Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 563
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Кроме того, помощниками вожатого являются такие личност- ные качества, как: любовь к детям, эмпатию, доброжелатель- ность, толерантность, стрессо- и конфликтоустойчивость, так-
тичность и др. Вожатый должен ориентироваться на реалии сегодняшнего дня и быть современным человеком, понимать, чем живут дети и молодежь, разбираться в новинках техниче- ской индустрии. Воспитанникам должно быть с ним интересно.
Какими основными правилами общения необходимо руководствоваться вожатому в конфликтной ситуации?
Данные правила основаны на взаимном доверии и достиже- нии справедливых соглашений:
-
сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему так, как вы ее видите; -
дайте возможность партнеру описать свое видение ситуации;
-
сообщайте о своем эмоциональном состоянии, позитивных и негативных чувствах; -
отделяйте эмоциональное состояние от решаемых задач;
-
не отвечайте агрессией на агрессию; мобращайтесь к фактам, а не к их интерпретации; -
высказывайте претензии к конкретному поведению, собы- тиям, действиям человека, а не к его личности; -
предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации.
Если не удалось предотвратить развитие конфликта, то вожа- тому необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для всех его участников.
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
Первый этап. Выявить основных и второстепенных участни- ков конфликта.
Второй этап. Провести беседу отдельно с обеими сторона- ми конфликта для выяснения причины конфликта.
Третий этап. Примирение сторон и заключение «договора сотрудниче- ства». Вожатый организует перего- воры участников конфликта с целью нахождения оптимального вариан- та разрешения конфликта. Вместе
с тем, после разрешения конфликта необходимо некоторое время наблюдать за поведением его участников, т.к. отрица- тельное отношение друг к другу может сохраняться еще не- которое время.
Таким образом, если вы в своей работе будете учитывать осо- бенности общения со взрослыми и детьми, правила и условия предотвращения конфликтного взаимодействия, то сможете эффективно решать задачи, направленные на сплочение кол- лектива, создание благоприятного психологического клима- та в отряде, снижение уровня конфликтности у его членов, а также существенно повысите свой авторитет.
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находя- щиеся в трудных жизненных ситуациях. Мы хотим вам немно- го помочь, подсказать, где лежит золотой ключик к сердцам таких ребят.
На самом деле все просто и сложно одновременно: он в зна- нии их психологии, умении выслушать и услышать
, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем [15].
Что такое «трудная жизненная ситуация и как дети могут в ней оказаться?
Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в последнее время в психолого-педагогической литературе.
Под этим понятием понимают ситуацию, объективно наруша- ющую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособ- ность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жиз- ни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и вну- тренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и дея- тельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом [25].
В отличие от взрослого человека ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, не может самостоятельно справиться с возникшими сложностями, поскольку не имеет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни знаний, ни способно- стей, ни сил. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного взрослого человека, наставника,
который бы направил его, подсказал, как правильно действовать в том или ином случае.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сфор- мулированы типичные трудные жизненные ситуации для ре- бенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
Итак, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:
-
дети, оставшиеся без попечения родителей;
-
дети-инвалиды;
-
дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имею- щие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; -
дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; -
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
-
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
-
дети – жертвы насилия;
-
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; -
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; -
дети, проживающие в малоимущих семьях;
-
дети с отклонениями в поведении;
–дети,жизнедеятельностькоторыхобъективнонарушенаврезуль- тате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Каковы психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?
Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в труд- ную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они пе-
реживаютсостояниястресса,фрустрации,конфликтаикри- зиса,которые оставляют значимый след в их психике.
Для большинства таких детей характерно следующее:
-
особенности мировоззрения: потребительская психология по отношению к близким, государству и обществу, иждивенчество; -
низкий уровень социального интеллекта: неспособность понимать общественные нормы и правила поведения, неже- лание соответствовать им, частые нарушения дисциплины, отказ от общественно-полезной деятельности, склонность к аддиктивному поведению; -
нарушения в сфере самосознания: убежденность в своей ненужности и невозможности добиться в жизни чего-то сво- ими силами, утрата веры в социальное окружение, слабораз- витое чувство ответственности за свои поступки; -
нарушение коммуникативной деятельности: трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, не- доверие к людям и отстраненность от них, отсутствие посто- янных друзей и поддержки с их стороны на фоне чувства стра- ха и одиночества; -
особенности личности: повышенный уровень тревожности и агрессивности, предрасположенность к невротическим срывам, неуверенность в себе, низкая самооценка; -
особенности эмоционального развития: неспособность по- нимать и принимать других людей (низкая эмпатия), поверх- ностность чувств, концентрация сознания только на своих переживаниях;