Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы



  • средства (материальные, духовные, психологические и т.п.);




  • действия это то, что делает субъект;




  • операции как действует субъект;




  • результат реальное воплощение цели;




  • рефлексия способность смотреть на себя как на предмет познания (отвечаю себе на вопросы: «Смог ли я достичь цели или нет и почему?»).

Зачастую мы не задаем себе таких вопросов. Срабатывают умственные автоматизмы (сравнение ожиданий с реальным результатом) и мы просто переживаем либо отрицательные, либо положительные эмоции.

Итак, мы кратко познакомились с психологической структу- рой деятельности. Зная потребности людей, механизмы их опредмечивания и актуализации, средства достижения цели, можно управлять активностью людей.

Каждому возрастному периоду соответствуют те или иные базовые потребности, индивидуальные особенности прояв- ления активности. Об этом мы поговорим в следующем раз- деле.


РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО



Современные дети – это поколение цифровой цивилизации. Во многом их картину мира создает информация из интерне- та. Взрослый перестал быть для них единственным источни- ком информации. Каковы особенности современных детей? Что западет в их душу? Какие ценности будут управлять их по- ведением? На эти и другие вопросы мы попробуем дать от- веты в этой части пособия.

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?



Младший школьный возраст (7 11 лет) называют
верши- ной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств лег- комыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в по- ведении, у него появляется другая логика мышления. Учение
для него – значимая деятель- ность. В школе он приобре- тает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняют- ся интересы, ценности ребен- ка, весь уклад его жизни [11, с. 251].


Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Критерии

Характеристика

Особенности потребностно- мотивационной сферы

  • Потребность в общественно- значимой и общественно- оцениваемой деятельности;

  • Отношение к действительности носит практический, действенный характер (жажда творческой деятельности)

Ведущий вид деятельности

  • Учебная (проектная, исследовательская, экспериментирование)

Особенности эмоциональной сферы

  • Все психические процессы подчинены эмоциям;

  • Жизнерадостность, дружелюбие, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми;

  • Недостаточная уравновешенность

в поведении и общении

Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия


Итак, дети в младшем школьном возрасте пока не в состоя- нии отличить истинные ценности от ложных. Задача педаго- гов, родителей и, конечно, вожатого, сделать все возможное, чтобы базовые личностные ценности стали на пути, ложных, разрушающих личность и здоровье.


Как правильно организовать жизнедеятельность детей младшего школьного возраста во временном коллективе?

Проблемы адаптации детей 7–8 лет непосредственно связа- ны с их возрастными особенностями. Так как дети этого воз- раста нуждаются в постоянной заботе, необходимо умень- шить количество детей в отряде или увеличить количество взрослых (на 10 детей один взрослый).

Следует изменить распорядок дня за счет увеличения време- ни на отдых и внутриотрядные мероприятия.

Необходимо учитывать особенности работоспособности в этом возрасте. Лучше если однообразные занятия будут за- нимать временной интервал не более 25–30 минут.

В соответствии с возрастными особенностями необходимо уделять время индивидуальным занятиям. Шумные группо- вые игры вызывают у младших школьников переутомление и перевозбуждение. По этой же причине эти мероприятия следует проводить в первой половине дня и не нагружать ве- черние часы.
Отрыв от семьи является для ребенка причиной стресса и ночных страхов. Игры в прятки, жмурки, рисование своих страхов, сказки являются хорошим психотерапевтическим средством. А главное это ваше внимание и забота.



Важные дела младших школьников в разные периоды смены

Позиция вожатого

Основные виды деятельности

Методические советы


Организационный период смены

Заботливая и в меру строгая и требовательная

«мама»
Показываю себя, лагерь, людей лагеря
Знакомство и взаимопонимание. Создание установки: «Что-то будет»

Внутри отряда:

  1. Игры на

знакомство, преодоление психологических барьеров;

  1. Творческое отрядное дело: «Вместе

весело шагать» (название, песня и девиз отряда)
Вне отряда:

  1. Игры на

освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);

  1. Участие в сборе знакомства (представление отряда)

Дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоционально окрашенными
Предусмотрите ролевое распределение обязанностей
Не злоупотребляйте вербальными формами (нужны конкретные, живые дела)
Вызовите интерес к себе и детей друг к другу


Продолжение табл.


Основной период смены

Консультант – инструктор, сотрудник:

«Давайте попробуем вместе»
Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел
Принимаем решение вместе

Интенсивное обще- ние в группах
Коллективные твор- ческие дела, огонь- ки, квесты, проект- ная деятельность
Игры: спортивные дидактические, ро- левые

Дела должны быть ориентированы на базовые потребно- сти детей младшего школьного возраста (желание заниматься общественно-значи- мой деятельностью)
Постоянно поддер- живайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко

входят в контакт с но- выми людьми и также быстро угасает инте- рес к ним)

Итоговый период смены

Старший друг и заботливая «мама»

Общение в неболь- ших временных группах, парах
Индивидуальное творчество, экспе- риментальная дея- тельность
Игры: дидактиче- ские, спортивные, игры-загадки, роле- вые.

Дела по-прежнему должны быть ориен- тированы на базовые потребности детей младшего школьно- го возраста. Однако помните, что это пе- риод развития реф- лексии. После каждо- го дела побуждайте ребенка к рассужде- нию, спросить себя:

«Что изменилось во мне, что я узнал, чем могу быть полезным другим?»
Продолжайте под- держивать интерес детей к себе и друг к другу


Подростковый период или отрочество (11 15 лет) сво- им своеобразием и темпом развития резко отличается от всех других этапов жизни человека.

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?



С физиологической точки зрения этот период характеризу- ется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желез внутренней секре- ции.

Следует отметить, что
интенсивный рост подростка происхо- дит за счет роста трубчатых костей, а вот масса тела отстает, отсюда и вытянутый, нескладный вид («длинноногий»), нару- шение координации.

Увеличение роста, массы, мышечной силы с радо- стью воспринимается под- ростком как явные призна- ки его взрослости. Вместе с тем, функционирование сердца, легких, кровос- набжения мозга не обе- спечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезап- ная смена состояний и на- строений подростка: то он с энтузиазмом и азартом
берется за трудную физическую или умственную задачу и мо- жет работать, забыв о времени и усталости, то вдруг чувству- ет слабость, головокружение, упадок сил [11; 27].

Мы порой не замечаем или не понимаем таких неровно- стей поведения, нас равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость ребенка. И мы чаще все- го, раздражаясь, интерпретируем: «Ну, конечно, гонять в футбол так в первых рядах, а дело делать не допро- сишься».

Кроме того, это период полового созревания, которое имен- но в эти годы резко ускоряется и в течение сравнительно ко- роткого времени наступает половая зрелость. Половое раз- витее предполагает широкое и глубокое духовное и социаль- ное созревание.

Зачем вожатому знание физиологии подростов?



Зная физиологические процессы, происходящие в организ- ме подростка, особенности мальчиков и девочек, объектив- ные трудности, с которыми ребенку неизбежно приходится сталкиваться, можно грамотно выстроить отношения с ним, делать обоснованные педагогические шаги, предъявлять разумные требования без риска, что они окажутся завышен- ными или заниженными, избежать неадекватной