Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 589
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
На коллаже необходимо отразить свое представление об идеальном отряде в лагере.
-
Презентация и коллективное обсуждение коллажей.
После завершения работы каждая группа представляет свой коллаж, после чего происходит коллективное обсуждение увиденного.
Рефлексия:
-
Легко ли было выполнить работу?
-
С какими чувствами вы сталкивались при составлении кол- лажа? -
Какие трудности возникали в процессе работы?
-
Какие характеристики идеального отряда были названы практически всеми ребятами?
Важным в работе по профилактике конфликтов является сво- евременное выявление в детском коллективе конфликтных
личностей. Этой цели может служить предлагаемый ниже ва- риант экспресс-диагностики:
Тест «Поведенческий стиль в конфликтной ситуации»
Инструкцияктесту:Ребята, вам предлагаются 15 вопросов. Ответьте на них, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:
-
часто – 3 балла,
-
от случая к случаю – 2 балла,
-
редко – 1 балл.
Вопросы:
-
Угрожаю или дерусь.
-
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей. -
Ищу компромисс.
-
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. -
Избегаю противника.
-
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
-
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категори- чески нет. -
Иду на компромисс.
-
Сдаюсь.
-
Меняю тему.
-
Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
-
Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все нача- лось. -
Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону. -
Предлагаю мир.
-
Пытаюсь обратить все в шутку.
Ключ к тесту:
А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
Интерпретация результатов теста:
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до по- следнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Б – примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на по- иск альтернативы и решения, которое способно удовлетво- рить обе стороны.
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия про- слеживается установка на компромисс, т. е на определённые уступки для достижения результата.
Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д – уходящий стиль. Этот стиль ориентирован на уход от кон- фликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуа- цию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Дети, набравшие наибольшее количество баллов по жест- кому стилю решения конфликтов, как правило, часто прово- цируют конфликтные ситуации и требуют профилактической работы [26].
Важно! Тест проводится в начале смены во время знаком- ства для выявления стилей поведения воспитанников в кон- фликтной ситуации. Результаты теста помогут вам выбрать конструктивную стратегию поведения с каждым ребенком
и создать условия для профилактики и предупреждения кон- фликтов в отряде.
Кроме этого профилактике конфликтов способствует благо- приятная атмосфера в отряде, позволяющая детям реализо- вать свои интересы и потребности, максимальная загружен- ность детей различными видами деятельности, а также соз- дание ситуации успеха как каждому воспитаннику, так и кол- лективу в целом.
Каковы условия конструктивного взаимодействия
вожатого и администрации?
Для того чтобы выстроить конструктивные взаимоотноше- ния с администрацией, необходимо соблюдать ряд правил, а именно:
-
Работа должна осуществляться при наличии четких дого- ворных отношений (подписанный договор); -
Необходимо знать и качественно выполнять функциональ- ные обязанности вожатого; -
Если нет возможности решить проблемную ситуацию са- мостоятельно, то сначала необходимо обращаться за по- мощью (консультацией) к более опытным вожатым или методистам и только потом к администрации; -
При взаимодействии с представителями администрации не применять агрессивное поведение.
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Результативная совместная деятельность вожатых, возможна если:
-
До начала лагерной смены четко распределены про- фессиональные обязанности между напарниками-во- жатыми; -
В диалоге с напарником делается акцент на позицию «мы»;
-
При анализе и решении ситуации, в том числе и проблем- ных, происходит опора на факты, а не на эмоции; -
Старайтесь находить компромиссное решение.
Помните! Каждый может иметь свое мнение, и каждый имеет потребность быть успешным.
Как вожатому выстраивать грамотные отношения с
родителями?
Важным условием эффективного взаимодействия вожатого с родителями являются совместные усилия взрослых по оказа- нию помощи ребенку в адаптации к новым условиям в лагере.
В связи с этим вожатому необходимо соблюдать следующие правила:
-
Грамотно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, никогда не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка); -
Совместно с родителями находить выход из сложившейся проблемной ситуации; -
Четко формулировать собственные требования к деятель- ности и поведению ребенка, без обвинения его на лич- ностном уровне; -
Правильно объяснить родителям суть сформулированных вами педагогических требований; -
Привлекать в случае необходимости посредника в лице представителя администрации.
О чем нужно помнить вожатому при взаимодействии с воспитанниками?
-
Учитывать в своей работе индивидуально-пси- хологические и возрастные особенности де- тей; -
Проявлять искреннюю заинтересованность ко всему, что рассказывают ребята и чем они живут; -
Владеть культурой речи и средствами невербального об- щения; -
Контролировать свои эмоции во время взаимодействия с детьми, не кричать, не повышать на них голос; -
Критически относиться к самому себе, открыто призна- вать критику в свой адрес со стороны воспитанников; -
Стоить отношения с детьми на взаимном доверии и ува- жении, везде и всегда говорить правду, не хитрить и не об- манывать их.