиту;
3) сальдо начальное плюс оборот по дебету равен обороту по кредиту.
3. Простой называется проводка, в которой одновременно корреспондируют:
1) один счёт по дебету и один счёт по кредиту;
2) два счёта по дебету и два по кредиту;
3) один счёт по дебету и два по кредиту.
4. Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между:
1) субсчётом и аналитическими счетами;
2) счетами и балансом;
3) счетами.
5. Сальдо конечное по пассивному счёту равно нулю, если:
1) в течение месяца по счёту не было движения;
2) оборот по дебету равен обороту по кредиту;
3) сальдо начальное плюс оборот по кредиту равен дебетовому обороту.
6. Сложной называется проводка, в которой одновременно корреспондируют:
1) один счёт по дебету и один счёт по кредиту;
2) два счёта по дебету и два по кредиту;
3) один счёт по дебету и два по кредиту.
7. Отпущены материалы в цех основного производства (проводка):
1) Дебет счёта 25 Кредит счёта 10;
2) Дебет счёта 20 Кредит счёта 10;
3) Дебет счёта 01 Кредит счёта 10.
8. Начислена заработная плата рабочим, обслуживающим машины и оборудование, (проводка):
1) Дебет счёта 26 Кредит счёта 10;
2) Дебет счёта 23 Кредит счёта 70;
3) Дебет счёта 25 Кредит счёта 70.
9. Оприходованы материалы от поставщиков (проводка):
1) Дебет счёта 25 Кредит счёта 10;
2) Дебет счёта 20 Кредит счёта 10;
3) Дебет счёта 10 Кредит счёта 60.
10. Зачислена краткосрочная ссуда банка на расчётный счёт (проводка):
1) Дебет счёта 51 Кредит счёта 66;
2) Дебет счёта 51 Кредит счёта 67;
3) Дебет счёта 50 Кредит счёта 66.
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Краткая характеристика основных хозяйственных процессов была рассмотрена нами в главе 2.
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
Для организации процесса производства необходимо обеспечение организации предметами и средствами труда.
Процесс заготовления с точки зрения бухгалтерского учёта представляет собой осуществление организацией текущих затрат, связанных с заготовлением и приобретением материальных ценностей.
Основными задачами учёта процесса заготовления являются:
а) определение фактической себестоимости приобретённых материалов;
б) выявление затрат по заготовлению материалов;
в) контроль выполнения плана снабжения и выявления результатов заготовительной работы организации.
Для изготовления продукции организация приобретает материалы у поставщиков. Организация уплачивает их стоимость по счёту-фактуре, а также расходы, связанные с доставкой (железнодорожный или авиатранспорт, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Все расходы, связанные с заготовлением материалов учитываются на счёте 10 «Материалы», счёт активный.
10 «Материалы»
Дт | Кт |
Сн – наличие сырья и материалов на предприятии на начало периода | 1. Расход материалов (отпуск материалов на нужды производства в течение месяца по учётным ценам, реализация, уценка материалов) 2. Списывается часть ТЗР на нужды производства в конце месяца |
1. Поступление материалов (приход от поставщиков, возврат из производства) 2. отклонение в стоимости материалов или ТЗР | |
Обд – фактическая себестоимость материалов, поступивших за месяц. | Обк – фактическая себестоимость израсходованных материалов |
Ск – наличие сырья и материалов на предприятии на конец периода | |
По дебету счёта 10 «Материалы» собираются все расходы, которые формируют фактическую себестоимость материалов.
По кредиту отражается расход материалов (отпуск материалов на нужды производства в течение месяца, реализация, уценка материалов).
К транспортно-заготовительным расходам, связанным с приобретением материалов, относятся:
-
расходы по транспортировке и хранению материалов; -
расходы по таре; -
затраты на оплату работникам командировочных расходов, непосредственно связанных с покупкой и доставкой материалов; -
затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых приёмкой, хранением и отпуском материалов; -
недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли; -
прочие расходы, связанные с приобретением материалов и др.
Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трёх способов:
1. Включать в фактическую себестоимость материалов (т.е. учитывать эти расходы на том же субсчёте счёта 10, что и сами материалы).
2. Отражать на отдельном субсчёте счёта 10 (например, на субсчёте 10/1 «Транспортно-заготовительные расходы»).
3. Учитывать на счёте 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
1-й способ. Включение транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материалов.
Этот способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учёту затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство и на другие цели.
2-й способ. Отражение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчёте 10/ТЗР к счёту 10 «Материалы».
При этом способе используется счёт 10 «Материалы», по дебету которого учитывается стоимость материалов по покупным ценам. К счёту 10 «Материалы» открывается субсчёт «Транспортно-заготовительные расходы» или ТЗР, на котором по дебету собираются транспортно-заготовительные расходы (доставка, погрузо-разгрузочные работы и др.). Фактическая себестоимость заготовленных материалов будет равняться дебетовому обороту счёта «Материалы» и дебетовому обороту субсчёта 10/»Транспортно-заготовительные расходы» (ТЗР).
Отпуск материалов на производство отражается по кредиту счёта «Материалы» в дебет счетов 20, 25, 26, 23 по покупным ценам в течение месяца, а в конце месяца определяется процент ТЗР и дополнительно списывается в дебет тех же счетов. На какие производственные счета были отнесены материалы, на те же счета относятся суммы ТЗР.
Процент транспортно-заготовительных расходов, подлежащих списанию рассчитывается по формуле
Процент ТЗР, подлежащих списанию | | Остаток отклонений (ТЗР) на начало месяца | + | Общая сумма отклонений (ТЗР) по материалам, поступившим за отчётный месяц | | 100 | (11) |
Стоимость материалов на начало месяца | + | Стоимость материалов, поступивших за месяц |
Сумма ТЗР, которая должна быть списана, рассчитывается так:
Сумма ТЗР, которая должна быть списана | = | Стоимость материалов, отпущенных в производство | | Процент ТЗР, подлежащих списанию. | (12) |
Модель учёта процесса заготовления вторым способом можно представить в следующем виде:
Сч. «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» | | Сч. «Материалы» | | Сч. «Основное производство» | |||||||
Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит | ||||
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | | |
Сч. «Расчётный счёт» | | Сч. «Материалы» субсчёт «ТЗР» | | | | | |||||
Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит | | | | | |||
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Сч. «Расчёты с подотчётными лицами» | | | | | Сч. «Общехозяйственные расходы» | ||||||
Дебет | Кредит | | | | | | Дебет | Кредит | |||
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | ||
| | | | | Сч. «Общепроизводственные расходы» | ||||||
| | | | | | | Дебет | Кредит | |||
| | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | |
3-й способ. При третьем способе организации учёта заготовления материалов используются счета:
10 «Материалы», на котором отражается твёрдая оценка материалов;
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», на котором собираются все затраты по приобретению материалов;
16 «Отклонения в стоимости материалов» – на этом счёте показывается разница между фактической себестоимостью приобретённых материалов и твёрдой оценкой, по которой материалы отпускаются в течение месяца.
Счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» активный. По дебету счёта учитываются фактические затраты по приобретению материалов. По кредиту счёта учитывается стоимость поступивших в организацию материалов по твёрдым ценам. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счёту «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учётной оценки, которое списывается на счёт «Отклонения в стоимости материалов» двумя способами.
При превышении фактической себестоимости над учётной оценкой делается запись по дебету счёта «Отклонения» и кредиту счёта «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При превышении учётной (твёрдой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом «красное сторно» (сумма превышения твёрдой оценки вычитается).
Модель учёта процесса заготовления третьим способом можно представить в следующем виде:
Сч. «Заготовление и приобретение материалов» | | |||||||||||||||||||||
Дебет | | Кредит | | |||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||
Сч. «Поставщики» | | Сч. «Материалы» | | Сч. «Основное производство» | ||||||||||||||||||
Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||
Сч. «Расчётный счёт» | | Сч. «Отклонения в стоимости материалов» | | | | | ||||||||||||||||
Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит | | | | | ||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | ||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||
Сч. «Подотчётные лица» | | | | | | | Сч. «Общепроизвод-ственные расходы» | |||||||||||||||
Дебет | Кредит | | | | | | | | Дебет | Кредит | ||||||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | | | | | | |||||||||||
| | | | | | | Сч. «Общехозяй-ственные расходы» | |||||||||||||||
| | | | | | | | Дебет | Кредит | |||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| | | | | | | | | |