Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 570
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Для управления конфликтами вожатому необходимо знать:
-
типологию конфликтов;
-
возможные причины возникновения;
-
способы предупреждения;
-
способы конструктивного разрешения.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В детском лагере возникают различные конфликты, основные типы которых возможно представить в следующих системах взаимоотношений:
-
взрослый – взрослый: вожатый – администрация; вожа- тый – родитель; вожатый – вожатый; -
взрослый–дети: вожатый – ребенок; администрация – ре- бенок; обслуживающий персонал – ребенок; -
дети–дети: ребенок – ребенок; ребенок – группа; группа – группа.
Каковы возможные причины возникновения конфликтов в детском лагере?
-
Конфликты системе взаимоотношений «взрослый – взрослый».
-
Основныепричиныконфликтоввотношениях«вожатый–
-
администрация»:
-
недостаточная разработанность нормативных документов по организации жизнедеятельности в лагере; -
нарушение норм жизнедеятельности в детском лагере;
-
невыполнение должностных обязанностей или требований администрации; -
недостаточный уровень сформированности коммуникатив- ных навыков; -
недопустимое профессионалу поведение;
-
разное видение подходов реализации целей и задач и т.п.
-
Конфликтывотношениях«вожатый–вожатый»:
-
борьба за лидерство среди вожатых;
-
разница темпераментов;
-
недостаточность знаний вожатым основ профессиональной деятельности; -
нарушение этических и моральных норм одного из вожатых;
-
конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей; -
отличия требований к детям;
-
разные представления о сущности работы вожатого и др.
-
Конфликтывотношениях«вожатый–родитель»:
-
необоснованные или постоянные претензии к детям со сто- роны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т.д.); -
необоснованные или постоянные претензии родителей к вожатым из-за отношения к детям (недостаточное внима- ние уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо ор- ганизована жизнедеятельность детей и т.п.) и др.
-
Конфликты системе взаимоотношений «взрослый – ребенок».
-
Конфликты в отношениях «вожатый – ребенок»:
-
-
незнание или непонимание проявления возрастных особен- ностей воспитанников; -
несправедливость вожатого по отношению к ребенку;
-
наличие «любимчиков» в отряде;
-
использование «обобщения» в разговоре с воспитанника- ми (например, «Опять никто …!», «Ты никогда …!», «Вы всег- да …!» и т.п.); -
несвоевременное разрешение конфликтных ситуаций;
-
невыполнение ребенком поручений;
-
психологическая несовместимость и т.д.
Важно помнить! Дети в разном возрасте ведут себя в конфликтных ситуациях неодинаково. Младшие школь- ники часто копируют манеры поведения в конфликтных ситуациях вожатого, перенимая его способы взаимодей- ствия со взрослыми и детьми. Подростки в силу резких физиологических и психологических изменений отлича- ются неустойчивостью настроения, высокой степенью тревожности и агрессивности, что сказывается на часто- те и интенсивности протекания конфликтных столкнове- ний.
-
Конфликтывотношенияхдругие«взрослые–ребенок»:
В лагере ребенок взаимодействует не только с вожатыми, но и с представителями администрации, а также обслуживаю- щего персонала.
Основным причинам таких конфликтов является:
-
разница темпераментов;
-
несоблюдение правил и требований жизни в лагере;
-
нарушение этических и моральных норм и др.
Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, взрослому необходимо помнить, что ребенок – это развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред [10].
-
Конфликты в системе «дети – дети»
Причинами конфликтов в системе отношений «дети – дети» могут выступать самые разнообразные факторы.
Помни, что наиболее распространенными причинами, которые могут спровоцировать конфликты между млад- шими школьниками, являются:
-
борьба за внимание вожатого;
-
бытовые вопросы;
-
неадекватные амбиции;
-
неумение детей жить в коллективе;
-
несовместимость темпераментов;
-
социальное неравенство;
-
отличие в уровне воспитанности и т.д.
Как предупредить возникновение кризисных периодов в жизнедеятельности детского временного коллектива?
Важно знать!
К причинам, провоцирующим конфликты между под- ростками, относятся:
-
борьба за лидерство;
-
возрастной психологический кризис;
-
гормональный всплеск;
-
неоправданные амбиции;
-
несовместимость темпераментов;
-
межнациональная неприязнь;
-
социальное неравенство;
-
отличие в уровне воспитанности и т.д.
Автор книги «Готовясь работать с подростка- ми» Е.А. Леванова, от- мечает, что во время проживания в лагере на- ступают определенные кризисные периоды.
Они являются наиболее
конфликтными и обусловлены спецификой пребывания ре- бенка в таком коллективе. Эти периоды наступают даже в тех лагерях, в которых создан благополучный психологический климат, работает профессиональный педагогический коллек- тив, интересно и разнообразно организуется жизнедеятель- ность детей [15].
Кризисный период | Поведение вожатых |
Первый период – «пик труд- ности». Он обычно приходится на 3–4-й дни и выражается в по- вышенной конфликтности детей | Постарайтесь не обострять си- туацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними |
Продолжение табл.
Второй период – «пик привы- кания» (13-14-й день). Чаще всего возникает в середине ла- герной смены. Характеризует- ся снижением интереса детей к жизнедеятельности в лагере, развитием равнодушия к заня- тиям и поручениям и т.п. | Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюр- призов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя ры- балка, поход, день сюрпризов и розыгрышей и т.д.), организуйте встречу с детьми другого отря- да, проведите упражнения на сплочение группы |
Третий период – «пик устало- сти». Он наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражитель- ность и конфликтность | Запланируйте больше активных и разнообразных игр, спортив- ных соревнований и т.п. |
Вожатому необходимо помнить об этих сложных периодах жизни детей в лагере и создавать благоприятные усло- вия, способствующие предотвращению возможных кон- фликтов.
Что необходимо учитывать при разрешении конфликтов в детском коллективе?
-
Вожатый несет ответственность за правильное разреше- ние конфликтных ситуаций; -
Вожатый как профессионал должен взять на себя иници- ативу в разрешении конфликтов, учитывая, в первую оче- редь, интересы детей; -
Ошибка вожатого при разрешении конфликтных ситуаций приводит к новым проблемам и конфликтам, в которых увеличивается число участников;
-
Участники по-разному понимают события и их причины. Кон- фликт глазами вожатого иглазами детей видится по-разному, поэтому взрослый не может навязывать свое решение; -
Наблюдение за конфликтом имеет для детей воспитатель- ный смысл, однако присутствие других детей при кон- фликтном взаимодействии превращает их из свидетелей в участников; -
Деструктивные детские конфликты в лагере легче пред- упредить, чем успешно разрешить.