Файл: Ю. А. Котлова бухгалтерский учёт и анализ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 651

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь

1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации

1.4. Функции бухгалтерского учёта

1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта

1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта

1.7. Пользователи учётной информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

2.1. Предмет бухгалтерского учёта

2.2. Метод бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2

3. ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

3.1. Понятие первичных документов

3.2. Классификация первичных документов

3.3. Документооборот и защита информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3

4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта

4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов

4.2. Структура бухгалтерского баланса

4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4

5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка

5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта

5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам

5.4. Счета аналитического и синтетического учёта

5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта

5.6. План счетов бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5

6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)

6.2. Модель учёта затрат на производство

6.3. Модель учёта продажи продукции

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6

7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

7.1. Регистры бухгалтерского учёта

7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах

7.3. Формы бухгалтерского учёта

7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7

8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

8.1. Учётная политика и организация учёта

8.2. Основы бухгалтерской отчётности

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8

9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ

9.1. Бухгалтерская профессия

9.2 Профессиональная этика бухгалтера

9.3. Международные и национальные профессиональные организации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

«красное сторно», то есть составляется справка в той же корреспонденции счетов, но сумма завышения записывается красными чернилами. При подсчёте итогов сумма завышения вычитается.

Приведём пример часто встречающейся ошибки и её исправление мето­дом «красное сторно».

Допустим, что при проверке ведомости распределения расхода материалов выяснилось, что в дебет счёта Основного производства списано 450 руб. вспомогательных материалов, в действительности подлежащих отражению по дебету счёта Общехозяйственных расходов.

Исправление допущенной ошибки методом «красное сторно» производится двумя записями:

1. На сторнирование неправильно произведённой записи (красными чернилами):

Дебет счёта 20 «Основное производство Кредит счёта 10 «Материалы» 450 руб.

2. Для правильной записи обычными чернилами:

Дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счёта 10 «Материалы» 450 руб.

Все сторнированные суммы в этом примере помещёны в рамку. Это означает, что они записаны красными чернилами.

Как видим из примера, ошибочная запись оказалась исправленной путём повторения её красными чернилами. Правильная же корреспонденция записана (повторена) обыкновенными чернилами.


7.3. Формы бухгалтерского учёта



Форма бухгалтерского учёта – это система построения и взаимосвязи учётных регистров, последовательности и способов записи в них. С момента возникновения бухгалтерского учёта его формы постоянно изменялись в соответствии с изменением уровня развития общества. В настоящее время на предприятиях применяются следующие формы бухгалтерского учёта: мемориально-ордерная, журнально-ордерная и форма книги хозяйственных операций.

Простейшие формы бухгалтерского учёта возникли ещё в недрах феодализма. Самой ранней была старая итальянская форма учёта. Её описание дано в трактате «О счетах и записях», написанном в 1494 г. известным итальянским математиком Лукой Пачоли. В нём он описал, что для легкости и удобства требуются три книги: мемориал, журнал и главная. Мемориал – это черновая книга, в которую производились записи со всеми подробностями. Она заменяла собой документы. Таким образом, учётные регистры велись в книгах. Все ранние формы бухгалтерского учёта были книжными.

В конце XVI века появилась новая итальянская форма учёта. В Главной книге уже открывались синтетические счета, а аналитические велись во вспомогательных книгах.


Во второй половине XVIII века стали применять немецкую форму учёта, при которой строго разграничивались кассовые и некассовые операции.

В конце XIX столетия стала применяться американская форма учёта. В одной книге сочетались хронологическая и систематическая запись.

В начале XX века на смену книжным формам пришли карточки. Такую форму называли двойной, так как применялась двойная запись.

Затем появилась в России карточно-ордерная форма учёта. При этой форме основным регистром были карточки-ордера. Записи в Главную книгу производились на основании ордеров.

В этот период возник целый ряд карточных форм, в том числе и копировально-карточная форма. При этой форме записи в карточки производились с применением копирования (копир-учёт).

На смену копир-учёта пришла комбинированная форма учёта – контрольно-шахматная, в ней сочетались элементы книжных и карточных форм.

Другое назначение форм бухгалтерского учёта – защита и хранение информации.


Первичные документы





Ж урнал регист­рации первич­ных документов

и проводок (хронологиче­ский регистр)




Главная книга (системный

регистр)




Баланс.

Д ругие официальные отчётные формы. Неофициальные отчётные формы (т.е. установленные самой организацией). Многочисленные и разнообразные справки











































Картотеки аналитического учёта








перенос данных,

сверка данных.
Данная схема показывает, что любая бухгалтерия – это информационная система, у которой: на входе первичные документы; на выходе баланс.

Существует и может быть создано много разных форм бухгалтерского учёта.

Формы бухгалтерского учёта отличаются друг от друга набором конкретных регистров, строением отдельных ре­гистров, характером взаимосвязи регистров. Рассмотрим для примера ряд кон­кретных форм бухгалтерского учёта.

Основными факторами выбора формы бухгалтерского учёта являются: характер деятельности и масштабы организации, традиции бухгалтерского аппарата, квалификация персонала бухгалтерии и склонности главного бухгалтера.

В России проделана большая работа по созданию форм бухгалтерского учёта. Получили наибольшее распространение следующие формы бухгалтерского учёта:

1) мемориально-ордерная;

2) журнально-ордерная;

4) автоматизированная форма бухгалтерского учёта;

5) упрощённая форма бухгалтерского учёта для малых предприятий.
Мемориально-ордерная форма

Мемориально-ордерная форма возникла в нашей стране в 20-х годах ХХ века. В соответствии с этой формой все принятые первичные документы объединяются по признакам однородности в накопительные и сводные ведомости. На основании первичных документов и накопительных ведомостей составляются бухгалтерские проводки, которые оформляются мемориальными ордерами. В мемориальных ордерах указывается дата, краткое содержание операции, основание записи, корреспондирующие счета по дебету и кредиту и сумма. Все мемориальные ордера регистрируются в журнале, на основании чего мемориальный ордер получает номер. Журнал регистрации содержит номера, даты и суммы мемориальных ордеров и является регистром хронологического учёта. Суммы каждого мемориального ордера записывают в регистр систематического учёта – Главную книгу дважды: по дебету одного или нескольких счетов и по кредиту одного или нескольких счетов.

По окончании отчётного периода подсчитывают обороты и сальдо каждого счёта, которое переносится в оборотную ведомость. Итоги оборотов по этой ведомости должны быть равны итогу регистрационного журнала. На основании оборотной ведомости составляется сальдовый баланс. Аналитический учёт при мемориально-ордерной форме ведётся отдельно от синтетического учёта на карточках. По окончании отчётного периода на основании записей в аналитических счетах составляются оборотные ведомости, итоги которых сверяются с итогами соответствующего синтетического учёта.


Главный недостаток мемориально-ордерной формы – многократность за­писей одних и тех же сумм в различных регистрах. Полное отделение синте­тического учёта от аналитического требует большой работы по сверке итогов синтетического и аналитического учёта, что значительно увеличивает трудо­затраты за отчётный период. В связи с этим, мемориально-ордерная форма практически не применяется современными организациями.
Журнально-ордерная форма
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта была разработана в конце 30-х годов и получила наибольшее распространение к началу 60-х го­дов XX века. К началу перестройки, по данным ЦСУ СССР, 96 процентов предприятий использовали в бухгалтерском учёте журнально-ордерную форму счетоводства. Массовое распространение средств персональной вы­числительной техники в начале 90-х несколько вытеснило её из обихода, но и по сей день данная форма остаётся наиболее распространённой.

Основными принципами журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта являются следующие:

– синтетический и аналитический учёт, как правило, совмещёны и осуществляются в одном регистре;

– хронологическая и систематическая записи ведутся одновременно;

– хозяйственные записи отражаются в учётных регистрах в такой группировке, чтобы можно было получить показатели, необходимые для контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и составления отчётности.

Основными регистрами этой формы являются журналы-ордера (построенные по «кредитовому» принципу) и ведомости (по «дебетовому»). Сумма каждой проводки регистрируется однократной записью по кредиту счёта в корреспонденции с дебетом других счетов. При таком порядке суммы операций не записываются дважды.

Журналы-ордера являются регистрами хронологического (журнал) и си­стематического (ордер) учёта. Например, журнал-ордер № 1 по счёту 50 «Касса» и журнал-ордер № 2 по счёту 51 «Расчётный счёт» ведутся в хронологическом порядке. Журнал-ордер № 6 по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» ведётся систематически в разрезе сторонних лиц и организаций.

По окончании отчётного периода журналы-ордера закрываются. Итоги подсчитываются и сверяются по графам и строкам и переносятся в Главную книгу.

Особенностью журнально-ордерной формы учёта является то, что в её ре­гистрах заранее указывается корреспонденция счетов, номенклатура статей аналитического учёта, показатели, необходимые для составления отчётности.


Итоги журналов-ордеров показывают сумму кредитового оборота всех синтетических счетов. Дебетовый оборот счетов од­ной суммой в журнале-ордере найти нельзя. В связи с этим в Главной книге обороты по кредиту каждого синтетического счёта отражаются одной записью из одного журнала-ордера, а обороты по дебету – в корреспонденции с кредитуемыми счетами из разных журналов-ордеров.
Таблица 16 – Форма Журнала-ордера

Дата

С кредита счёта В дебет счетов

Итого

51

70

71

76





































Итого

















По такой «классической» форме строились журналы-ордера, когда отсутствовали компьютеры и исполнители вели весь учёт «вручную». Однако с внедрением средств вычислительной техники появилась возможность (а часто и необходимость) в построении журналов-ордеров не только по кредиту, но и по дебету определённого счёта, что перекликается с листом Главной книги. Поэтому при нынешнем повсеместном использовании компьютеров само понятие «журнал-ордер» может включать в себя отчёт, использующий и «кредитовый принцип», и «дебетовый принцип», и свёрнутый (сальдовый) принцип. Главное в таком отчёте – обороты по конкретному счёту за некоторый (отчётный) период, полученные в разрезе определённой аналитики. Именной журнально-ордерная форма учёта заложена в основу большинства программ автоматизации бухгалтерского учёта.
Упрощённая форма ведения бухгалтерского учёта
Эта форма разработана Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России специально для субъектов малого бизнеса, поскольку Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (п.4 ст. 6) позволяет субъектам малого предпринимательства вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме.

Она может вестись в трёх вариантах:

1. Полная форма – предполагает формирование специальных регистров – ведомостей − по однородным группам счетов, в которые записывают все факты хозяйственной жизни.