ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 686
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь
1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
1.4. Функции бухгалтерского учёта
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта
1.7. Пользователи учётной информации
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.1. Предмет бухгалтерского учёта
2.2. Метод бухгалтерского учёта
3.1. Понятие первичных документов
3.2. Классификация первичных документов
3.3. Документооборот и защита информации
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов
4.2. Структура бухгалтерского баланса
4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса
5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка
5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
5.4. Счета аналитического и синтетического учёта
5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
5.6. План счетов бухгалтерского учёта
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
6.2. Модель учёта затрат на производство
6.3. Модель учёта продажи продукции
7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.1. Регистры бухгалтерского учёта
7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах
7.3. Формы бухгалтерского учёта
7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта
8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
8.1. Учётная политика и организация учёта
8.2. Основы бухгалтерской отчётности
9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
9.2 Профессиональная этика бухгалтера
9.3. Международные и национальные профессиональные организации
Регулирование бухгалтерского учёта построено по иерархическому принципу. Документ каждого последующего уровня не должен противоречить предыдущему, а если противоречие есть, то применяется документ более высокого уровня.
Если же два документа одного уровня противоречат друг другу, применяется документ, имеющий более позднюю дату принятия.
Чтобы не остаться в стороне от изменений в законодательстве, бухгалтеру следует быть готовым к постоянной работе с нормативными документами.
Система бухгалтерского учёта − информационная система. Её цель – сбор и обобщение информации об объектах бухгалтерского учёта и предоставление соответствующей финансовой информации в форме отчётности. Исходя из этого положения определяются и основные функции бухгалтера.
1. Бухгалтер ведёт наблюдение за событиями, изучает их сущность, определяет их как экономические явления, отражает взаимосвязь процессов и операций, управляет ими в финансовой форме. Всё это составляет аналитическую функцию деятельности бухгалтера.
2. Экономические процессы (операции) подлежат учёту, классификации по группам, обобщаются в системе счетов путём их регистрации. Это учётная функция, которую часто называют счетоводством.
3. Бухгалтер составляет финансовую отчётность, готовит специальные обзоры, сводки. Эти документы имеют свои особенности, обусловленные их назначением и использованием для принятия управленческих решений.
1.4. Функции бухгалтерского учёта
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учёт выполняет много различных функций (рисунок 4).
| | | | | Функции бухгалтерского учёта | | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Плановая | | Контроль-ная | | Инфор-мационная | | Обеспечение сохранности имущества | | Обратной связи | | Анали-тическая |
Рисунок 4 – Функции бухгалтерского учёта
Плановая функция – планирование – заключается в разработке альтернативных вариантов действий, которые необходимо предпринять в будущем для достижения поставленной цели. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли, спросе, потребностях в денежных средствах. В зависимости от уровня управления различают стратегическое, технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
Функция контроля –контрольная функция – тесно связана с учётом. Без наличия учёта функция контроля утрачивает смысл. Реализация функции контроля заключается в отслеживании фактического выполнения планов, соблюдения законодательства при
осуществлении хозяйственных операций, наличия и движения имущества и обязательств. На этой стадии от бухгалтера могут ожидать предоставления информации, которая содержит сопоставление фактических затрат и доходов с плановыми.
Функция регулирования связана с функцией контроля на оперативном уровне управления. Результатом оперативного регулирования являются управленческие воздействия по устранению отклонений, выявленных в результате оперативного контроля.
Информационная функция – это одна из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учёт в системе управления в условиях формирования рыночной экономики. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учёте, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности предприятия. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность.
Обеспечение сохранности собственности – функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учёта и определённых предпосылок: наличия специализированных складских помещёний, оснащённых средствами оргтехники; совершенствования самой системы учёта, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современной техники для сбора, обработки и передачи информации.
Функция обратной связи. Бухгалтерский учёт получает информацию о наличии и движении имущества и источниках его формирования, обрабатывает полученные данные, а затем формирует и передаёт всем уровням управления организацией информацию о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров в виде отчётных форм.
Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учёта, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен
, рентабельности. На этапе анализа получают оценку функционирования всей системы управления, определяют, достигнута или нет поставленная цель деятельности. Если цель не достигнута – выявляются причины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все функции управления взаимосвязаны на основе информации, получаемой в учёте. Все функции образуют так называемый контур управления, из которого видна взаимосвязь функций.
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
Согласно закону № 402-ФЗ, бухгалтерский учёт определяется как формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учёта, в соответствии с требованиями, установленными законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Цель ведения бухгалтерского учёта – сбор и обобщение информации для внутренних и внешних пользователей. Для внешних пользователей формируется информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Для внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений.
Среди задач бухгалтерского учёта можно выделить три основные:
1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для её использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.
2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.
3. Своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Ведение бухгалтерского учёта регламентируется определёнными правилами, которые сформулированы во II разделе Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н:
-
учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов; -
бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях и на русском языке; -
для ведения бухгалтерского учёта в организациях формируется учётная политика, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогов обобщения фактов хозяйственной деятельности; -
в бухгалтерском учёте текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно; -
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт; -
регистры бухгалтерского учёта: специальные книги (журналы), отдельные листы, карточки, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных учётных документах. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной; -
активы, обязательства и иные акты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении; -
для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состав и оценка.