Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 589

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

карандаши, мелки, фломастеры и т.п.

На коллаже необходимо отразить свое представление об идеальном отряде в лагере.

    1. Презентация и коллективное обсуждение коллажей.


После завершения работы каждая группа представляет свой коллаж, после чего происходит коллективное обсуждение увиденного.

Рефлексия:


    • Легко ли было выполнить работу?




    • С какими чувствами вы сталкивались при составлении кол- лажа?

    • Какие трудности возникали в процессе работы?




    • Какие характеристики идеального отряда были названы практически всеми ребятами?

Важным в работе по профилактике конфликтов является сво- евременное выявление в детском коллективе конфликтных
личностей. Этой цели может служить предлагаемый ниже ва- риант экспресс-диагностики:

Тест «Поведенческий стиль в конфликтной ситуации»



Инструкцияктесту:Ребята, вам предлагаются 15 вопросов. Ответьте на них, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:

  • часто – 3 балла,




  • от случая к случаю 2 балла,




  • редко – 1 балл.


Вопросы:


  1. Угрожаю или дерусь.




  1. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

  2. Ищу компромисс.




  1. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  2. Избегаю противника.




  1. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.




  1. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категори- чески нет.

  2. Иду на компромисс.




  1. Сдаюсь.




  1. Меняю тему.





  1. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.




  1. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все нача- лось.

  2. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

  3. Предлагаю мир.




  1. Пытаюсь обратить все в шутку.


Ключ к тесту:
А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
Интерпретация результатов теста:
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до по- следнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на по- иск альтернативы и решения, которое способно удовлетво- рить обе стороны.

В компромиссный стиль. С самого начала разногласия про- слеживается установка на компромисс, т. е на определённые уступки для достижения результата.

Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д уходящий стиль. Этот стиль ориентирован на уход от кон- фликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуа- цию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Дети, набравшие наибольшее количество баллов по жест- кому стилю решения конфликтов, как правило, часто прово- цируют конфликтные ситуации и требуют профилактической работы [26].

Важно! Тест проводится в начале смены во время знаком- ства для выявления стилей поведения воспитанников в кон- фликтной ситуации. Результаты теста помогут вам выбрать конструктивную стратегию поведения с каждым ребенком

и создать условия для профилактики и предупреждения кон- фликтов в отряде.


Кроме этого профилактике конфликтов способствует благо- приятная атмосфера в отряде, позволяющая детям реализо- вать свои интересы и потребности, максимальная загружен- ность детей различными видами деятельности, а также соз- дание ситуации успеха как каждому воспитаннику, так и кол- лективу в целом.


Каковы условия конструктивного взаимодействия


вожатого и администрации?
Для того чтобы выстроить конструктивные взаимоотноше- ния с администрацией, необходимо соблюдать ряд правил, а именно:

  1. Работа должна осуществляться при наличии четких дого- ворных отношений (подписанный договор);

  2. Необходимо знать и качественно выполнять функциональ- ные обязанности вожатого;

  3. Если нет возможности решить проблемную ситуацию са- мостоятельно, то сначала необходимо обращаться за по- мощью (консультацией) к более опытным вожатым или методистам и только потом к администрации;

  4. При взаимодействии с представителями администрации не применять агрессивное поведение.



Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?



Результативная совместная деятельность вожатых, возможна если:

  1. До начала лагерной смены четко распределены про- фессиональные обязанности между напарниками-во- жатыми;

  2. В диалоге с напарником делается акцент на позицию «мы»;




  1. При анализе и решении ситуации, в том числе и проблем- ных, происходит опора на факты, а не на эмоции;

  2. Старайтесь находить компромиссное решение.



Помните! Каждый может иметь свое мнение, и каждый имеет потребность быть успешным.



Как вожатому выстраивать грамотные отношения с
родителями?
Важным условием эффективного взаимодействия вожатого с родителями являются совместные усилия взрослых по оказа- нию помощи ребенку в адаптации к новым условиям в лагере.

В связи с этим вожатому необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Грамотно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, никогда не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка);

  2. Совместно с родителями находить выход из сложившейся проблемной ситуации;

  3. Четко формулировать собственные требования к деятель- ности и поведению ребенка, без обвинения его на лич- ностном уровне;

  4. Правильно объяснить родителям суть сформулированных вами педагогических требований;

  5. Привлекать в случае необходимости посредника в лице представителя администрации.





О чем нужно помнить вожатому при взаимодействии с воспитанниками?



    1. Учитывать в своей работе индивидуально-пси- хологические и возрастные особенности де- тей;

    2. Проявлять искреннюю заинтересованность ко всему, что рассказывают ребята и чем они живут;

    3. Владеть культурой речи и средствами невербального об- щения;

    4. Контролировать свои эмоции во время взаимодействия с детьми, не кричать, не повышать на них голос;

    5. Критически относиться к самому себе, открыто призна- вать критику в свой адрес со стороны воспитанников;

    6. Стоить отношения с детьми на взаимном доверии и ува- жении, везде и всегда говорить правду, не хитрить и не об- манывать их.