Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 577
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Эффективная профилактика конфликтов подразумевает вы- работку в организационный период смены предельно четких нормиправилжизнедеятельностикаквотряде,такивлагере в целом, которые должны выполняться всеми без исключения.
Необходимо помнить! Правила жизнедеятельности в от- ряде будут выполняться детьми настолько, насколько сами вожатые последовательны и принципиальны в выдвижении своих требований к детям, а также насколько вожатые будут нацелены на то, чтобы эти правила выполнялись.
К наиболее важным общепризнанным нормам и правилам жизни в детском лагере можно отнести следующие:
-
недопустимость физической и психологической агрессии (вожатый должен быть гарантом физической, эмоциональ- ной, психологической безопасности детей);
-
нравственный запрет на осмеяние любых предложений то- варищей; -
необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информация о конкретных детях не должна выходить за пре- делы отряда).
Предлагаем примерные конспекты занятий, которые могу служить хорошим средством профилактики конфликтов сре- ди детей в детском лагере:
-
Примерный конспект занятия для младших школьни- ков и младших подростков по теме «Умение работать вкоманде».
Цель: формирование умений и навыков конструктивного вза- имодействия с другими детьми.
Рекомендации вожатому: Перед проведением этого заня- тия стоит сформулировать свое понимание коллектива в дет- ском лагере, соотнести его с возрастными и индивидуальны- ми особенностями детей
отряда.
Содержание занятия:
-
Вводное слово вожатого.
-
Игра «Ветер дует…» проводится с целью лучшего позна- ния воспитанниками друг друга, формирования доверитель- ных отношений в группе, создание позитивных эмоциональ- ных установок.
Инструкция: все участники рассаживаются в круг. Ведущий будет называть какие-либо характеристики человека. Те,
кому они присущи, должны поменяться местами. Ведущий стоит в центре круга и также меняется местами с детьми. Тот человек, которому не хватило места, становится ведущим.
Рекомендациявожатому:Ведущий «Ветер дует на тех, кто …» и называет какой-то внешний признак, который есть у участни- ковит.п. Вожатому нужно поддерживать игру на высоком уровне.
Варианты предложений:
«Ветер дует на тех, у кого темные волосы»
«Ветер дует на тех, у кого светлые кроссовки»
«Ветер дует на тех, у кого есть домашнее животное» и т.п.
-
Игра «Башня» (работа в группах) проводится с целью фор- мирования доверительных отношений в группе, сплочения коллектива.
Инструкция:Отряд необходимо разделить на группы по 5-6 че- ловек. Каждая группа должна построить башню из материала, который лежит на столе (бумага, скрепки, два набора соломки для коктейля, клейкая лента и др.). Важное условия – башня должна быть устойчивой и простоять не менее 2-х минут.
Рефлексия:
-
Легко ли было справиться с заданием?
-
Какие сложности встретились при выполнении задания?
-
Легко ли было принимать совместные решения? Были ли конфликтные столкновения между участниками команды? -
Все ли одинаковое участие принимали в работе?
-
Игра «Необитаемый остров» или игра «Лестница». Данные игры проводятся с целью выявления лидеров и их стратегии поведения, личностных качеств игроков, обычно скрытых в повседневных контактах, степени сплочения кол- лектива.
А) Игра «Необитаемый остров».
Инструкция:Волей судьбы Вы оказались на берегу необитае- мого острова. На острове нет цивилизации. Но здесь богатый животный и растительный мир. Больше Вам об этом острове ничего не известно: ни о его размерах, ни о происхождении, ни об опасностях. Как далеко остров находиться от цивилиза- ции, и есть ли возможность Вас спасти, Вы не знаете. Нави- гационных предметов, которые помогли бы Вам себя обнару- жить, у Вас нет.
Ваша задача – создать условия, в которых Вы могли бы вы- жить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, так как люди в таких условиях часто дичают, за раздражитель- ностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Вы должны ос- воить остров, нарисовать карту, наладить социальную жизнь, создать законы и т.д.
Рекомендациявожатому:Ведущий не вмешивается в обсуж- дение, не управляет группой, не дает больше информации, чем есть в инструкции.
Рефлексия:
-
Что каждый из вас чувствовал в своей роли?
-
Сами ли участники выбрали себе роли или ему назначили?
-
Как был организован процесс обсуждения? Кем?
-
Насколько эффективно взаимодействовала группа? Б) Игра «Лестница».
Подготовкакигре:сделать из веревок два окошка – парал- лельно натянуть веревки, сделать между ними четыре пере- мычки, которые образуют два окошка, равных по размерам.
Рекомендация вожатому: Высоту от пола и ширину окошек вожатый регулирует в соответствии с возможностями участ- ников.
Инструкция:Вы путешествуете по тропическому острову. Вот уже целый месяц непрерывно идут сильные ливни, а пре- граждающая путь речка вышла из берегов. Вам нужно пере- браться на ее другой берег. Для этого вам необходимо всей командой по одному перейти через мост, проникнув в один его вход, а затем перебраться на другую сторону реки, выйдя из другого входа моста. Удачи вам!
Рефлексия:
-
Легко или сложно было выполнять задание?
-
Какие препятствия возникли при выполнении задания?
-
Как был организован процесс перехода команды на другую сторону? -
Были ли те, кто руководил переходом всей группы?
-
Насколько эффективно взаимодействовала группа?
-
Коллаж «Наша идеальная группа».
Рекомендации вожатому: Заранее необходимо подготовить материал для коллажа: ненужные журналы, ножницы, ватман, скотч и т.п.
-
Работа в группах.
Инструкция: Отряд необходимо разделить на группы по 5–6 человек. Каждая группа на ватмане составляет коллаж по заданной теме, используя вырезки из журналов, цветную бу- магу, цветные