ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 670
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь
1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
1.4. Функции бухгалтерского учёта
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта
1.7. Пользователи учётной информации
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.1. Предмет бухгалтерского учёта
2.2. Метод бухгалтерского учёта
3.1. Понятие первичных документов
3.2. Классификация первичных документов
3.3. Документооборот и защита информации
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов
4.2. Структура бухгалтерского баланса
4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса
5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка
5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
5.4. Счета аналитического и синтетического учёта
5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
5.6. План счетов бухгалтерского учёта
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
6.2. Модель учёта затрат на производство
6.3. Модель учёта продажи продукции
7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.1. Регистры бухгалтерского учёта
7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах
7.3. Формы бухгалтерского учёта
7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта
8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
8.1. Учётная политика и организация учёта
8.2. Основы бухгалтерской отчётности
9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
9.2 Профессиональная этика бухгалтера
9.3. Международные и национальные профессиональные организации
С помощью счетов организуют текущий учёт наличия, изменений в составе каждого вида активов и пассивов, получают информацию, необходимую для контроля над хозяйственной деятельностью организации. Например, для учёта наличных денежных средств открывают счёт «Касса», для учёта готовой продукции – счёт «Готовая продукция», товаров – счёт «Товары». Для расчётов с поставщиками материалов, товаров, услуг – счёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Счета являются средством формирования и хранения учётной информации, необходимой для составления отчётности и принятия управленческих решений.
По внешнему виду счёт представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы даётся название счёта – наименование объекта учёта. Левая часть счёта называется дебетом, а правая часть – кредитом. Следовательно, «дебет» и «кредит» счёта соответствуют его сторонам. Схематично счёт изображают в виде буквы Т и называют Т-счёт.
| Счёт | | |
| (наименование счёта) | | |
| | | |
| Дебет | Кредит | |
| | | |
| | | |
Д
′
ля обозначения остатков на счетах бухгалтерского учёта пользуются термином «сальдо» (остаток счёта).
Стороны счёта предназначены для отражения противоположных изменений (увеличения, уменьшения) в составе имущества организации и источников его образования. Сумма хозяйственной операции записывается по дебету или по кредиту соответствующего счёта. Итоги таких записей называют оборотами. В сумму оборота не входит начальное сальдо (остаток), перенесённое в счёт из начального баланса. Соизмерение оборотов (с учётом начального сальдо) позволяет определить остаток по счёту на конец отчётного периода и перенести его в соответствующую (левую или правую) сторону баланса.
Одни виды счетов по строению могут иметь только дебетовые остатки и являются активными, другие – только кредитовые остатки и принадлежат к пассивным.
Одни счета показываются в балансе, другие – не показываются.
В настоящее время счета классифицируются по различным признакам (рисунок 23), наиболее существенными из которых являются:
-
экономическое содержание счетов; -
назначение и структура счетов; -
строение счетов или отношение счетов к бухгалтерскому балансу; -
степень детализации получаемых показателей.
Одним из основных является принцип классификации счетов по экономическому содержанию, который отвечает на вопрос, какой экономический объект учёта должен быть отражён на конкретном счёте.
| КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА | | | |||||||||
| | | ||||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | по отношению к бухгалтерскому балансу | | |||||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | балансовые | | | забалансовые | | ||||
| | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| активные | | пассивные | | | активно-пассвиные | | |||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | по степени детализации получаемых показателей | | |||||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | синтетические | | | аналитические | | ||||
| | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | по экономическому содержанию | | |||||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| хозяйственных средств | | хозяйственных процессов | | | источников хозяйственных средств | | |||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | в зависимости от назначения и структуры | | |||||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | основные | | | регулирующие | | |||||
| | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | | | |
| | | | инвентарные | | | дополнительные | | | |||
| | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | |
| | | | фондовые | | | контрарные | | | |||
| | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | |
| | | | счета расчётов | | | контрарно- дополнительные | | | |||
| | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | |||
| | | операционные | | | | | |||||
| | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | финансово-результатные | | |||
| | | | собирательно-распределительные | | | | |||||
| | | | | | | | | | |||
| | | | | | сопоставляющие | | | ||||
| | | | | | | | | | |||
| | | | бюджетно-распределительные | | | | | | | ||
| | | | | | прибылей и убытков | | | ||||
| | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | |||
| | | | калькуляционные | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |
Рисунок 23 – Классификация счетов бухгалтерского учёта
По экономическому содержанию выделяются следующие три группы счетов:
-
Счета учёта имущества. -
Счета учёта хозяйственных процессов. -
Счета учёта источников имущества.
Каждая группа объединяет различные по характеру и функциональной роли счёта.
Каждая группа объединяет различные по характеру и функциональной роли счёта.
I. Первая группа – Счета учёта имущества организации – предназначена для учёта состава и движения хозяйственных средств организации по составу и размещёнию. Счета этой группы аккумулируют информацию о составе и размещёнии имущества организации, движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчётах. В ней можно выделить четыре подгруппы:
1) счета для учёта средств труда (при помощи этой группы счетов устанавливается наличие, движение и выбытие: основных средств – на счёте 01 «Основные средства», нематериальных активов – на счёте 04 «Нематериальные активы», доходных вложений в материальные ценности – на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности», оборудования к установке – на счёте 07 «Оборудование к установке», вложений во внеоборотные активы – на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы»));
2) счета для учёта предметов труда (10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары»), такие счета называют также ресурсными;
3) счета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 57 «Переводы в пути» и др.);
4) счета средств в расчётах (62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчёты с подотчётными лицами», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и др.).
Следует отметить, что счета, входящие в последние три подгруппы, кроме всего прочего характеризуют процесс обращения.
II. Счета хозяйственных процессов, составляющие вторую группу в системе классификации счетов по экономическому содержанию, предназначены для наблюдения за движением имущества в хозяйственных процессах (заготовление, производство, продажа).
Для учёта процесса заготовления используются счета, характеризующие предметы труда, то есть: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовления и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» и т.д.
Для учёта процесса потребления (производства) используют следующие счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 46 «Выполненные этапы по незавершённым работам», 97 «Расходы будущих периодов». Все перечисленные счета характеризуют непосредственно процесс производства. Кроме этого, выделяют счёт непроизводственного потребления 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Процесс продажи продукции отражается на счёте 90 «Продажи». По дебету этого счёта отражается фактическая себестоимость реализованной продукции, товаров, других ценностей и расходы по их реализации, а по кредиту отражается выручка по реализованным ценностям.
III. Счета источников образования имущества организации, объединяемые в третью группу, делятся на две подгруппы в зависимости от характера объектов учёта:
а) счета источников собственных средств, в том числе:
-
счета учёта капитала: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»; -
счета учёта резервов: 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 96 «Резервы предстоящих расходов»; -
счета учёта финансирования: 86 «Целевое финансирование»; -
счета учёта амортизации: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»; -
счета учёта финансовых результатов: 98 «Доходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки». -
б) счета учёта источников привлечённых (заёмных) средств: -
счета учёта кредитов и займов: 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»; -
счета учёта кредиторской задолженности: 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчёты с подотчётными лицами», 75 «Расчёты с учредителями» субсчёт «Расчёты по выплате доходов», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчёты»; -
счета учёта постоянных обязательств: 68 «Расчёты с бюджетом», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».
Одной из важных является классификация бухгалтерских счетов по строению.
При этом все балансовые счета можно разделить на
активные, пассивные и активно-пассивные.
Схема строения активного счёта приведена ниже.
Структура активного счёта и порядок записи на нём
Дебет | Кредит |
Сн – остаток хозяйственных средств на начало месяца | Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) имущества |
Хозяйственные операции, вызывающие увеличение (+) имущества | |
Сумма хозяйственных операций = оборот по дебету счёта за отчётный месяц | Сумма хозяйственных операций = оборот по кредиту счёта за отчётный месяц |
Ск = Сн + оборот по дебету счета - оборот по кредиту счета | |