Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 582

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

и взрослые и дети под понятием «здоровый образ жиз- ни» привычно, вслед за медициной, понимают физкультуру и спорт, правильное питание, распорядок дня и т. д., и раз- говор об этом может показаться скучным. Однако здоровый образ жизни – это еще и психологическое благополучие, а значит, хорошие отношения с окружающими, хорошее на- строение, умение отдыхать.
Создание коллажа очень увлекает, и ребят трудно остано- вить, в результате на работу может уйти больше времени, чем запланировано. Можно предложить подготовить колла- жи заранее или после занятия и вернуться к ним на следую- щей встрече.

    1. Работа в группах (30 мин).


Разделите учащихся на группы (по 5–6 чел.). Предложите на ватмане составить коллаж по заданной теме, используя вы- резки из журналов, цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры. На этом коллаже им необходимо отразить свое представление о ЗОЖ.

    1. Презентация и коллективное обсуждение коллажей (15 мин).


После завершения работы каждая группа представляет свой коллаж, после чего происходит коллективное обсуждение увиденного.
  1. Как провести досуг (15 мин).



Инструкция: Разделитесь на группы по 4–5 чел. В течение 10 минут вам нужно придумать и записать как можно больше способов интересного и полезного проведения свободного времени.

Рекомендации вожатому: Подводя итоги, постарайтесь вы- делить победителей по нескольким номинациям, чтобы по- бедителями стали все группы: самое большое количество предложений; самое оригинальное; полезное; интересное; массовое и др.
Дополнительные задания:
А) Каждая группа должна нарисовать свой плакат (рекламу) здорового образа жизни, а также представить (защитить)
его.

Б) Необходимо создать портреты двух человек:
для которого является значимым поддержание здорового об- раза жизни;

для которого значимыми являются сиюминутные ощущения.
Разделитесь на две группы, попробуйте – каждая исходя из своей роли (первого или второго человека) – обсудить, как надо жить.

В) Создайте кроссворд «Здоровый образ жизни». Разбейтесь на несколько команд и придумайте/нарисуйте кроссворд (не более 10–15 слов и определений к ним) на тему «Здоровый образ жизни».

Рекомендациивожатому:Придумайте приз команде, которая первая выполнит каждое задание. Ознакомьтесь с кроссвор- дами и обсудите с ребятами, почему именно эти слова озна- чают для них «Здоровый образ жизни». Можно ли сказать, что это полное представление о ЗОЖ.


Вместо заключения




Дорогой друг!



Надеемся, что наши советы помогут тебе сориентироваться в таком непростом, но очень важном и интересном деле. Ко- нечно, это лишь некоторые рекомендации к твоей деятель- ности. Но они, как мы надеемся, покажут тебе направление: куда идти, где брать информацию, как достигать поставлен- ную тобой цель.

Поплавай по просторам интернета. Ты найдешь очень много полезной информации о том, как строить общение с деть- ми, какие использовать приемы их организации. Опытные наставники, вожатые щедро делятся своим опытом, однако, чтобы не утонуть в пучине информации, не следовать ложным советам, а поймать золотую рыбку, исполняющую твои про- фессиональные желания, следуй тем правилам и рекоменда- циям, которые мы поместили в данной методичке.

В помощь тебе мы рекомендуем литературу, которую ты мо- жешь прочесть. Ты найдешь в ней интересные сценарии, игры, все то, что поможет тебе выполнять ответственную, по- четную миссиюсохранениеи преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности.

Список литературы





  1. АфанасьевС.П.,КоморинС.В.Сто отрядных дел. Костро- ма, 2002. с. 112.

  2. ГазизулинР.Я.,ДюкинаО.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. Киров: «ВАКО», 2008. 144 с.

  3. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и тех- нологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря: Методическое пособие для педагогов-организа- торов, психологов, методистов, вожатых / Под общей ред. Г.В. Семья. М, 1998. 368 с.

  4. ДоценкоИ.Г.Проектирование смены в детском оздорови- тельном лагере. Екатеринбург: Перо, 2014. 144 с.

  5. Дрозд К.В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 219 с.

  6. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, само- управление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кни- га для старшеклассников. М.: «Просвещение», 1991. 126 с.

  7. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М.: ФИРО, 2013. 275 с.

  8. Игры обучение, тренинг, досуг семи книгах) / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: ЭНРОФ, 1994.





  1. Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологиче- ское сопровождение, занятия, упражнения, рекоменда- ции / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. Волгоград: Издательство

«Учитель», 2007. 139 с.


  1. КиселеваЕ.В.Конфликты в детском оздоровительном ла- гере. Психологические механизмы возникновения и спо- собы их разрешения // Воспитание и дополнительное об- разование в Новосибирской области. 2010. 2.

  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное по- собие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ

«Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. 464 с.


  1. КуприяновБ.В.,МиновскаяО.В.,РучкоЛ.С.Ролевая игра в детском загородном лагере: Учебно-методическое по- собие для организаторов летнего отдыха детей и студен- тов педагогических специальностей вузов. М: Издатель- ство «ВЛАДОС», 2010. 220 с.

  2. Латыпова Л.А., Лукина Т.И. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: Рекомен- дации вожатым, воспитателям, педагогам дополнитель- ного образования. М.: Новое образование, 2016. 120 с.

  3. ЛаптеваЕ.,СевостьяноваН.,СуворовК.Карманная эн- циклопедия вожатого. СПб.: Фонд Содействия Занятости, 2014. 176 с.

  4. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: ТОО

«Рос. пед. Агентство», 1993. 151 с.


  1. ЛевановаЕ.А.,СоболеваА.Н.,ПлешаковВ.А.Игра в тре- нинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб.: Из- дательство «Питер», 2013. 208 с.

  2. Леванова Е.А. Подросток: Концепция психопластики лич- ности. М.: Издательство «Омега-Л», 2002. 40 с.

  3. Мастерство вожатого: руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. М.: Педагогическое общество России, 2003. 176 с.

  4. Морозюк С.Н., Леванова Е.А., Коршунов А.В.Популяриз- ция здорового образа жизни: Методические рекоменда- ции по направлению деятельности «Личностное разви- тие». М., 2016.

  5. МудрикА.В.Социализация человека: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 624 с.

  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.

  7. МудрикА.В.Социально-педагогические проблемы социа- лизации. М.: МПГУ, 2016. 256 с.

  8. Настольная книга вожатого / Сост. В. Гугнин. М.: Альпина Паблишер, 2015. 297 с.

  9. Орленок: Книга вожатого / Под ред. А.В. Джеуса. М.: Со- беседник, 2005. С. 178.

  10. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экс- тремальных ситуациях: Учебное пособие для студ. высш.



учеб. заведений. – 2-е изд., испр. М.: Издательский центр

«Академия», 2007. 288 с.


  1. Подготовка вожатого к работе в детском оздоровитель- ном лагере: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.Н. Никульников. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2011. 101 с.

  2. Психология подростка. Полное руководство / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Издательство «Прайм-еврознак», 2008. 480 с.

  3. Романенко Т.Н. Настольная книга вожатого детского оз- доровительного лагеря. Воронеж: Департамент образо- вания, науки и молодёжной политики Воронежской обла- сти, 2013. 268 с.

  4. Слизкова Е.В., Дереча И.И. Летняя академия вожатого. М.: Университетская книга, 2017. 190 с.

  5. Сборник «Нормативно-правовых документов и методи- ческих рекомендаций по организации отдыха и оздоров- ления детей Свердловской области». Екатеринбург, 2016. 499 с.

  6. СолдатоваС.В.Методические рекомендации для педаго- гов и вожатых детских оздоровительных лагерей по рабо- те с детьми и подростками, нуждающимися в психолого- педагогическом сопровождении. Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013. 232 с.

  7. ФетискинН.П.,КозловВ.В.,МануйловГ.М.Экспресс-ди- агностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации


// Социально-психологическая диагностика развития лич- ности и малых групп. М., 2002. C. 210–211.

  1. Царев Н.П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. СПб.: ЛОИРО, 2013. 91 с.

  2. Чалдышкина Н.Н. Организация социально-педагогиче- ской реабилитации детей с ограниченными возможностя- ми здоровья в детском оздоровительном лагере. Йошкар- Ола: ПГТУ, 2015. 151 с.

  3. Щербаков А.Л. Робинзонада: от детского лагеря до кру- госветного путешествия. М.: Анкил, 2011. 188 с.


Учебное издание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО



Методические рекомендации