Файл: Ю. А. Котлова бухгалтерский учёт и анализ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 659

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь

1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации

1.4. Функции бухгалтерского учёта

1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта

1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта

1.7. Пользователи учётной информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

2.1. Предмет бухгалтерского учёта

2.2. Метод бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2

3. ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

3.1. Понятие первичных документов

3.2. Классификация первичных документов

3.3. Документооборот и защита информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3

4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта

4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов

4.2. Структура бухгалтерского баланса

4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4

5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка

5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта

5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам

5.4. Счета аналитического и синтетического учёта

5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта

5.6. План счетов бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5

6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)

6.2. Модель учёта затрат на производство

6.3. Модель учёта продажи продукции

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6

7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

7.1. Регистры бухгалтерского учёта

7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах

7.3. Формы бухгалтерского учёта

7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7

8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

8.1. Учётная политика и организация учёта

8.2. Основы бухгалтерской отчётности

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8

9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ

9.1. Бухгалтерская профессия

9.2 Профессиональная этика бухгалтера

9.3. Международные и национальные профессиональные организации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Итог оборотов по журналу должен быть равен итогу дебетовых и итогу кредитовых оборотов по Главной книге.

Кроме теоретически обоснованных методов контроля показателей по оборотной ведомости, следует выделить и один практический. На дату составления финансового отчёта бухгалтерия предприятия располагает документально подтверждёнными данными об остатках на денежных и отдельных фондовых счетах, например, 50 «Касса» (по кассовой книге), 51 «Расчётный счёт», 52 «Валютный счёт», 66 «Краткосрочные кредиты банка» и т.п. (по контокоррентным выпискам банка). Приведённые счета участвуют в основной массе бухгалтерских записей, и их проверяемость и подтверждаемость имеет существенное контрольное значение.

4. На основе оборотной ведомости путём переноса в неё сальдо счетов Главной книги составляется заключительный баланс. Дебетовые сальдо на постоянных счетах записываются в актив баланса, а кредитовые – в пассив (в статьи капитала и обязательств). В заключительном балансе, форма которого введена с 1996 г., показатели основных и регулирующих счетов показываются одной строкой суммарно. Ранее они рассматривались отдельно.

Следовательно, на данном этапе бухгалтер выводит статьи, оценённые в балансе по остаточной стоимости, а также комплексные (агрегированные) статьи, рассчитанные суммированием показателей конечного сальдо по нескольким бухгалтерским счетам (например, статья «Незавершённое производство»). Далее определяются итоговые показатели по разделам баланса и суммируется валюта баланса, которую необходимо сверить с аналогичным показателем в оборотной ведомости.

Таким образом, учётный цикл экономического субъекта предполагает следующие этапы процедуры:

  • анализ содержания фактов хозяйственной жизни по оправдательной документации, их стоимостная оценка, идентификация по времени и классификация в номенклатуре Плана счетов;

  • регистрация в журнале хронологической записи;

  • разноска бухгалтерских записей из журнала на счета Главной книги;

  • пробный баланс (оборотная ведомость);

  • заключительный баланс.

В тех случаях, когда формой бухгалтерского учёта, применяемой в организации, не предусмотрено составление оборотной ведомости (например, мемориально-ордерная форма), для контроля используют шахматный баланс (его форма приведена в таблице12 параграфа 5.5).


Квадратная матрица шахматного баланса строится следующим образом. По горизонтали и вертикали записываются номера счетов Главной книги предприятия. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу в соответствии с корреспонденцией счетов переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строки и столбца. По строке собираются дебетовые обороты, а в столбце – кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют сальдо конечное: дебетовое записывают по строке, а кредитовое – по столбцу. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и сальдо начальное и конечное.

При этом должны соблюдаться следующие равенства:

  • итог по столбцу (сальдо начальное по дебету) должен быть равен итогу по строке (сальдо начальное по кредиту). Это свидетельствует о том, что показатели из информационной системы предшествующего периода в систему текущего периода перенесены достоверно;

  • итог оборотов по дебету равен итогу оборотов по кредиту, что подтверждает правильность применения метода двойной записи;

  • сумма хозяйственных операций равна обороту по дебету и кредиту, следовательно, ни одна запись, отражённая в журнале, не пропущена и не искажена при разноске по счетам бухгалтерского учёта;

  • равенство сальдо конечного по дебету и кредиту утверждает правильность проведения арифметических действий по каждому из счетов Главной книги.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7





  1. Учётные регистры в бухгалтерском учёте используются:

1) для упрощения бухгалтерского учёта;

2) для группировки данных в необходимых разрезах;

3) для подготовки данных для обработки с использованием вычислительной техники.


  1. Регистры по признаку последовательности регистрации записей делятся:

1) на синтетические и аналитические;

2) систематические и аналитические;

3) хронологические и систематические.


  1. При неравенстве дебетовых и кредитовых оборотов по синтетическим счетам ошибку выявляют способом:

1) выборки;

2) корректурным;

3) красного сторно.

  1. Корректировка меньшей суммы на большую при правильной корреспонденции счетов осуществляется способом:

1) дополнительной бухгалтерской записью;

2) красного сторно;

3) корректурным.


  1. Ошибки в учётных регистрах выявляются способом:

1) корректурным;

2) красного сторно;

3) пунктировки.


  1. Форма бухгалтерского учёта – это:

1) совокупность бухгалтерских регистров;

2) технологический процесс обработки информации;

3) система структурных элементов, их связь с первичными документами.
7. При журнально-ордерной форме учёта дебетовые обороты раскрываются:

1) в журналах-ордерах;

2) оборотной ведомости по синтетическим счетам;

3) Главной книге.
8. Неправильная корреспонденция счетов исправляется способом:

1) пунктировки;

2) красного сторно;

3) дополнительной бухгалтерской записи.
9. Корректировка большей суммы на меньшую осуществляется способом:

1) дополнительной бухгалтерской записи;

2) выборки;

3) красного сторно.
10. В основу строения журналов-ордеров положен признак:

1) произвольный;

2) кредитовый;

3) дебетовый.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ




8.1. Учётная политика и организация учёта



В соответствии с законом «О бухгалтерском учёте» ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объёма учётной работы:


а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учёт лично (только в субъектах малого и среднего предпринимательства).

Организация может выделить на отдельный баланс свои про­изводства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отде­ления и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации.

Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведётся в валюте Российской Федерации – в рублях.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несёт всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Учётная политика предприятия разрабатывается, совершенствуется и контролиру­ется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту 1/2008 «Учётная политика предприятия», которое утверждено приказом МФ РФ от 6 октября 2008 года № 106н, которое определяет учётную политику как «…совокуп­ность способов ведения бухгалтерского учёта: первичного наблю­дения, стоимостного измерения, текущей группировки и ито­гового обобщения фактов хозяйственной деятельности» организации. Похожее определение даёт ст. 8 закона № 402-ФЗ, согласно которому учётная политика – «совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта».


Учётная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта организации и утверждается руководителем организации.

Условно учётную политику можно разделить на два раздела.

Первый раздел учётной политики – это организационно-технический раздел. В нём утверждаются:

− рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

− формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

− порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

− правила документооборота и технология обработки учётной информации;

− порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Второй раздел учётной политики – методологический. В нём указывается порядок ведения бухгалтерского учёта в организации. В данном разделе должны быть отражены выбранные организацией варианты ведения бухгалтерского учёта конкретных хозяйственных операций.

Типичные примеры следующие.

1. Если одинаковые материалы приобретены в разное время по разной цене, то возможны варианты в оценке расхода материала данного вида:

по себестоимости каждой единицы материалов;

по их средней себестоимости;

− по цене той партии материалов, которая поступила первой.

Выбор варианта, т.е. учётная политика фирмы, влияет на себестоимость продукции, следовательно – на прибыль, а значит, и на налоги.

2. Увеличением амортизационных отчислений против стандартной нормы фирма может ускорить оборот вложений в основные средства. В этом случае себестоимость про­дукции станет выше (а прибыль и налог на неё – ниже), зато у фирмы появится дополни­тельные средства на ускоренное обновление оборудования.