Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 579
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
-
средства (материальные, духовные, психологические и т.п.);
-
действия – это то, что делает субъект;
-
операции – как действует субъект;
-
результат – реальное воплощение цели;
-
рефлексия – способность смотреть на себя как на предмет познания (отвечаю себе на вопросы: «Смог ли я достичь цели или нет и почему?»).
Зачастую мы не задаем себе таких вопросов. Срабатывают умственные автоматизмы (сравнение ожиданий с реальным результатом) и мы просто переживаем либо отрицательные, либо положительные эмоции.
Итак, мы кратко познакомились с психологической структу- рой деятельности. Зная потребности людей, механизмы их опредмечивания и актуализации, средства достижения цели, можно управлять активностью людей.
Каждому возрастному периоду соответствуют те или иные базовые потребности, индивидуальные особенности прояв- ления активности. Об этом мы поговорим в следующем раз- деле.
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Современные дети – это поколение цифровой цивилизации. Во многом их картину мира создает информация из интерне- та. Взрослый перестал быть для них единственным источни- ком информации. Каковы особенности современных детей? Что западет в их душу? Какие ценности будут управлять их по- ведением? На эти и другие вопросы мы попробуем дать от- веты в этой части пособия.
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) называют
верши- ной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – лег- комыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в по- ведении, у него появляется другая логика мышления. Учение
для него – значимая деятель- ность. В школе он приобре- тает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняют- ся интересы, ценности ребен- ка, весь уклад его жизни [11, с. 251].
Психологические особенности детей младшего школьного возраста | |
Критерии | Характеристика |
Особенности потребностно- мотивационной сферы |
|
Ведущий вид деятельности |
|
Особенности эмоциональной сферы |
в поведении и общении |
Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия |
Итак, дети в младшем школьном возрасте пока не в состоя- нии отличить истинные ценности от ложных. Задача педаго- гов, родителей и, конечно, вожатого, сделать все возможное, чтобы базовые личностные ценности стали на пути, ложных, разрушающих личность и здоровье.
Как правильно организовать жизнедеятельность детей младшего школьного возраста во временном коллективе?
Проблемы адаптации детей 7–8 лет непосредственно связа- ны с их возрастными особенностями. Так как дети этого воз- раста нуждаются в постоянной заботе, необходимо умень- шить количество детей в отряде или увеличить количество взрослых (на 10 детей один взрослый).
Следует изменить распорядок дня за счет увеличения време- ни на отдых и внутриотрядные мероприятия.
Необходимо учитывать особенности работоспособности в этом возрасте. Лучше если однообразные занятия будут за- нимать временной интервал не более 25–30 минут.
В соответствии с возрастными особенностями необходимо уделять время индивидуальным занятиям. Шумные группо- вые игры вызывают у младших школьников переутомление и перевозбуждение. По этой же причине эти мероприятия следует проводить в первой половине дня и не нагружать ве- черние часы.
Отрыв от семьи является для ребенка причиной стресса и ночных страхов. Игры в прятки, жмурки, рисование своих страхов, сказки являются хорошим психотерапевтическим средством. А главное – это ваше внимание и забота.
Важные дела младших школьников в разные периоды смены | ||
Позиция вожатого | Основные виды деятельности | Методические советы |
Организационный период смены | ||
Заботливая и в меру строгая и требовательная «мама» Показываю себя, лагерь, людей лагеря Знакомство и взаимопонимание. Создание установки: «Что-то будет» | Внутри отряда:
знакомство, преодоление психологических барьеров;
весело шагать» (название, песня и девиз отряда) Вне отряда:
освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);
| Дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоционально окрашенными Предусмотрите ролевое распределение обязанностей Не злоупотребляйте вербальными формами (нужны конкретные, живые дела) Вызовите интерес к себе и детей друг к другу |
Продолжение табл.
Основной период смены | ||
Консультант – инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе» Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел Принимаем решение вместе | Интенсивное обще- ние в группах Коллективные твор- ческие дела, огонь- ки, квесты, проект- ная деятельность Игры: спортивные дидактические, ро- левые | Дела должны быть ориентированы на базовые потребно- сти детей младшего школьного возраста (желание заниматься общественно-значи- мой деятельностью) Постоянно поддер- живайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с но- выми людьми и также быстро угасает инте- рес к ним) |
Итоговый период смены | ||
Старший друг и заботливая «мама» | Общение в неболь- ших временных группах, парах Индивидуальное творчество, экспе- риментальная дея- тельность Игры: дидактиче- ские, спортивные, игры-загадки, роле- вые. | Дела по-прежнему должны быть ориен- тированы на базовые потребности детей младшего школьно- го возраста. Однако помните, что это пе- риод развития реф- лексии. После каждо- го дела побуждайте ребенка к рассужде- нию, спросить себя: «Что изменилось во мне, что я узнал, чем могу быть полезным другим?» Продолжайте под- держивать интерес детей к себе и друг к другу |
Подростковый период или отрочество (11 – 15 лет) – сво- им своеобразием и темпом развития резко отличается от всех других этапов жизни человека.
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
С физиологической точки зрения этот период характеризу- ется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желез внутренней секре- ции.
Следует отметить, что
интенсивный рост подростка происхо- дит за счет роста трубчатых костей, а вот масса тела отстает, отсюда и вытянутый, нескладный вид («длинноногий»), нару- шение координации.
Увеличение роста, массы, мышечной силы с радо- стью воспринимается под- ростком как явные призна- ки его взрослости. Вместе с тем, функционирование сердца, легких, кровос- набжения мозга не обе- спечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезап- ная смена состояний и на- строений подростка: то он с энтузиазмом и азартом
берется за трудную физическую или умственную задачу и мо- жет работать, забыв о времени и усталости, то вдруг чувству- ет слабость, головокружение, упадок сил [11; 27].
Мы порой не замечаем или не понимаем таких неровно- стей поведения, нас равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость ребенка. И мы чаще все- го, раздражаясь, интерпретируем: «Ну, конечно, гонять в футбол – так в первых рядах, а дело делать – не допро- сишься».
Кроме того, это период полового созревания, которое имен- но в эти годы резко ускоряется и в течение сравнительно ко- роткого времени наступает половая зрелость. Половое раз- витее предполагает широкое и глубокое духовное и социаль- ное созревание.
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Зная физиологические процессы, происходящие в организ- ме подростка, особенности мальчиков и девочек, объектив- ные трудности, с которыми ребенку неизбежно приходится сталкиваться, можно грамотно выстроить отношения с ним, делать обоснованные педагогические шаги, предъявлять разумные требования без риска, что они окажутся завышен- ными или заниженными, избежать неадекватной