Файл: Влияние стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников на примере ано цсон Сызранский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи особенностей руководства и межличностных отношений работников на производстве

1.1 Понятие конфликта и особенности протекания производственных конфликтов

1.2 Типы и характеристики конфликтных личностей

1.3 Стилевые особенности управления конфликтного руководителя

Глава 2 Результаты эмпирического исследования влияния стиля руководства с межличностными взаимоотношениями в коллективе работников

2.1 Организация эмпирического исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2 Результаты эмпирического исследования

2.3 Статистический анализ результатов исследования

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Результаты эмпирического исследования конфликтности руководителей

Приложение Б

Результаты всех этапов эмпирического исследования

Приложение В

Таблица для попарного сравнения выбора стратегий и объективности самооценки и экспертной оценки конфликтности руководителей

Приложение Г

Таблица для попарного сравнения межличностных взаимоотношений и эмпатийности сотрудников с коллегиальным стилем руководства

Приложение Д

- Таблица для попарного сравнения взаимоотношений и эмпатийности работников с другими стилями руководства



Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности.

Таким образом, причин возникновения и разнообразие типов конфликтов очень много. Однако даже само представление о них помогает их увидеть и управлять ими.

Конфликт возникают в основном по причине ограниченности ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимости заданий, различий в целях, различий в представлениях и ценностях, различий в манере поведения, в уровне образования, а также по причине плохих коммуникаций.

В разрешении конфликтов важное значение имеет способность субъектов взаимодействия правильно оценивать и учитывать личностно-психологические особенности своего контрагента.


1.2 Типы и характеристики конфликтных личностей



На основании многочисленных психологических исследований можно предполагать, что конфликтная личность – это достаточно проблемная личность. Она стремится во что бы то ни стало к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью своих конфликтных действий.

Такая личность часто является инициатором конфликтов, причем данные конфликты имеют, как правило, разрушающий характер и негативные последствия. В психологическом плане конфликтный человек является личностью дезадаптированной. То есть, такая личность воспринимает возникающие противоречия и проблемы как представляющие угрозу для ее интересов, статуса, достоинства, благополучия и пр.

Такое восприятие подталкивает ее на участие в конфликтном противостоянии. Однако эти личности обладают разнообразными психологическими характеристиками - и общими, и особенными9.

Например, к общим Т.С. Кабаченко относит высокую силу и подвижность нервных процессов с преобладанием процессов возбуждения; двойственность отношений; острое желание перехватить психологическую инициативу. Они обладают неадекватной самооценкой и с ранних лет приобретают опыт психологического противоборства. Наблюдается за ними и низкая нормативность регуляции поведения. К особенным он относит специфичность так называемых акцентуаций, а также и особенности характера (доминантность, недоверчивость, напряженность, опосредованность). Они в основном направлены на соперничество и противоборство. Уровень индивидуального проявляется в количественном выражении общего и особенного.10

Такую личность следует описывать системно. Такое описание конфликтной личности, как отмечают зарубежные исследователи, обязательно должно проводиться с учетом биологических, психофизиологических и психологических процессов, характерологических особенностей, личностной и профессиональной направленности. Это позволит осуществлять более точную и успешную психологическую диагностику конфликтной личности.

Основными методами снижения уровня конфликтности личности, компенсации ее возможных комплексов являются целенаправленные психологические воздействия, ориентированные на обобщенные личностно-деловые качества, соответствующие профессиональным эталонам

11.

Характерными чертами конфликтной личности можно считать раздражительность, гневливость и вспыльчивость.

Следует заметить, что человек вовсе не может быть спокойным и уравновешенным постоянно. Даже самый уравновешенный человек, который неплохо владеет собой в любой ситуации, рано или поздно, может выйти из себя. Иногда внешнее спокойствие, сдержанность может скрывать внутреннюю глубокую тлеющую неудовлетворенность, которая может бурно проявиться при появлении какого-либо инцидента.

Однако, если человек отличается вспыльчивым характером, это еще является показателем его конфликтности. Несомненно, темперамент, характер влияют на манеру общения с людьми, но не определяет ее. Чаще всего межличностный конфликт возникает не просто в результате непонимания, а стойкого нежелания понять друг друга.

В такой ситуации следует попытаться сдерживаться и контролировать себя, иначе противостояние и борьба могут длиться достаточно долго, неизбежно подрывая психосоматическое здоровье.

По мнению Н.В. Гришиной, к конфликтам часто приводят такие распространенные чувства и намерения, как черная зависть и корысть. Это может быть зависть к материальным благам у другого, социальному статусу и даже к интеллектуальным умениям других.

Завистливый человек вредит в первую очередь себе, а затем уже окружающим. Можно выстроить следующую цепочку возникновения конфликта: зависть – злость ненависть – конфликт. И все же, какими бы ни были мотивы и намерения, связующим звеном всегда оказывается злость и озлобленность. «Злоба – это порок, природная извращенность», как считал Рене Декарт 12.

К конфликтным можно отнести человека с демонстративными или доминирующими свойствами личности. В плане темперамента, к ним чаще относят холериков, которым свойственна активная, но не всегда успешная деятельность в самых разнообразных направлениях. Они стремятся все время быть на виду, имеют завышенную самооценку и весьма амбициозны. Эти типы стремятся постоянно быть в центре внимания. Стараются всегда хорошо выглядеть в глазах других. Отношение таких личностей к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Люди с такими характеристиками легко себя чувствуют в поверхностных конфликтах, возникающих по малозначительным причинам. Однако, весьма хорошо такая личность может приспособиться и к конфликтным ситуациям другого рода. В у них основном преобладает ярко эмоциональное поведение, рациональное начало выражено у них достаточно слабо.


Планирование своей деятельности такой человек осуществляет от случая к случаю и тем реже воплощает сои мечты в жизнь. Он избегает также и кропотливой, систематической работы, особенно под жестким контролем. В напряженной ситуации он вовсе не уходит от конфликтов, в ситуации спора, чувствует себя весьма превосходно. Чаще всего он сам является провокатором и сам оказывается источником спора, однако сам себя таковым не считает.

Следующая конфликтная личность – это ригидный и косный тип. Эти люди не умеют быть гибкими и быстро перестраиваться, они не умеют учитывать в своем поведении изменение ситуации, обстоятельств и приспосабливаться к ним, не умеют также принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих. Они также весьма честолюбивы и часто проявляют болезненную обидчивость, подозрительность и злопамятность.

Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение. Они также обладают завышенной самооценкой и постоянно требуют одобрения и подтверждения собственной значимости. Часто не учитывая изменения ситуации и проявляют прямолинейность и бестактность. Отсутствуют у них и навыки дипломатии. С большим трудом и нежеланием принимают точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Ожидают со стороны выражения почтения и воспринимают это как должное, а выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимают как оскорбление и обиду. По отношению к своим поступкам они совершенно не критичны. Отличаются люди этого плана повышенной чувствительность по отношению к мнимым или действительным несправедливостям, однако ярко и бурно своих эмоций не проявляют.

Следующий типаж конфликтной личности – это неуправляемый тип. Отличаются люди такого плана импульсивностью и недостаточно себя контролируют. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе и агрессивно. Может он в критической ситуации не обращать внимания на общепринятые нормы и поведения, и на принятые нормы в трудовом коллективе. Также обладает завышенной самооценкой и амбициями. Эта личность постоянно требует подтверждения своей собственной значимости, а во многих своих неудачах склонен обвинять только других. Также он не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Кроме того, у такой личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Если даже имеется прошлый негативный опыт, он из этого прошлого опыта, даже горького,
извлекает мало уроков, пригодных и полезных для будущего.

Еще один разновидность – это сверхконфликтная личность. Можно сказать, что это сверхточный тип или педант. Личность такого типа всегда предельно пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна. Он как правило отталкивает людей от себя. Характеризуется она следующими особенностями поведения - предъявляет повышенные требования в основном к себе, педантично и и весьма скрупулезно относится к работе, но более высокие требования предъявляет к окружающим. Предъявляя свои претензии, часто делает это жестко, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как постоянные придирки. Он болезненно и чрезмерно чувствительно относится к деталям.

В силу перечисленных характеристик, такая личность обладает повышенной тревожностью и склонна придавать гиперболизированное значение замечаниям окружающих. Может она иногда резко и беспричинно порывать отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его не заслуженно обидели. От всех этих проявлений такая личность страдает сама, болезненно переживает свои неудачи, и часто расплачивается за них даже целым букетом болезней - появляются бессонница, головные боли и т.п. Такая личность очень сдержана во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях и не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Еще одна из разновидностей конфликтной личности – это на первый взгляд бесконфликтный тип. Однако, это личность, сознательно уходящая и убегающая от конфликта. Свойственно таким людям перекладывать ответственность в принятии решения на других (если это руководитель - то на своего заместителя), к тому же и она еще и беспринципная. Между тем конфликт может нарастать и обрушиваться на такую личность. Весьма болезненно переживают это такого типа руководители. Нарастание конфликтной ситуации для руководителя чревата неприятными последствиями.

Для такой личности характерно следующее поведение – неустойчивость в оценках и мнениях, легкая внушаемость и внутренняя противоречивость. Для нее характерны некоторая непоследовательность поведения. Чаще всего она ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях и поэтому плохо эта личность видит перспективу. По этой причине достаточно сильно зависит от мнения окружающих – коллег или сотрудников. Не обладает такая личность также и достаточной силой воли, и не задумывается глубоко над последствиями своих поступков. Чаще всего в критической ситуации она излишне стремится к компромиссу.