Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

попастьвДетство.Хотьнапаруминут…

Это не сказка и не фантазия. Каждый может подарить себе кусочек детства. Посмотреть на мир глазами ребенка. Если толькозахочет.Есливспомнит,чтовсемыначиналисьсДет- ства… (ЗлатаЛитвинова)



Напутствие вожатому




Дорогой друг!



На тебя возложена ответственная, почетная миссия сохра- нение и преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности. Через какие-то 5–10 лет – это здоро- вое, сильное, красивое поколение будет строить наше бла- гополучное, счастливое общество, представлять нашу Роди- ну на международной арене. Врачи, педагоги, космонавты, спортсмены, олимпийские чемпионы, мастера своего дела, защитники отечества все они сегодня просто дети. Твоя за- дача помочь раскрыть потенциал каждого уже сейчас, преум- ножить их здоровье, способности и творческие возможности.

Не потеряли своей актуальности и в настоящее время сло- ва великого русского писателя Максима Горького о том, что

«Дети – это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на вели- кую работу строительства новых форм жизни».

Уважайте детство, любите детей и помните, что «Годы дет- ства – это прежде всего воспитание сердца» (Сухомлин- ский С.А).

Дорогой друг, чтобы успешно осуществить твою важней- шую для общества миссию, тебе необходимо создать для детей психологически безопасное развивающее простран- ство с учетом их возрастных особенностей. Мы постара- лись в этих методических рекомендациях кратко рассказать
тебе об основных закономерностях психического развития младших школьников, подростков и юношей. Надеемся, что наши методические рекомендации по организации жизне- деятельности детей в разные периоды смены позволят тебе создать временный детский коллектив, в котором ребенок сможет реализовать свой потенциал творческой

и активной личности, будет чувствовать себя счастливым и успешным.

Успехов тебе в твоем благородном деле!


РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ



Вожатый детского лагеря – это не просто педагогическая профессия, это некое призвание, состояние души.

Чем вожатый отличается от педагога?


Педагог – это человек, который отвечает за образование детей. Это зрелый, опытный человек. Он осуществляет про- цесс образования посредством обучения и воспитания. От- ношения с педагогом, к сожалению, не всегда наполнены ра- достью. В силу того, что в обучении используются такие ин- струменты как отметка и порицание. Знания, которые даются впрок, не становятся для ребенка значимыми, а процесс их присвоения зачастую не наполнен личностным смыслом, т.е. значением для себя. Ребенок, даже тот, который хорошо учит- ся, порой учится, потому, что не хочет неприятностей от педа- гогов, родителей и сверстников. Даже если ребенок не боит- ся педагога, он все равно относится к нему как «взрослому».

Хотя вожатый тоже участвует в образовании детей, самое главное отличие вожатого от педагога и самое большое его преимущество в субординации. Вожатый для ребенка, пре- жде всего старший товарищ, друг, с которым можно поде- литься радостью, обратиться за советом в любую трудную минуту. Вожатый использует в большей степени методы, ко- торые в ситуации здесь и теперь приносят ребенку радость:
игры, соревнования, эстафеты, очень «важные» дела, повы- шающие самооценку каждого ребенка.

Вожатый – это вожак, тот, кто ведет за собой.



Запомни! Вожатый не судья! Не манипулятор! А старший друг и товарищ!

Поэтому,
дорогой друг, неоспоримым условием твоей вожат- ской деятельности является любовь к детям. Только при этом ты сможешь без методов принуждения, радостно вести за со- бой.

Как проявляется вожатская позиция любви и добра?


Запомни! Вожатская позиция любви и добра проявляет- ся в общем деле!


Как вожатый ведет за собой? Почему дети готовы без принуж- дения следовать правилам коллективного взаимодействия? Почему порой это не получается и цель, которую мы перед собой ставим не достигает результата?

Как организовать общее дело? Можно дать мяч, пусть бегают и не мешают мне жить.

Можно развести по кружкам, пусть попоют и порисуют.
А тогда где твоя вожатская позиция? Без авторитета быть во- жаком невозможно!

Каковы условия успешной организации деятельности детей?



Это очень важно!



Для того, чтобы правильно организовать деятельность детей необходимо:

  • Знать психологическую структуру деятельности;




  • Знать возрастные особенности детей;




  • Определить соответствие содержания деятельности и тех- нологии ее организации и проведения возрастным особенно- стям детей.

Вы можете возразить: «Зачем вожатому знать возрастные особенности детей? Достаточно выучить несколько игр, запа- стись парочкой сценариев, методических разработок, и до- статочно!».

Любое дело (игра, труд, учеба) имеет свою универсальную психологическую структуру.

Почему психологическую? Потому, что деятелем является че- ловек, обладающий душой (психикой).

Без знания этой структуры
деятельности, нам трудно понять, почему мы достигаем или нет цели. Невозможно, осознать необходимость в знании возрастных и индивидуальных осо- бенностей деятеля.

Что является компонентами психологической структуры деятельности?

Не будучи психологом или педагогом, человек, далекий от этих профессий может сказать, что любое дело имеет цель, задачи действие и результат.

Однако не каждый знает, что в зоне комфорта находятся лож- ные цели.

Настоящая цель, способствующая успеху и развитию, нахо- дится в реальности, сопряженной с трудностями, противо- речиями, а, следовательно, с дискомфортом. Такой реально- стью для детей, является временный детский коллектив. Это самый благоприятный период для развития личности ребен- ка. Как его не пропустить?

Главное в этот период поставить перед собой правильные цели и разбить их на задачи.

Что значит правильные цели? Как их определить? Где крите- рии правильности?

Что заставляет взаимодействовать двух людей? Что обеспе- чивает эффективность такого взаимодействия?

Источником активности человека, да и любого живого суще- ства являются потребности. Потому, что потребностьпси- хофизиологическоепереживаниедефицитавчем-либо.

Однако, потребность – это еще не причина активности.
Побудительной силой и причиной активности является мо- тив. Потому, что мотив – это опредмеченная потребность,
актуализированная внешним стимулом (не просто хочу есть, а хочу съесть именно это…).

Теперь я готов поставить перед собой цель как образ желае- мого результата. Цель направляет активность субъекта.

Для достижения цели необходимы: