Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 568
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МПГУ
Москва • 2017
УДК 371.132 (072)
ББК 88.6-6:74.270.3я81 П863
Рецензенты:
Вербицкий А. А., академик, действительный член РАО, док- тор педагогических наук, профессор Московского педагогиче- ского государственного университета;
Куприянов Б. В., доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета; Мудрик А. В., член-корреспондент РАО, доктор педагогиче- ских наук, профессор Московского педагогического государ-
ственного университета
П863
Психолого-педагогическое сопровождение деятельно- сти вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др. ; Под общей ред. Е. А. Левано- вой, Т. Н. Сахаровой. – Москва : МПГУ, 2017. – 140 с.
ISBN 978-5-4263-0511-3
Методические рекомендации адресованы вожатому,
организующему ра- боту с детьми в условиях временного детского коллектива в период летнего отдыха.
Основная миссия вожатого в этот период – сохранение и преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности.
Советы и рекомендации, изложенные в методическом пособии, знания возрастных особенностей воспитанников, механизмов управления их дея- тельностью, специфики развития временного детского коллектива в разные периоды лагерной смены, позволят вожатому успешно выполнить свою по- четную, общественно значимую миссию.
УДК 371.132(072)
ББК 88.6-6:74.270.3я81
ISBN 978-5-4263-0511-3
© МПГУ, 2017
© Коллектив авторов, 2017
Авторский коллектив
Володина Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственно- гоуниверситета.
Галой Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доценткафедрыпсихологиифакультетапедагогикиипсихо- логии Московского педагогического государственного уни- верситета.
Горбенко Ирина Александровна, кандидат психологиче- скихнаук,доценткафедрыпсихологиифакультетапедагоги- ки и психологии Московского педагогического государствен- ногоуниверситета.
Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педаго- гики и психологии факультета педагогики и психологии Мо- сковского педагогического государственного университета.
Морозюк Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии факуль- тета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Никитский Максим Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагоги- ческого государственного университета
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого
Петрина Зоя Ивановна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Институ- та физической культуры, спорта и здоровья Московскогопе- дагогического государственногоуниверситета.
Пушкарева Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук,профессоркафедрысоциальнойпедагогикиипсихоло- гии факультета педагогики и психологии Московского педа- гогического государственногоуниверситета.
Сахарова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук,доцент,деканфакультетапедагогикиипсихологииМо- сковского педагогического государственногоуниверситета.
Содержание
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 7
НАПУТСТВИЕ ВОЖАТОМУ 9
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ 11
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО 16
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 34
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 61
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ. ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ВО ВРЕМЕННОМ
ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 88
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ 111
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135
Вместо предисловия
Притча о возрасте
Собрались однажды неожиданно Детство, Отрочество, Юность,ЗрелостьиСтарость,исталидругсдругомспорить.
-
Мой возраст самый прекрасный, – сказала Юность. –Имен- новюностичеловеквлюбляется,теряетголову,наслаждает- сяжизнью! -
Ну,нет,–возразилаМолодость,–вЮностичастопроисхо- дятнелепыеошибки,которыепотомломаютжизнь!Юность безрассудна!!! Вот Молодость – совсем другое дело! Она от- вечаетзасвоипоступки,поэтомуделаетменьшеглупостей, ноонаещенеутратилазадораЮности,поэтомуМолодость -
самоелучшеевремячеловеческойжизни!
-
Тысамасказала,чтоделаютменьшеглупостей,новсе-таки делают!!! – Посмеиваясь, ответила Зрелость. – ПораЗрело- сти – во-первых, самая длительная, во-вторых, самая пло- дотворная. Люди находят себя. Воспитывают детей. Много задумываются о смысле жизни, поэтому именно Зрелость подарила миру большинство философов. Именно в Зрело- стисделаливыдающиесяоткрытиямногиефизикиихимики, создали свои незыблемые произведения искусства художни- ки икомпозиторы. -
Зрелость–нелучшеевремя.Вэтотпериодчеловекчувству- етсебявответезавсе,поэтомуонтратитмногонервов,это порасомненийисамокопания.–ПокачалаголовойСтарость,
-
Зрелость–этотруд,зачастуюнеблагодарный.Этопогоня заПтицейСчастья,этострахСмерти,ипостоянноестремле- ниенаверстатьиллюзорноеупущенное.Старость–этовре- мя итогов. Человек смиряется с любым итогом своей жизни, потомучтопонимает,чтоуженичегонеизменишь.Старость -
самый чудесный период. Человек постоянно вспоминает. Плохое – давно забылось, хорошее – п риятно греет воспо- минаниями. Смерть уже не страшна. Единственный минус – это болезни, но болезни приходят сейчас в любомвозрасте.
АДетствомолчаслушалоихспор,собираяцветынаполянке, ивплетаяихвсвоиволосы.
-
Детство,почемутыничегонескажешьпросебя???
-
Мне не интересно с вами спорить! И меня совсем не зани- мает вопрос, какая пора лучше. Гораздо интересней побе- жатьнаречкукупаться,–ответилоДетство,иумчалосьвдаль потропинке…
Все сразу замолчали. А что тут скажешь??? Какие еще нуж- ныаргументы,еслиитаксталопонятно,чтолучшийпериод– этоДетство.КогдатебяабсолютноневолнуетниЮность,ни Старость.Когдатынеспоришьотом,начтонетответа.Когда тыумеешьизвлекатьрадостьизлюбойситуации.Икогдаты можешь просто побежать купаться на речку… И каждому за- хотелось