Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 580

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?



Каждый из вас может помочь ребенку, оказавшемуся в труд- ной жизненной ситуации.

Для этого необходимо:


  1. Не проходить мимо и не отворачиваться от него;




  1. Оказать помощь в адаптации к детям в отряде и к особен- ностям лагерной жизни;

  2. Оказать помощь в выборе и посещении кружков и секций;




  1. Включать в общелагерные мероприятия, подбадривать и вдохновлять на достижения;

  2. Расширять спектр ролевого поведения, формировать на- выки конструктивного взаимодействия в конфликтных си- туациях;

  3. Не требовать «полагающегося» поведения и свести кминимуму свои ожидания и претензии, предоставить возможность для самостоятельного принятия реше- ний;

  4. Если с ребенком в лагере произошло форс-мажорное со- бытие, необходимо быть рядом с ним, успокоить его ипод- держать.



Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют особую категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как взаимодействовать с таким ребенком?

Работа с ребенком с ограниченными возможностями здоро- вья невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения предполагает свой особый под- ход, который включает:


    1. Обеспечение психологической безопасности ребенка;




    1. Содействие в приспособлении к окружающим условиям;





    1. Единство совместной деятельности;




    1. Мотивирование ребенка к участию в жизни лагеря.



Как поддерживать дисциплину в отряде?


Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых вза- имоотношений и продуктивного сотрудничества. Она направ- ляет, развивает самоконтроль, позволяет избежать многих проблем и ошибок.



Запомни! Базовые правила дисциплины:





  1. Единство требований вожатых условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый за- претил что-либо, а другой разрешил, если один сказал:

«Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.


  1. Наводить дисциплину необходимо с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жест- кие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытать-

ся укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и ме- нять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.

  1. Работа по укреплению дисциплины начинается с мело- чей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.

  2. Обращение ко всем сразу это обращение ни к кому. Де- лая замечание, следует адресовать его к конкретному че- ловеку. Остальные сами сделают соответствующие выво- ды, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.

  3. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии осталь- ных. В паре «ведущий ведомый» воздействуй на ведомо- го. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный пере- вес» взрослых.





  1. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не сле- дует.

  2. Хвали громко ругай тихо! [3; 30].




Как избежать дисциплинарных проблем?




Обязательно:


  • спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности;

  • никогда не начинайте мероприятия неподготовленным;




  • будьте дружелюбны, а также открыты в любое время;




  • развивайте чувство юмора;




  • не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказыва- ниям;

  • не придирайтесь;




  • будьте справедливы, не заводите любимчиков;




  • проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это слож- но сделать;

  • наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик;

  • давайте четкие и ясные инструкции и команды;




  • избегайте использования сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.

Никогда:


  • не наказывайте в гневе;




  • не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить;


  • не принуждайте к извинениям при всех (очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы);




  • не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навеши- вания ярлыков (такое наказание лишь усиливает противосто- яние или же вызывает смех, а некоторые дети расценивают его даже как своеобразное поощрение) [30].



Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное дей- ствие, обязательно побеседуйте с провинившимся ребенком. Если это встретит понимание с его стороны, и он будет потом готов к сотрудничеству – наказаний можно избежать.
В конеч- номсчетевысшеедостоинствовзрослогосостоитвумении стать ребенку настоящим другом и быть к нему милосерд- ным. Помните: если вы создадите в отряде хорошую,душев- нуюатмосферудлякаждогоребенка,еслидетямбудеттепло и уютно с вами, то и проблем с дисциплиной у вас никогда не возникнет!

В группах (5–6 человек) обсудите каждый из вопросов, поста- райтесь прийти к единому мнению (10–15 мин).

Во время работы выберите ведущего группы, функции кото- рого заключаются в том, чтобы следить за тем, чтобы в группе соблюдались правила, чтобы мнение каждого члена группы было услышано.

Рекомендациивожатому:Прийти к единому мнению означа- ет не просто принятие мнения большинства, а то, что каждый участник согласен с доводами, выдвигаемыми в пользу вы- бранного ответа.
2.3. Обобщение.
Выберите в группах того, кто сделает сообщение о результа- тах работы для всего класса.

Рекомендации вожатому: Если в группе по какому-либо во- просу не удалось прийти к единому мнению, выступающий должен выразить и имеющиеся особые мнения.

Предложенные высказывания подобраны так, что не суще- ствует однозначно правильного ответа на них. Поэтому задача ведущего обобщить все сказанное группами, это позволит создать объемную картину о понятии здорового образа жизни.
  1. Коллаж «Здоровый образ жизни» (45 мин).



Рекомендации вожатому: Заранее необходимо подготовить ненужные журналы, ножницы, ватман.


Часто