Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 564

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

связи с тем, что в этот период происходит перестройка ме- ханизмов социального контроля и становятся ненадежными
в общении детские формы контроля, основанные на соблю- дении внешних норм и послушания взрослым, сотрудниче- ство и методы, актуализирующие стремление к социально- значимой цели, должны быть основными формами взаимоот- ношений между вожатым и его подопечными.

Кроме того, старшеклассники могут быть вашими помощни- ками в деле воспитания подрастающего поколения. Условия лагеря великолепная возможность на основе принципа сво- боды и ответственности развивать свои способности в само- организации, в построении своего будущего, своего благопо- лучия: социального, физического и душевного.

Важные дела старшеклассников в разные периоды смены

Позиция вожатого

Основные виды деятельности

Методические советы

Организационный период смены

Старший друг, заботливый,

в меру строгий

и требовательный
Показываю себя, лагерь, людей лагеря
Знакомство и взаимопонимание. Создание установки: «Мы можем сделать мир лучше»

Внутри отряда:

  1. Тренинги общения, командообразова- ния, преодоление психологических барьеров (огонек- знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль);

  2. Творческое отрядное дело:

«Бренд отряда» (название, миссия и девиз отряда)

Вне отряда:

1. Участие в сборе знакомства (представление отряда)

Дела должны быть общественно- направленными Предусмотрите ролевое распределение обязанностей Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:

1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией

и авторитетом);



Продолжение табл.








  1. Творческая группа (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания, анализирует со всеми);

  2. Совет дела (избирается из представителей всех групп)

Вызовите интерес к себе и к другим

Основной период смены

Консультант- инструктор, сотрудник:

«Давайте попробуем вместе»
Основной вид деятельности вожатого: рядом с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел

Интенсивное общение в группах. Участие в общих делах лагеря.
Коллективные творческие дела, огоньки, квесты, диспуты, круглые столы, брифинги, интеллектуальные бои, КВН, проектная деятельность

Дела должны быть ориентированы

на базовые потребности старшеклассников (жажда самовыражения, самопознания и саморазвития)

Делегирую полномочия в организации отрядных дел. Поддерживаю инициативу

Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные
Мозговой штурм, конкурс идей и др.

Организуйте встречу с детьми из младших отрядов, побуждайте заботиться о других




Продолжение табл.


Итоговый период смены

Старший друг, заботливый и понимающий,

Общение в небольших группах и парах

Дела по-прежнему должны быть ориентированы

готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым

Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность
Игры: спортивные, деловые, ролевые
Поэтические вечера, вечера авторской песни, конкурс газет и рассказов

на базовые потребности старшеклассников
Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами.

Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир.
Проведите упражнения на познание себя






РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ


ОТ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Итак, дорогой друг, теперь ты знаешь, что, начиная любое дело с детьми, необходимо опираться на их возрастные осо- бенности и психологическую структуру деятельности.

В чем заключается технология проведения мероприятий в соответствии с логикой смены?

Твой первый шаг и твоя главная функция побудить ребен- ка к деятельности, превратив его потребность (например, желание быть сильным или авторитетным в группе) в мотив, побуждающий его достигать цели. Для этого тебе нужно со- риентироваться в ситуации: узнать, что любят дети, как при- выкли проводить свое свободное время, занимаются ли они спортом, как относятся к режиму дня и питанию. В этом тебе помогут методы и приемы актуализирующие (активизирую- щие, оживляющие) потребности детей, превращающие по- требность в мотив.
К примеру, если вы поставили свей целью приобщение детейкздоровомуобразужизни,по возможности, устрой- те встречи с интересными людьми (военнослужащими, спор- тсменами, космонавтами, артистами и др.), просмотр с по- следующим обсуждением видеороликов о здоровом образе жизни, о причинах страданий людей от болезней. Викторины с младшими школьниками позволят и вожатому, и детям вы- яснить, что они знают, а что не знают о здоровье, диспуты со старшеклассниками – понять, почему так важно быть
здоро- вым, что здоровье это дар, который необходимо сохранять и преумножать. Теперь, когда ребенок психологически готов к действию, переходи ко второму шагу

Твой второй шаг и твоя вторая функция – помочь ребенку са- мому поставить цель как образ желаемого результата. В нашем примере выше – выстроить об- раз здоровья. Пусть ребенок сделает коллаж своего буду- щего, расскажет о своей мечте,

сочинит сказку. И, наконец, помоги ему формализовать его цель, поставить конкретные задачи. К примеру, «Я хочу стать космонавтом, для этого мне нужно быть здоровым. Чтобы быть здоровым, я должен ежедневно делать зарядку, зани- маться спортом, соблюдать режим дня и правильно питать- ся». Если дети сами определили данные ориентиры, у вас не будет необходимости в методах принуждения детей к со- блюдению режимных моментов в организационный период смены.
Третий шаг помоги ребенку, здесь и сейчас, принять реше- ние – действовать, определить самостоятельно свою роле- вую позицию в этом конкретном деле. Только помни, дорогой друг, что в этом процессе ты лишь помощник. Ребенок должен принять решение сам. Иначе ты столкнешься с сопротивле- нием, так как у ребенка не будет энергии для движения к цели.

Шаг четвертый и твоя функция на этом этапе – помощь ре- бенку в реализации его личной программы действий. Твоя функция здесь регулирующая. Ты можешь различными прие- мами и методами помочь детям не соскользнуть с цели, удер- живая их внимание на стратегической задаче.

Проводи с ними подвижные и деловые игры, конкурсы, дис- путы, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам, органи- зуй проектную деятельность.
Можно, например, разработать проекты «Мое здоровье в моих руках», «В здоровом теле – здоровый дух», «Мы, природа и наше здоровье» и др.




Шаг пятый твоя главная функция на этом этапе диагности- ческая. Помни, что в конце каждого дела необходимо не толь- ко подвести итоги совместной работы, но и выявить факто- ры, которые способствовали успеху, развитию у детей таких качеств, как решительности, целеустремленности, смелости, ответственности, дисциплинированности, настойчивости.
Определи, изменился ли их стиль поведения, смогли ли они преодолеть некоторые трудности в общении друг с другом.

На этом этапе тебе помогут квесты, эстафеты, спартаки- ады, а также методы, побуждающие детей к рефлексии: мини-рассказы о своих достижениях и трудностях (к при- меру: «Как я шел к цели», «Мои внутренние враги на пути к здоровью» и т.п.), приемы «Стена откровений», «Поляна идей» и др.

Методика незаконченных предложений детям особенно нра- виться, она организует их рефлексию в нужном для получения информации направлении:

  1. В этом деле мне больше всего понравилось..., а не понра- вилось...;

  2. Я с большим удовольствием принимал (а) участие в…;




  1. Я бы не рекомендовала проводить такие мероприятия, как...;

  2. В моем вожатом мне нравится…, но хотелось бы, чтобы они....

В конце смены можно провести конкурс мини-рассказов на тему: «Какой для меня была эта смена?» или конкурс газет по итогам смены, организовать огоньки с веселыми заданиями, шутками, играми.

Предложите детям придумать подарки и призы друг другу и тем, кто особо в чем-то отличился. В результате вы сможете увидеть насколько значимыми для детей были