Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Создание коллажа очень увлекает, и ребят трудно остано- вить, в результате на работу может уйти больше времени, чем запланировано. Можно предложить подготовить колла- жи заранее или после занятия и вернуться к ним на следую- щей встрече.
-
Работа в группах (30 мин).
Разделите учащихся на группы (по 5–6 чел.). Предложите на ватмане составить коллаж по заданной теме, используя вы- резки из журналов, цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры. На этом коллаже им необходимо отразить свое представление о ЗОЖ.
-
Презентация и коллективное обсуждение коллажей (15 мин).
После завершения работы каждая группа представляет свой коллаж, после чего происходит коллективное обсуждение увиденного.
-
Как провести досуг (15 мин).
Инструкция: Разделитесь на группы по 4–5 чел. В течение 10 минут вам нужно придумать и записать как можно больше способов интересного и полезного проведения свободного времени.
Рекомендации вожатому: Подводя итоги, постарайтесь вы- делить победителей по нескольким номинациям, чтобы по- бедителями стали все группы: самое большое количество предложений; самое оригинальное; полезное; интересное; массовое и др.
Дополнительные задания:
А) Каждая группа должна нарисовать свой плакат (рекламу) здорового образа жизни, а также представить (защитить)
его.
Б) Необходимо создать портреты двух человек:
для которого является значимым поддержание здорового об- раза жизни;
для которого значимыми являются сиюминутные ощущения.
Разделитесь на две группы, попробуйте – каждая исходя из своей роли (первого или второго человека) – обсудить, как надо жить.
В) Создайте кроссворд «Здоровый образ жизни». Разбейтесь на несколько команд и придумайте/нарисуйте кроссворд (не более 10–15 слов и определений к ним) на тему «Здоровый образ жизни».
Рекомендациивожатому:Придумайте приз команде, которая первая выполнит каждое задание. Ознакомьтесь с кроссвор- дами и обсудите с ребятами, почему именно эти слова озна- чают для них «Здоровый образ жизни». Можно ли сказать, что это полное представление о ЗОЖ.
Вместо заключения
Дорогой друг!
Надеемся, что наши советы помогут тебе сориентироваться в таком непростом, но очень важном и интересном деле. Ко- нечно, это лишь некоторые рекомендации к твоей деятель- ности. Но они, как мы надеемся, покажут тебе направление: куда идти, где брать информацию, как достигать поставлен- ную тобой цель.
Поплавай по просторам интернета. Ты найдешь очень много полезной информации о том, как строить общение с деть- ми, какие использовать приемы их организации. Опытные наставники, вожатые щедро делятся своим опытом, однако, чтобы не утонуть в пучине информации, не следовать ложным советам, а поймать золотую рыбку, исполняющую твои про- фессиональные желания, следуй тем правилам и рекоменда- циям, которые мы поместили в данной методичке.
В помощь тебе мы рекомендуем литературу, которую ты мо- жешь прочесть. Ты найдешь в ней интересные сценарии, игры, все то, что поможет тебе выполнять ответственную, по- четную миссиюсохранениеи преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности.
Список литературы
-
АфанасьевС.П.,КоморинС.В.Сто отрядных дел. Костро- ма, 2002. с. 112. -
ГазизулинР.Я.,ДюкинаО.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. Киров: «ВАКО», 2008. 144 с. -
Детский оздоровительный лагерь. Содержание и тех- нологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря: Методическое пособие для педагогов-организа- торов, психологов, методистов, вожатых / Под общей ред. Г.В. Семья. М, 1998. 368 с. -
ДоценкоИ.Г.Проектирование смены в детском оздорови- тельном лагере. Екатеринбург: Перо, 2014. 144 с. -
Дрозд К.В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 219 с. -
Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, само- управление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кни- га для старшеклассников. М.: «Просвещение», 1991. 126 с. -
Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М.: ФИРО, 2013. 275 с. -
Игры – обучение, тренинг, досуг (в семи книгах) / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: ЭНРОФ, 1994.
-
Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологиче- ское сопровождение, занятия, упражнения, рекоменда- ции / Авт.-сост. Т.В. Молоканова. Волгоград: Издательство
«Учитель», 2007. 139 с.
-
КиселеваЕ.В.Конфликты в детском оздоровительном ла- гере. Психологические механизмы возникновения и спо- собы их разрешения // Воспитание и дополнительное об- разование в Новосибирской области. 2010. № 2. -
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное по- собие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ
«Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. 464 с.
-
КуприяновБ.В.,МиновскаяО.В.,РучкоЛ.С.Ролевая игра в детском загородном лагере: Учебно-методическое по- собие для организаторов летнего отдыха детей и студен- тов педагогических специальностей вузов. М: Издатель- ство «ВЛАДОС», 2010. 220 с. -
Латыпова Л.А., Лукина Т.И. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: Рекомен- дации вожатым, воспитателям, педагогам дополнитель- ного образования. М.: Новое образование, 2016. 120 с. -
ЛаптеваЕ.,СевостьяноваН.,СуворовК.Карманная эн- циклопедия вожатого. СПб.: Фонд Содействия Занятости, 2014. 176 с. -
Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: ТОО
«Рос. пед. Агентство», 1993. 151 с.
-
ЛевановаЕ.А.,СоболеваА.Н.,ПлешаковВ.А.Игра в тре- нинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб.: Из- дательство «Питер», 2013. 208 с. -
Леванова Е.А. Подросток: Концепция психопластики лич- ности. М.: Издательство «Омега-Л», 2002. 40 с. -
Мастерство вожатого: руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. М.: Педагогическое общество России, 2003. 176 с. -
Морозюк С.Н., Леванова Е.А., Коршунов А.В.Популяриз- ция здорового образа жизни: Методические рекоменда- ции по направлению деятельности «Личностное разви- тие». М., 2016. -
МудрикА.В.Социализация человека: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 624 с. -
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с. -
МудрикА.В.Социально-педагогические проблемы социа- лизации. М.: МПГУ, 2016. 256 с. -
Настольная книга вожатого / Сост. В. Гугнин. М.: Альпина Паблишер, 2015. 297 с. -
Орленок: Книга вожатого / Под ред. А.В. Джеуса. М.: Со- беседник, 2005. С. 178. -
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экс- тремальных ситуациях: Учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – 2-е изд., испр. М.: Издательский центр
«Академия», 2007. 288 с.
-
Подготовка вожатого к работе в детском оздоровитель- ном лагере: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.Н. Никульников. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2011. 101 с. -
Психология подростка. Полное руководство / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Издательство «Прайм-еврознак», 2008. 480 с. -
Романенко Т.Н. Настольная книга вожатого детского оз- доровительного лагеря. Воронеж: Департамент образо- вания, науки и молодёжной политики Воронежской обла- сти, 2013. 268 с. -
Слизкова Е.В., Дереча И.И. Летняя академия вожатого. М.: Университетская книга, 2017. 190 с. -
Сборник «Нормативно-правовых документов и методи- ческих рекомендаций по организации отдыха и оздоров- ления детей Свердловской области». Екатеринбург, 2016. 499 с. -
СолдатоваС.В.Методические рекомендации для педаго- гов и вожатых детских оздоровительных лагерей по рабо- те с детьми и подростками, нуждающимися в психолого- педагогическом сопровождении. Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013. 232 с. -
ФетискинН.П.,КозловВ.В.,МануйловГ.М.Экспресс-ди- агностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
// Социально-психологическая диагностика развития лич- ности и малых групп. М., 2002. C. 210–211.
-
Царев Н.П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. СПб.: ЛОИРО, 2013. 91 с. -
Чалдышкина Н.Н. Организация социально-педагогиче- ской реабилитации детей с ограниченными возможностя- ми здоровья в детском оздоровительном лагере. Йошкар- Ола: ПГТУ, 2015. 151 с. -
Щербаков А.Л. Робинзонада: от детского лагеря до кру- госветного путешествия. М.: Анкил, 2011. 188 с.
Учебное издание
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Методические рекомендации