Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 570

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

, готовы ли они оказывать помощь друг другу, часто ли между ними возникают конфликты. От того, насколь- ко взрослые готовы к правильному руководству конфликтны- ми ситуациями, во многом будет зависеть не только психо- логический климат в отряде, но развитие и воспитание детей в целом.

Для управления конфликтами вожатому необходимо знать:


    • типологию конфликтов;




    • возможные причины возникновения;




    • способы предупреждения;




    • способы конструктивного разрешения.



Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?



В детском лагере возникают различные конфликты, основные типы которых возможно представить в следующих системах взаимоотношений:

    • взрослый – взрослый: вожатый – администрация; вожа- тый родитель; вожатый вожатый;

    • взрослыйдети: вожатый ребенок; администрация ре- бенок; обслуживающий персонал ребенок;

    • детидети: ребенок ребенок; ребенок группа; группа – группа.



Каковы возможные причины возникновения конфликтов в детском лагере?


  1. Конфликты системе взаимоотношений «взрослый – взрослый».


    1. Основныепричиныконфликтоввотношениях«вожатый

администрация»:


  • недостаточная разработанность нормативных документов по организации жизнедеятельности в лагере;

  • нарушение норм жизнедеятельности в детском лагере;




  • невыполнение должностных обязанностей или требований администрации;

  • недостаточный уровень сформированности коммуникатив- ных навыков;

  • недопустимое профессионалу поведение;





  • разное видение подходов реализации целей и задач и т.п.




    1. Конфликтывотношениях«вожатыйвожатый»:




  • борьба за лидерство среди вожатых;




  • разница темпераментов;




  • недостаточность знаний вожатым основ профессиональной деятельности;

  • нарушение этических и моральных норм одного из вожатых;




    • конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей;

    • отличия требований к детям;




    • разные представления о сущности работы вожатого и др.




    1. Конфликтывотношениях«вожатыйродитель»:




  • необоснованные или постоянные претензии к детям со сто- роны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т.д.);

  • необоснованные или постоянные претензии родителей к вожатым из-за отношения к детям (недостаточное внима- ние уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо ор- ганизована жизнедеятельность детей и т.п.) и др.
  1. Конфликты системе взаимоотношений «взрослый – ребенок».


    1. Конфликты в отношениях «вожатый ребенок»:




  • незнание или непонимание проявления возрастных особен- ностей воспитанников;

  • несправедливость вожатого по отношению к ребенку;




  • наличие «любимчиков» в отряде;




  • использование «обобщения» в разговоре с воспитанника- ми (например, «Опять никто …!», «Ты никогда …!», «Вы всег- да …!» и т.п.);

  • несвоевременное разрешение конфликтных ситуаций;





  • невыполнение ребенком поручений;




  • психологическая несовместимость и т.д.


Важно помнить! Дети в разном возрасте ведут себя в конфликтных ситуациях неодинаково. Младшие школь- ники часто копируют манеры поведения в конфликтных ситуациях вожатого, перенимая его способы взаимодей- ствия со взрослыми и детьми. Подростки в силу резких физиологических и психологических изменений отлича- ются неустойчивостью настроения, высокой степенью тревожности и агрессивности, что сказывается на часто- те и интенсивности протекания конфликтных столкнове- ний.

    1. Конфликтывотношенияхдругие«взрослыеребенок»:


В лагере ребенок взаимодействует не только с вожатыми, но и с представителями администрации, а также обслуживаю- щего персонала.

Основным причинам таких конфликтов является:


  • разница темпераментов;




  • несоблюдение правил и требований жизни в лагере;




  • нарушение этических и моральных норм и др.


Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, взрослому необходимо помнить, что ребенок это развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред [10].

  1. Конфликты в системе «дети дети»



Причинами конфликтов в системе отношений «дети – дети» могут выступать самые разнообразные факторы.

Помни, что наиболее распространенными причинами, которые могут спровоцировать конфликты между млад- шими школьниками, являются:


  • борьба за внимание вожатого;




  • бытовые вопросы;




  • неадекватные амбиции;





  • неумение детей жить в коллективе;




  • несовместимость темпераментов;




  • социальное неравенство;




  • отличие в уровне воспитанности и т.д.



Как предупредить возникновение кризисных периодов в жизнедеятельности детского временного коллектива?


Важно знать!



К причинам, провоцирующим конфликты между под- ростками, относятся:

  • борьба за лидерство;




  • возрастной психологический кризис;




  • гормональный всплеск;




  • неоправданные амбиции;




  • несовместимость темпераментов;




  • межнациональная неприязнь;




  • социальное неравенство;




  • отличие в уровне воспитанности и т.д.


Автор книги «Готовясь работать с подростка- ми» Е.А. Леванова, от- мечает, что во время проживания в лагере на- ступают определенные кризисные периоды.

Они являются наиболее

конфликтными и обусловлены спецификой пребывания ре- бенка в таком коллективе. Эти периоды наступают даже в тех лагерях, в которых создан благополучный психологический климат, работает профессиональный педагогический коллек- тив, интересно и разнообразно организуется жизнедеятель- ность детей [15].



Кризисный период


Поведение вожатых

Первый период – «пик труд- ности». Он обычно приходится на 3–4-й дни и выражается в по- вышенной конфликтности детей

Постарайтесь не обострять си- туацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними




Продолжение табл.


Второй период – «пик привы- кания» (13-14-й день). Чаще всего возникает в середине ла- герной смены. Характеризует- ся снижением интереса детей к жизнедеятельности в лагере, развитием равнодушия к заня- тиям и поручениям и т.п.

Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюр- призов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя ры- балка, поход, день сюрпризов и розыгрышей и т.д.), организуйте встречу с детьми другого отря- да, проведите упражнения на сплочение группы

Третий период – «пик устало- сти». Он наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражитель- ность и конфликтность

Запланируйте больше активных и разнообразных игр, спортив- ных соревнований и т.п.


Вожатому необходимо помнить об этих сложных периодах жизни детей в лагере и создавать благоприятные усло- вия, способствующие предотвращению возможных кон- фликтов.

Что необходимо учитывать при разрешении конфликтов в детском коллективе?



  1. Вожатый несет ответственность за правильное разреше- ние конфликтных ситуаций;

  2. Вожатый как профессионал должен взять на себя иници- ативу в разрешении конфликтов, учитывая, в первую оче- редь, интересы детей;

  3. Ошибка вожатого при разрешении конфликтных ситуаций приводит к новым проблемам и конфликтам, в которых увеличивается число участников;




  1. Участники по-разному понимают события и их причины. Кон- фликт глазами вожатого иглазами детей видится по-разному, поэтому взрослый не может навязывать свое решение;

  2. Наблюдение за конфликтом имеет для детей воспитатель- ный смысл, однако присутствие других детей при кон- фликтном взаимодействии превращает их из свидетелей в участников;

  3. Деструктивные детские конфликты в лагере легче пред- упредить, чем успешно разрешить.