ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 684
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь
1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
1.4. Функции бухгалтерского учёта
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта
1.7. Пользователи учётной информации
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.1. Предмет бухгалтерского учёта
2.2. Метод бухгалтерского учёта
3.1. Понятие первичных документов
3.2. Классификация первичных документов
3.3. Документооборот и защита информации
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов
4.2. Структура бухгалтерского баланса
4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса
5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка
5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
5.4. Счета аналитического и синтетического учёта
5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
5.6. План счетов бухгалтерского учёта
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
6.2. Модель учёта затрат на производство
6.3. Модель учёта продажи продукции
7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.1. Регистры бухгалтерского учёта
7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах
7.3. Формы бухгалтерского учёта
7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта
8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
8.1. Учётная политика и организация учёта
8.2. Основы бухгалтерской отчётности
9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
9.2 Профессиональная этика бухгалтера
9.3. Международные и национальные профессиональные организации
2.2. Метод бухгалтерского учёта
Если предмет любой науки отвечает на вопрос, что она изучает, то её метод должен дать ответ на вопрос: как она это делает. Более точно определить метод науки можно как совокупность приёмов и способов, с помощью которых или через которые раскрывается содержание предмета.
Метод бухгалтерского учёта формировался с развитием производительных сил и производственных отношений. Если в прошлом учёт отражал простые записи прихода и расхода отдельных ценностей, то сейчас он превратился в целостную систему приёмов и способов отражения различных явлений хозяйственной жизни.
Общей научно-методической основой бухгалтерского учёта, как и всех других экономических наук, является диалектический метод познания.
Вместе с тем что каждая наука имеет свои особые приёмы и способы исследования своего предмета. Точно так же имеет свой метод и бухгалтерский учёт. Он располагает своими специфическими приёмами и способами, обусловленными его предметом, задачами, стоящими перед ним, а также требованиями, предъявляемыми к нему.
Принимая во внимание, что учёт является деятельностью с последовательным процессом переработки данных в информацию, используются различные методы в зависимости от этапов формирования информационных потоков:
1-й этап – хронологическое и постоянное во времени систематическое наблюдение за объектами учёта – через методы документирования и инвентаризацию;
2-й этап – измерение величины хозяйственных средств и источников их формирования, хозяйственных процессов и их результатов – через методы оценки и калькулирования в единый денежный измеритель;
3-й этап – Регистрация и классификация данных об изменениях объектов учёта с целью их систематизации по видам через двойное их отражение на счетах бухгалтерского учёта;
4-й этап – обобщение информации с целью составления бухгалтерского баланса и отчётности (рисунок 12)
| | Этапы учётного процесса | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
Наблюдение | | Измерение | | Регистрация | | Обобщение | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||
Документи-рование | | Инвентари-зация | | Оценка и калькуляция | | Счета бухгалтерского учёта и двойная запись | | Бухгалтерский баланс и отчётность | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| | Метод бухгалтерского учёта | | |
Рисунок 12 – Взаимосвязь этапов учётного процесса и элементов метода бухгалтерского учёта
Таким образом, метод бухгалтерского учёта – это совокупность приёмов и способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни с целью познания их содержания (предмета бухгалтерского учёта) и управления ими в процессе кругооборота средств.
Назначение метода бухгалтерского учёта состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое, обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства, хозяйственные операции, определить затраты и результаты в разрезе каждого хозяйственного процесса и хозяйственной деятельности организации в целом, и обобщить учётную информацию в системе форм отчётности.
Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приёмов, совокупность этих приёмов и называется методом бухгалтерского учёта.
К способам и приёмам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учёта относятся (рисунок 13):
а) наблюдение за объектами учёта: документация и инвентаризация;
б) измерение объектов учёта в денежном выражении: оценка и калькуляция;
в) группировка и отражение хозяйственных операций: счета и двойная запись;
г) обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности: баланс и бухгалтерская отчётность.
| Элементы метода бухгалтерского учёта | | |||||||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | Документация | | Инвентаризация | | ||||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | Счета | | Двойная запись | | ||||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | Баланс | | Отчётность | | ||||
| | | | | | | |||
| | | | | | | | ||
| | Оценка имущества и обязательств | | Калькуляция | |
Рисунок 13 – Элементы метода бухгалтерского учёта
Рассмотрим отдельные способы и приёмы бухгалтерского учёта, составляющие элементы его метода или основные методологические приёмы и правила.
1. Документация – это первичная регистрация (оформление) хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учёте является оформление их первичными документами, обладающими определёнными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям, предъявляемым к ним (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). Документ – это оформление в установленном порядке свидетельства о совершении хозяйственной операции.
2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учёта. Иными словами, инвентаризация – это измерение наличия имущества путём взвешивания, пересчёта и тому подобное; полученные натуральные результаты оценивают и сопоставляют с данными учёта о состоянии имущества фирмы. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учёта и сохранности имущества организации.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, незавершённое производство, незавершённое строительство, денежные средства, а также расчёты с контрагентами организации и др.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию следственных органов и т.п. Инвентаризация позволяет выявить недостачи, хищения, неучтённые ценности и ошибки, допущенные в бухгалтерском учёте.
Описание венецианского метода учёта (итальянской его формы, основанной на применении двойной записи) Лука Пачоли начинает с правил составления инвентаря: «Сначала купец должен составить подробно свой инвентарь, то есть вписать на отдельные листы или в отдельную книгу всё, что, по его мнению, принадлежит ему в этом мире как в движимом, так и в недвижимом имуществе».
Важность инвентаризации неизменно отмечали в своих трудах и другие бухгалтера, но необходимостью документального оформления она дополняется впервые в книге В. Швайкера «Двойная бухгалтерия» (1549 г.), где записано положение: «Ни одной записи без документа».
3. Система бухгалтерских счетов и двойная запись на бухгалтерских счетах. Счета бухгалтерского учёта предназначены для группировки, текущего учёта и контроля наличия и движения хозяйственных средств и их источников. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счёт. Бухгалтерские счета служат для отражения (т.е. записи, учёта, фиксации) всех хозяйственных операций, влияющих на состояние финансовых ресурсов организации.
4. Двойная запись на бухгалтерских счетах означает, что сумма хозяйственных операций в бухгалтерском учёте записывается на счетах дважды: по дебету одного и кредиту другого счёта. Двойная запись обеспечивает, во-первых, формирование необходимых экономических показателей, а во-вторых, защиту информации.
Обобщение записей на бухгалтерских счетах на любую дату означает формирование отчётов, в том числе нового баланса.
5. Оценка имущества организации. Существует много методов оценок; задача бухгалтера – выбрать оптимальный метод оценки, если есть альтернатива, правильно оценить каждый вид имущества организации. Поскольку бухгалтерский учёт в России ведётся в стоимостном выражении, оценка – это способ денежного (стоимостного) выражения средств (имущества) организации и её источников. Реальность и правильность оценки имущества организации и её источников имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учёта. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Она позволяет обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учётные измерители к единой стоимостной (денежной) оценке, исчислить фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг).
6. Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости единицы производимой продукции, выполненных работ (услуг), приобретаемых материальных ценностей. Иными словами, калькуляция продукции – это процесс исчисления затрат на единицу продукции в денежном выражении по статьям затрат, то есть способ исчисления себестоимости продукции.
Калькуляции различают по ряду признаков (рисунок 14).
По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают предварительные и последующие калькуляции
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
По отношению
ко времени осуществления
хозяйственного процесса
По объёму затрат,
включаемых в калькуляцию
предварительная
последующая
- производственная
- полная
- нормативная
- плановая
- проектная
- сметная
- отчётная
- хозрасчётная
Рисунок 14 – Классификация калькуляции
Предварительные калькуляции составляются до начала процесса изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг). Предварительными являются нормативные, плановые, проектные, сметные калькуляции, составляемые исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчётный период.
Последующие калькуляции составляются после завершения процесса изготовления продукции. К ним относятся отчётные и хозрасчётные калькуляции, которые составляются на основе фактических затрат после завершения всех хозяйственных процессов. При составлении отчётной калькуляции определяется фактическая себестоимость продукции с учётом количества выпущенной продукции. Хозрасчётная калькуляция составляется по местам возникновения затрат − подразделениям.
По объёму затрат, включаемых в себестоимость продукции, различают производственные и полные калькуляции.
Производственные калькуляции включают в себя затраты