ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 689
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь
1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
1.4. Функции бухгалтерского учёта
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта
1.7. Пользователи учётной информации
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.1. Предмет бухгалтерского учёта
2.2. Метод бухгалтерского учёта
3.1. Понятие первичных документов
3.2. Классификация первичных документов
3.3. Документооборот и защита информации
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов
4.2. Структура бухгалтерского баланса
4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса
5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка
5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
5.4. Счета аналитического и синтетического учёта
5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
5.6. План счетов бухгалтерского учёта
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
6.2. Модель учёта затрат на производство
6.3. Модель учёта продажи продукции
7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.1. Регистры бухгалтерского учёта
7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах
7.3. Формы бухгалтерского учёта
7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта
8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
8.1. Учётная политика и организация учёта
8.2. Основы бухгалтерской отчётности
9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
9.2 Профессиональная этика бухгалтера
9.3. Международные и национальные профессиональные организации
4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.3. Бухгалтерский баланс: исторический аспект
Термин «баланс» происходит от латинских слов «bis» – дважды и «Ianx» – чаша весов, буквально обозначает «двучашие». Как символ равновесия весы изображены на гербе Международного союза бухгалтеров.
Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учёта можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV − началу XV вв. Так, по свидетельству Рувера, слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчётам в 1427 г. независимо от того, были эти отчёты на самом деле балансами в современном понимании этого термина или нет.
Как известно, одним из первых систематизаторов двойной бухгалтерии считается Л. Пачоли (1445−1517), описавший данную систему учёта в 11-м трактате «О счетах и записи» сочинения «Сумма арифметики». Именно в трактате Л. Пачоли можно найти первые упоминания о балансе как непременном элементе двойной бухгалтерии. В частности, в главе 36 разъясняется, что «под балансом Главной книги разумеется сложенный в длину лист, на котором перечислены по правой руке все верители и по левой – все должники; если сумма страницы «Дать» равна сумме страницы «Иметь», то этим доказывается, что книга исправна».
Конечно, здесь не идёт речь о понимании баланса как отчётной формы, но этот лист можно считать прообразом современного проверочного баланса, который и сейчас является одним из основных элементов двойной бухгалтерии.
Уже к концу XIX века и практики, и теоретики, и даже законодатели всерьёз заинтересовались проблемами бухгалтерской отчётности.
Так, германское Торговое Уложение предписывает купцу при открытии предприятия составить точный инвентарь с подробным указанием в нём: принадлежащего ему недвижимого имущества; долгов, причитающихся к получению; долгов, на нём состоящих; суммы наличных денег; всякого другого имущества с обозначением его стоимости.
Затем он должен вывести баланс, показывающий отношение между его активом и пассивом. Купец был обязан вести торговые книги и периодически составлять баланс.
Баланс и инвентарь должны были составляться ежегодно, и лишь по отношению к некоторым торговым организациям, ввиду особого их свойства, разрешается составление названных документов производить один раз в два года. Документы эти должны быть подписаны купцом (а в товариществе – всеми участниками). Они могут быть вносимы в особо заведённую для того книгу или же составляться каждый раз в виде отдельных документов и должны сохраняться в течение 10 лет со дня их составления. По отношению к акционерным обществам имперский закон от 18 июля 1884 г. установил особые, более подробные правила и между прочим предписывал исходящий из баланса убыток или прибыль указывать отдельно.
В России одно из первых упоминаний о необходимости ведения учётных записей можно найти в Воинском уставе Петра I от 1716 г. Однако в то время велась «простостатейная» бухгалтерия, а русские бухгалтеры познакомились с двойной бухгалтерией лишь в конце XVIII в.
В 1788 г. в Москве была опубликована книга «Наставление, необходимо-нужное для российских купцов, а более для молодых людей», в которой впервые был представлен баланс. В этой книге не шла речь о необходимости периодического составления баланса, а указывалось, что «купцу надлежит вести три книги – Мемориал, Журнал и Грот-бух, а начинать дела следует с составления инвентариума».
Уже в конце XIX века идеи двойной бухгалтерии и составления инвентариума провозглашаются первыми русскими бухгалтерами.
Рассмотрим, что же представлял собой баланс предприятия того времени.
На рисунке 15 изображён инвентариум (или инвентарный баланс).
ИНВЕНТАРИУМ Января 1 числя 1788 года | |||||
Дебет | Руб. | Коп. | Кредит | Руб. | Коп. |
Товаров Векселей Долгов мне должных Наличных денег Недвижимого имения Движимого | 19110 3800 3550 3000 9000 2500 | - - - - - - | Должен по разным векселям По счетам разным додать Служителям наемным денег отдать | 2250 610 140 | - - - |
Итого всех долгов на мне имеется Итого за вычетом сей мною должной суммы из имения моего напротив показанного имеет остаться наличного моего КАПИТАЛУ | 3000 37960 | - - | |||
Всего имения | 40960 | - | Всего | 37960 | - |
Капитал мой ныне по сей описи имеется на А прошлого 1787 года по описи тог года состоял Итого Бог благословил меня сего года прибылью | - 37960 руб. - 32460 руб. 5500 руб. |
Рисунок 15 – Форма инвентариума
По сути, это первая форма баланса, применяемая в России. Рекомендации о целесообразности периодического составления инвентариума можно видеть практически в любом руководстве по бухгалтерии тех лет.
В 1901 г. впервые в России была опубликована книга по балансоведению петербургского учёного Евзлина З. П. «Общепонятный отчёт акционерных предприятий», в которой он высказывался о необходимости систематизации отчётности. Евзлин З. П. считал, что «анархия в отчётности никак не может способствовать успешному развитию бизнеса». По его мнению, акционерные отчёты и балансы должны включать «общепонятные, точные и полные сведения о положении деятельности предприятия, которые давали бы возможность акционерам быть в курсе дел предприятия и следить за ходом его».
Евзлин З. П. привел возможные варианты форматов отчётности для предприятий различной отраслевой принадлежности, основанных на идее трёх счетов, предложенной первым русским учёным, чистым теоретиком бухгалтерского учёта Беловым В. Д.: а) АКТИВ (имущество); б) ПАССИВ (капитал и обязательства); в) ОБОРОТ (расходы и доходы).
Таким образом, Евзлина З. П. можно по праву считать основоположником российской школы балансоведения.
Позднее идеи Евзлина З. П. успешно развил петербургский учёный Рощаховский А. К., выпустивший в 1910 г. свою монографию «Балансы акционерных предприятий». В своей монографии он предложил один из вариантов формата баланса, который могли бы взять за основу бухгалтеры акционерных обществ.
Структура типового баланса акционерного предприятия (1910 г.)
АКТИВ | ПАССИВ |
- по счетам Loro - по счетам Nostro
БАЛАНС |
- по счетам Loro - по счетам Nostro
БАЛАНС |
Рисунок 16 – Структура типового баланса акционерного предприятия (1910 г.)
Всё это определило, что баланс предприятия, отражая в себе данные отношения, состоит из актива, пассива и оборота.
Необходимо отметить, что наиболее весомый вклад в развитие балансоведения и теории баланса внёс известный российский учёный Рудановский А. П.; он определил баланс как «...совокупность умозрительных свойств хозяйства, присущих ему реально, независимо от того, насколько и как они постигаются счетоводством».
В 20-е годы XIX века в России начинается становление балансоведения как науки.
В 70-е годы ХХ века структура типового бухгалтерского баланса промышленного предприятия была представлена в составе следующих основных групп статей:
Актив | Пассив |
I.Основные средства II.Оборотные средства III.Отвлеченные средства | I.Источники собственных средств II. Источники привлечённых средств |
При этом баланс выглядел так, как показано на рисунке 17.
АКТИВ | ПАССИВ | |||||
I. Основные средства 1. Основные средства (средства труда) | I. Источники собственных фондов а) Фонды 1. Уставный (основной) фонд 2. Амортизационный фонд 3. Специальные фонды | |||||
| Итого…. | |||||
II. Оборотные средства а) Предметы труда 2. Сырьё и основные материалы 3. Вспомогательные материалы 4. Топливо 5. Полуфабрикаты 6. Незавершённое производство | ||||||
| Итого…. | |||||
б) Финансирование 4. Целевое финансирование | ||||||
| Итого…. | |||||
| Итого…. | в) Прибыль 5. Прибыль отчётного года | ||||
б) Продукты труда 7. Готовая продукция (на складе) 8. Товары отгруженные | ||||||
| Итого…. | |||||
| Итого…. | II.Источники привлечённых средств а) Банковские кредиты 6. Краткосрочные ссуды Госбанка | ||||
в) Денежные средства 9. Расчётный счёт в Госбанке 10. Касса | ||||||
| Итого…. | |||||
г) Средства в расчётах 11. Расчёты с покупателями и заказчиками 12. Расчёты с подотчётными лицами 13. Расчёты с разными дебиторами | | Итого… | ||||
б) Обязательства по расчётам 7. Расчёты с поставщиками и подрядчиками 8. Расчёты с рабочими и служащими 9. Расчёты с разными кредиторами | ||||||
| Итого…. | |||||
III. Отвлечённые средства 14. Взносы в бюджет отчислений от прибыли 15. Отчисления в фонд | ||||||
| Итого…. | | Итого…. | |||
| Всего…. | | Всего…. |
Рисунок 17 – Типовой бухгалтерский баланс промышленного предприятия в 70-е годы ХХ века
Позднее, в начале 90-х годов, типовой бухгалтерский баланс организации стал содержать 6 разделов:
Актив | Пассив |
I. Внеоборотные активы II. Оборотные активы III. Убытки | IV. Капитал и резервы IV. Долгосрочные пассивы VI. Краткосрочные пассивы |
На рисунке 18 показано, как выглядел бухгалтерский баланс организации в этот период времени.
Типовой баланс промышленного предприятия на 01.01.199_ г.
АКТИВ | ПАССИВ | |||
I. Внеоборотные активы 1. Нематериальные активы 2. Основные средства 3. Долгосрочные финансовые вложения | IV. Капитал и резервы 1. Уставный капитал 2. Добавочный капитал 3. Резервный капитал 4. Нераспределённая прибыль прошлых лет 5. Нераспределённая прибыль отчётного года | |||
| Итого по разделу I | |||
II. Оборотные активы 1. Запасы 2. Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям 3. Дебиторская задолженность 4. Краткосрочные финансовые вложения 5. Денежные средства | | Итого по разделу IV | ||
IV. Долгосрочные пассивы 1. Заёмные средства 2. Прочие пассивы | ||||
| Итого по разделу V | |||
VI. Краткосрочные пассивы 1. Заёмные средства 2. Кредиторская задолженность 3. Доходы будущих периодов 4. Резервы предстоящих расходов и платежей | ||||
| Итого по разделу II | |||
III. Убытки 1. Непокрытые убытки прошлых лет | ||||
| Итого по разделу III | | Итого по разделу IV | |
| Всего…. | | Всего…. |