Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 588
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Это не сказка и не фантазия. Каждый может подарить себе кусочек детства. Посмотреть на мир глазами ребенка. Если толькозахочет.Есливспомнит,чтовсемыначиналисьсДет- ства… (ЗлатаЛитвинова)
Напутствие вожатому
Дорогой друг!
На тебя возложена ответственная, почетная миссия– сохра- нение и преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности. Через какие-то 5–10 лет – это здоро- вое, сильное, красивое поколение будет строить наше бла- гополучное, счастливое общество, представлять нашу Роди- ну на международной арене. Врачи, педагоги, космонавты, спортсмены, олимпийские чемпионы, мастера своего дела, защитники отечества – все они сегодня просто дети. Твоя за- дача помочь раскрыть потенциал каждого уже сейчас, преум- ножить их здоровье, способности и творческие возможности.
Не потеряли своей актуальности и в настоящее время сло- ва великого русского писателя Максима Горького о том, что
«Дети – это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на вели- кую работу строительства новых форм жизни».
Уважайте детство, любите детей и помните, что «Годы дет- ства – это прежде всего воспитание сердца» (Сухомлин- ский С.А).
Дорогой друг, чтобы успешно осуществить твою важней- шую для общества миссию, тебе необходимо создать для детей психологически безопасное развивающее простран- ство с учетом их возрастных особенностей. Мы постара- лись в этих методических рекомендациях кратко рассказать
тебе об основных закономерностях психического развития младших школьников, подростков и юношей. Надеемся, что наши методические рекомендации по организации жизне- деятельности детей в разные периоды смены позволят тебе создать временный детский коллектив, в котором ребенок сможет реализовать свой потенциал творческой
и активной личности, будет чувствовать себя счастливым и успешным.
Успехов тебе в твоем благородном деле!
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Вожатый детского лагеря – это не просто педагогическая профессия, это некое призвание, состояние души.
Чем вожатый отличается от педагога?
Педагог – это человек, который отвечает за образование детей. Это зрелый, опытный человек. Он осуществляет про- цесс образования посредством обучения и воспитания. От- ношения с педагогом, к сожалению, не всегда наполнены ра- достью. В силу того, что в обучении используются такие ин- струменты как отметка и порицание. Знания, которые даются впрок, не становятся для ребенка значимыми, а процесс их присвоения зачастую не наполнен личностным смыслом, т.е. значением для себя. Ребенок, даже тот, который хорошо учит- ся, порой учится, потому, что не хочет неприятностей от педа- гогов, родителей и сверстников. Даже если ребенок не боит- ся педагога, он все равно относится к нему как «взрослому».
Хотя вожатый тоже участвует в образовании детей, самое главное отличие вожатого от педагога и самое большое его преимущество в субординации. Вожатый для ребенка, пре- жде всего старший товарищ, друг, с которым можно поде- литься радостью, обратиться за советом в любую трудную минуту. Вожатый использует в большей степени методы, ко- торые в ситуации здесь и теперь приносят ребенку радость:
игры, соревнования, эстафеты, очень «важные» дела, повы- шающие самооценку каждого ребенка.
Вожатый – это вожак, тот, кто ведет за собой.
Запомни! Вожатый не судья! Не манипулятор! А старший друг и товарищ!
Поэтому,
дорогой друг, неоспоримым условием твоей вожат- ской деятельности является любовь к детям. Только при этом ты сможешь без методов принуждения, радостно вести за со- бой.
Как проявляется вожатская позиция любви и добра?
Запомни! Вожатская позиция любви и добра проявляет- ся в общем деле!
Как вожатый ведет за собой? Почему дети готовы без принуж- дения следовать правилам коллективного взаимодействия? Почему порой это не получается и цель, которую мы перед собой ставим не достигает результата?
Как организовать общее дело? Можно дать мяч, пусть бегают и не мешают мне жить.
Можно развести по кружкам, пусть попоют и порисуют.
А тогда где твоя вожатская позиция? Без авторитета быть во- жаком невозможно!
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
Это очень важно!
Для того, чтобы правильно организовать деятельность детей необходимо:
-
Знать психологическую структуру деятельности;
-
Знать возрастные особенности детей;
-
Определить соответствие содержания деятельности и тех- нологии ее организации и проведения возрастным особенно- стям детей.
Вы можете возразить: «Зачем вожатому знать возрастные особенности детей? Достаточно выучить несколько игр, запа- стись парочкой сценариев, методических разработок, и до- статочно!».
Любое дело (игра, труд, учеба) имеет свою универсальную психологическую структуру.
Почему психологическую? Потому, что деятелем является че- ловек, обладающий душой (психикой).
Без знания этой структуры
деятельности, нам трудно понять, почему мы достигаем или нет цели. Невозможно, осознать необходимость в знании возрастных и индивидуальных осо- бенностей деятеля.
Что является компонентами психологической структуры деятельности?
Не будучи психологом или педагогом, человек, далекий от этих профессий может сказать, что любое дело имеет цель, задачи действие и результат.
Однако не каждый знает, что в зоне комфорта находятся лож- ные цели.
Настоящая цель, способствующая успеху и развитию, нахо- дится в реальности, сопряженной с трудностями, противо- речиями, а, следовательно, с дискомфортом. Такой реально- стью для детей, является временный детский коллектив. Это самый благоприятный период для развития личности ребен- ка. Как его не пропустить?
Главное в этот период поставить перед собой правильные цели и разбить их на задачи.
Что значит правильные цели? Как их определить? Где крите- рии правильности?
Что заставляет взаимодействовать двух людей? Что обеспе- чивает эффективность такого взаимодействия?
Источником активности человека, да и любого живого суще- ства являются потребности. Потому, что потребность–пси- хофизиологическоепереживаниедефицитавчем-либо.
Однако, потребность – это еще не причина активности.
Побудительной силой и причиной активности является мо- тив. Потому, что мотив – это опредмеченная потребность,
актуализированная внешним стимулом (не просто хочу есть, а хочу съесть именно это…).
Теперь я готов поставить перед собой цель как образ желае- мого результата. Цель направляет активность субъекта.
Для достижения цели необходимы: