Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 572

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

щиту соперников (нужно вести мяч, а не просто бежать с ним в руках). Игроку необходимо
забросить спортивный снаряд в корзину и потом вести его до центральной черты, где следует передать его следующему игроку (передавать мяч нужно только с центральной линии). Второй игрок заранее занимает позицию у лицевой линии, и, получив мяч, повторяет тоже, что и предыдущий участник (эстафету нужно начинать только после того, как мяч попал в руки).

Игрок не может бежать обратно, если он не попал в кольцо. За каждый промах начисляется штрафное очко.

Если команды получили одинаковое количество штрафных очков, то побеждает команда, которая закончила эстафету первой. Иначе, выигрывает коллектив, набравший меньше штрафных баллов.

«Сила тигра, глаз орла»



Игрокам нужно стать по кругу и рассчитаться на «первый – второй» (таким образом, определяются участники первой и второй команды). Внутри круга на расстоянии десять – двадцать сантиметров от носков игроков на полу или зем- ле обозначаются лини, за которые нельзя заступать (либо можно обозначить окружность, граница которой должна на- ходиться от носков участников на расстоянии десять двад- цать сантиметров). На середину круга устанавливается во- лейбольный мяч.

Когда ведущий дает сигнал, игроки кладут руки друг другу на плечи и пытаются втолкнуть соперника в круг так, чтобы тот наступил или заступил за черту, обозначенную перед ним (ве- дущий, возможно с ассистентом, внимательно следит за со-
стязанием). В случае, когда кто-то из участников наступает или заступает за обозначенную перед ним границу круга или черту, ему необходимо подобрать, находящийся в середине круга мяч, и попытаться попасть
им в убегающих соперников. Если он промахивается, его команде начисляется два штраф- ных очка, ели попадает одно штрафное очко.

«Не давай мяч водящему»



Все играющие, кроме двух-трех водящих, становятся по кругу и начинают перебрасывать между собой баскетбольный мяч. Задача водящих, находящихся в круге, коснуться мяча рукой. На место водящего, который осалил мяч, идет тот, кто не су- мел точно передать мяч товарищу по кругу. Если мяч выкатил- ся за пределы круга, за ним может бежать любой игрок. Если завладеет мячом водящий, его место в круге занимает игрок, потерявший мяч. Игру можно усложнить, введя в нее правило трех секунд. В течение этого времени игрок должен перебро- сить мяч партнеру. Усложняя игру, можно предложить играю- щим делать передачи на ходу. Это облегчает задачу водящих, но усложняет действия тех, кто владеет мячом (нельзя делать пробежки, двойное ведение). Число водящих, в зависимости от подготовленности игроков может быть увеличено или со- кращено.

«Волейбол с выбыванием»



Две команды по 6-8 человек располагаются произвольно, каждая на своей половине волейбольной площадки.

По сигналу начинается игра в волейбол. Когда судья фикси- рует в одной из команд третью по счету ошибку, игрок, допу-
стивший ее, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подает мяч на сторону противника, возобновляя игру.

Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счету нарушение), то лишается еще одного игрока и

т.д. Когда обе стороны понесли «потери», игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью, ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли ей с поля своего оче- редного игрока или остаться в прежнем составе, но разре- шить вернуться на площадку игроку противоположной коман- ды. Игра состоит из 3-5 партий. Каждая заканчивается, когда последний игрок одной из команд покинет площадку.

Побеждает команда, которая выиграет большее число пар- тий. Можно ограничить партии временем (12-15 мин) и опре- делять победителя в каждой из них по большему числу остав- шихся игроков.

Правила игры: 1. Ошибки фиксируются по волейбольным правилам. 2. После выхода участника из игры подает коман- да, допустившая ошибку. 3. Участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали (1-й выбывший, затем 2-й и т.д.). 4. Игроки в командах подают по очереди, перемеща- ясь на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).




РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ



Формирование временного коллектива в детском оздорови- тельном лагере является одной из основных задач работы во- жатого.

Существует ряд характерных признаков временного детского коллектива, отличающие его от иных более постоянных дет- ских групп. К ним относятся:

  1. Кратковременность функционирования (в зависимости от специфики и режима работы лагеря количество дней мо- жет варьироваться от 21 до 40 дней).

  2. Сборный («разнокачественный») контингент (отряды формируются из детей, ранее не собиравшихся таким со- ставом, а значит зачастую не знакомых друг с другом, со- бранных из разных мест жительства, разных социальных слоев, с неодинаковым творческим, интеллектуальным, психоэмоциональным потенциалом и т.д.).




  1. Автономность существования (дети, приезжа- ющие в лагерь, перестают нахо- диться в привыч- ных социальных условиях и ролях, к которым они привыкли в «обыч- ной жизни»);

  2. Открытый характер жизнедеятельности (круглосуточная жизнь детей на виду друг у друга).

Формирование временного детского коллектива в лагере происходит не в один-два дня – это целенаправленный, по- ступательный и творческий процесс, который включает три основных компонента:

  • знакомство;




  • внутриотрядную рефлексию;




  • управление временным детским коллективом.


Одной из составляющих организационного периода смены является установление прочных контактов между детьми, а также между вожатыми и детьми. Грамотно проведенное знакомство друг с другом позволит заложить основы до-
верительной атмосферы в отряде и создать благоприятный психологический климат.

Как правильно организовать знакомство детей в отряде?


Запомни! Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем раньше начнут выстраиваться доверительные отноше- ния в отряде.


Этому могут способствовать:


  • выполнение совместных творческих заданий по разработке визиток-бейджиков, сюрпризов-приветствий друг для друга или для ребят, приехавших позже и т.д.;

  • организация различных «игр на знакомство»;




  • разработка символики отряда (название отряда, речевка, эмблема, выбор отрядной песни и др.).





Совместнаядеятельностьприводитксплочениюдетейвот- ряде,между ними преодолеваться естественные коммуника- тивные барьеры, формируется чувство доверия и зарождает- ся стремление к конструктивному взаимодействию и сотруд- ничеству.

Этой же цели могут служить специальные игры.

1. Примеры игр на знакомство:



«Назовись»
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начи- нающий игру бросает мяч через центр круга одному из участ- ников и называет при этом свое имя. После броска он опуска- ет руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бро- сает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Третий раунд этой игры несколь- ко изменен. Опять