Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Каждый из вас может помочь ребенку, оказавшемуся в труд- ной жизненной ситуации.
Для этого необходимо:
-
Не проходить мимо и не отворачиваться от него;
-
Оказать помощь в адаптации к детям в отряде и к особен- ностям лагерной жизни; -
Оказать помощь в выборе и посещении кружков и секций;
-
Включать в общелагерные мероприятия, подбадривать и вдохновлять на достижения; -
Расширять спектр ролевого поведения, формировать на- выки конструктивного взаимодействия в конфликтных си- туациях; -
Не требовать «полагающегося» поведения и свести кминимуму свои ожидания и претензии, предоставить возможность для самостоятельного принятия реше- ний; -
Если с ребенком в лагере произошло форс-мажорное со- бытие, необходимо быть рядом с ним, успокоить его ипод- держать.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют особую категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как взаимодействовать с таким ребенком?
Работа с ребенком с ограниченными возможностями здоро- вья невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения предполагает свой особый под- ход, который включает:
-
Обеспечение психологической безопасности ребенка;
-
Содействие в приспособлении к окружающим условиям;
-
Единство совместной деятельности;
-
Мотивирование ребенка к участию в жизни лагеря.
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых вза- имоотношений и продуктивного сотрудничества. Она направ- ляет, развивает самоконтроль, позволяет избежать многих проблем и ошибок.
Запомни! Базовые правила дисциплины:
-
Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый за- претил что-либо, а другой разрешил, если один сказал:
«Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.
-
Наводить дисциплину необходимо с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жест- кие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытать-
ся укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и ме- нять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.
-
Работа по укреплению дисциплины начинается с мело- чей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало. -
Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Де- лая замечание, следует адресовать его к конкретному че- ловеку. Остальные сами сделают соответствующие выво- ды, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним. -
Нельзя делать замечания лидеру в присутствии осталь- ных. В паре «ведущий – ведомый» воздействуй на ведомо- го. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный пере- вес» взрослых.
-
В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не сле- дует. -
Хвали громко – ругай тихо! [3; 30].
Как избежать дисциплинарных проблем?
Обязательно:
-
спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности; -
никогда не начинайте мероприятия неподготовленным;
-
будьте дружелюбны, а также открыты в любое время;
-
развивайте чувство юмора;
-
не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказыва- ниям; -
не придирайтесь;
-
будьте справедливы, не заводите любимчиков;
-
проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это слож- но сделать; -
наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик; -
давайте четкие и ясные инструкции и команды;
-
избегайте использования сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.
Никогда:
-
не наказывайте в гневе;
-
не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить; -
не принуждайте к извинениям при всех (очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы);
-
не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навеши- вания ярлыков (такое наказание лишь усиливает противосто- яние или же вызывает смех, а некоторые дети расценивают его даже как своеобразное поощрение) [30].
Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное дей- ствие, обязательно побеседуйте с провинившимся ребенком. Если это встретит понимание с его стороны, и он будет потом готов к сотрудничеству – наказаний можно избежать.
В конеч- номсчетевысшеедостоинствовзрослогосостоитвумении стать ребенку настоящим другом и быть к нему милосерд- ным. Помните: если вы создадите в отряде хорошую,душев- нуюатмосферудлякаждогоребенка,еслидетямбудеттепло и уютно с вами, то и проблем с дисциплиной у вас никогда не возникнет!
В группах (5–6 человек) обсудите каждый из вопросов, поста- райтесь прийти к единому мнению (10–15 мин).
Во время работы выберите ведущего группы, функции кото- рого заключаются в том, чтобы следить за тем, чтобы в группе соблюдались правила, чтобы мнение каждого члена группы было услышано.
Рекомендациивожатому:Прийти к единому мнению означа- ет не просто принятие мнения большинства, а то, что каждый участник согласен с доводами, выдвигаемыми в пользу вы- бранного ответа.
2.3. Обобщение.
Выберите в группах того, кто сделает сообщение о результа- тах работы для всего класса.
Рекомендации вожатому: Если в группе по какому-либо во- просу не удалось прийти к единому мнению, выступающий должен выразить и имеющиеся особые мнения.
Предложенные высказывания подобраны так, что не суще- ствует однозначно правильного ответа на них. Поэтому задача ведущего – обобщить все сказанное группами, это позволит создать объемную картину о понятии здорового образа жизни.
-
Коллаж «Здоровый образ жизни» (45 мин).
Рекомендации вожатому: Заранее необходимо подготовить ненужные журналы, ножницы, ватман.
Часто