Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 563

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы


Кроме того, помощниками вожатого являются такие личност- ные качества, как: любовь к детям, эмпатию, доброжелатель- ность, толерантность, стрессо- и конфликтоустойчивость, так-
тичность и др. Вожатый должен ориентироваться на реалии сегодняшнего дня и быть современным человеком, понимать, чем живут дети и молодежь, разбираться в новинках техниче- ской индустрии. Воспитанникам должно быть с ним интересно.

Какими основными правилами общения необходимо руководствоваться вожатому в конфликтной ситуации?

Данные правила основаны на взаимном доверии и достиже- нии справедливых соглашений:

  • сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему так, как вы ее видите;

  • дайте возможность партнеру описать свое видение ситуации;




  • сообщайте о своем эмоциональном состоянии, позитивных и негативных чувствах;

  • отделяйте эмоциональное состояние от решаемых задач;




  • не отвечайте агрессией на агрессию; мобращайтесь к фактам, а не к их интерпретации;

  • высказывайте претензии к конкретному поведению, собы- тиям, действиям человека, а не к его личности;

  • предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации.


Если не удалось предотвратить развитие конфликта, то вожа- тому необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для всех его участников.


Каковы основные этапы разрешения конфликтов?



Первый этап. Выявить основных и второстепенных участни- ков конфликта.

Второй этап. Провести беседу отдельно с обеими сторона- ми конфликта для выяснения причины конфликта.

Третий этап. Примирение сторон и заключение «договора сотрудниче- ства». Вожатый организует перего- воры участников конфликта с целью нахождения оптимального вариан- та разрешения конфликта. Вместе

с тем, после разрешения конфликта необходимо некоторое время наблюдать за поведением его участников, т.к. отрица- тельное отношение друг к другу может сохраняться еще не- которое время.

Таким образом, если вы в своей работе будете учитывать осо- бенности общения со взрослыми и детьми, правила и условия предотвращения конфликтного взаимодействия, то сможете эффективно решать задачи, направленные на сплочение кол- лектива, создание благоприятного психологического клима- та в отряде, снижение уровня конфликтности у его членов, а также существенно повысите свой авторитет.

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ


В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находя- щиеся в трудных жизненных ситуациях. Мы хотим вам немно- го помочь, подсказать, где лежит золотой ключик к сердцам таких ребят.

На самом деле все просто и сложно одновременно: он в зна- нии их психологии, умении выслушать и услышать

, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем [15].

Что такое «трудная жизненная ситуация и как дети могут в ней оказаться?

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в последнее время в психолого-педагогической литературе.

Под этим понятием понимают ситуацию, объективно наруша- ющую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособ- ность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жиз- ни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и вну- тренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем выбрать или принципиально новые стратегии поведения и дея- тельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом [25].

В отличие от взрослого человека ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, не может самостоятельно справиться с возникшими сложностями, поскольку не имеет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни знаний, ни способно- стей, ни сил. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного взрослого человека, наставника,
который бы направил его, подсказал, как правильно действовать в том или ином случае.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сфор- мулированы типичные трудные жизненные ситуации для ре- бенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Итак, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:



  • дети, оставшиеся без попечения родителей;




  • дети-инвалиды;




  • дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имею- щие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

  • дети жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;




  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;




  • дети – жертвы насилия;




  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях;




  • дети с отклонениями в поведении;


–дети,жизнедеятельностькоторыхобъективнонарушенаврезуль- тате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


Каковы психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?

Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в труд- ную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они пе-
реживаютсостояниястресса,фрустрации,конфликтаикри- зиса,которые оставляют значимый след в их психике.

Для большинства таких детей характерно следующее:


    • особенности мировоззрения: потребительская психология по отношению к близким, государству и обществу, иждивенчество;

    • низкий уровень социального интеллекта: неспособность понимать общественные нормы и правила поведения, неже- лание соответствовать им, частые нарушения дисциплины, отказ от общественно-полезной деятельности, склонность к аддиктивному поведению;

    • нарушения в сфере самосознания: убежденность в своей ненужности и невозможности добиться в жизни чего-то сво- ими силами, утрата веры в социальное окружение, слабораз- витое чувство ответственности за свои поступки;

    • нарушение коммуникативной деятельности: трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, не- доверие к людям и отстраненность от них, отсутствие посто- янных друзей и поддержки с их стороны на фоне чувства стра- ха и одиночества;

    • особенности личности: повышенный уровень тревожности и агрессивности, предрасположенность к невротическим срывам, неуверенность в себе, низкая самооценка;

    • особенности эмоционального развития: неспособность по- нимать и принимать других людей (низкая эмпатия), поверх- ностность чувств, концентрация сознания только на своих переживаниях;